Содержание

Постановка на учет объектов негативного воздействия

Постановка на учет объектов, оказывающих негативное воздействие

Заявка о постановке на учет объектов НВОС (бланк)

Организации и ИП, которые эксплуатируют объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), должны ставить такие объекты на государственный учет (п. 1 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ ).

Напомним, что объект НВОС – это объект капитального строительства или другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением или неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ ). Строящиеся объекты подлежат постановке на государственный учет после их ввода в эксплуатацию.

О порядке постановки на учет объектов НВОС расскажем в нашей консультации.

Что не является объектом НВОС?

В качестве самостоятельных объектов НВС не рассматриваются отдельные единицы оборудования, а также земельные участки. Не являются объектами НВОС и не ставятся на учет объекты, которые не соответствуют критериям отнесения объектов к I, II, III или IV категорий, которые утверждены Постановлением Правительства от 28.09.2015 № 1029. Так, например, открытые автостоянки и подобные территории не являются стационарными источниками выбросов (Письмо Минприроды от 18.09.2015 № 12-44/22962). Однако в отношении гаражей (даже используемых только для хранения, въезда и выезда автотранспорта), которые оборудованы вытяжной вентиляцией, стационарным источником выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух будет являться труба вытяжной вентиляции. А потому ставить на учет гараж и иные аналогичные здания, строения или помещения придется (Письмо Росприроднадзора от 14.02.2018 № РН-04-03-27/2839).

В то же время, нужно учитывать, что одно лишь образование и накопление отходов не являются критериями отнесения объекта к одной из четырех категорий негативного воздействия на окружающую среду. Поэтому если организация или ИП (к примеру, офисы, школы, детские сады и т.д.) образуют отходы (не осуществляя деятельность по размещению отходов самостоятельно) и при этом не оказывают иных видов негативного воздействия на окружающую среду, указанных в Постановлении Правительства от 28.09.2015 № 1029, то объекты НВОС в таком случае у них не возникают.

Постановка объектов НВОС на государственный учет

Порядок постановки объекта на учет как НВОС предусмотрен ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ . На каждый объект, который оказывает негативное воздействие на окружающую среду, формируется заявка (п. 3 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ ). Форма заявки утверждена Приказом Минприроды от 23.12.2015 № 554.

Скачать бланк заявки о постановке на учет объектов НВОС можно в формате Word по ссылке.

Заявка может быть представлена в электронном виде, передана лично или направлена посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о получении.

О способах подготовки заявки о постановке на учет объекта НВОС в электронном виде расскажем ниже.

Модуль природопользователя или личный кабинет: постановка на учет объекта НВОС

Для постановки на учет в Росприроднадзоре объектов НВОС подготовка заявки в электронном виде возможна следующими способами:

  • через личный кабинет природопользователя в сети Интернет по адресу https://lk.fsrpn.ru;
  • в модуле природопользователя;
  • в стороннем программном обеспечении.

Для работы в личном кабинете необходимы:

  • подтвержденная учетная запись в ЕСИА http://esia.gosuslugi.ru;
  • сертификат электронной подписи, который может быть получен в Удостоверяющем центре, аккредитованном в Минкомсвязи.

Что касается модуля природопользователя, то это свободно распространяемое программное обеспечение, которое можно скачать с сайта Росприроднадзора http://rpn.gov.ru/otchetnost.

Подготовить заявку для постановки на учет объекта НВОС можно и в стороннем программном обеспечении при условии использования открытого формата XML, опубликованного по адресу http://rpn.gov.ru/node/27639 (файл «Компаниям, имеющим корпоративную систему учета в области экологии»).

Куда подавать заявку

Заявка о постановке на государственный учет объектов негативного воздействия подается по месту нахождения объекта (ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ ):

  • в территориальный орган Росприроднадзора — по объекту, подлежащему федеральному государственному экологическому надзору;
  • в орган исполнительной власти субъекта РФ — по объекту НВОС, подлежащему региональному государственному экологическому надзору.

Напомним, что федеральному экологическому надзору подлежат объекты НВОС, которые:

  • или соответствуют I категории объектов в соответствии с Постановлением Правительства от 28.09.2015 № 1029 (к примеру, деятельность по производству нефтепродуктов);
  • или соответствуют критериям, приведенным в Постановлении Правительства от 28.08.2015 № 903 (например, объект размещается в границах особо охраняемой природной территории федерального значения).

Плата за подачу заявления и постановку на учет объекта НВОС не взимается (п. 15 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ ).

Свидетельство о постановке на учет объекта НВОС

На основании заявок объекты НВОС включаются в реестр постановки на учет объектов негативного воздействия.

В течение 10 календарных дней со дня получения заявки территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта РФ обязаны поставить объект на государственный учет с присвоением ему кода и категории объекта, а также выдать организации или ИП свидетельство о постановке на государственный учет такого объекта (п. 4 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ ).

Актуализация постановки на учет объектов негативного воздействия

Сведения об объектах НВОС подлежат актуализации в связи с представлением организациями или ИП сведений (п. 6 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ ):

  • о замене организации или ИП, ведущих деятельность на объекте НВОС, реорганизации организации в форме преобразования, об изменении ее наименования, места нахождения, а также об изменении фамилии, имени, отчества, места жительства ИП, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
  • об изменении места нахождения объекта НВОС;
  • об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
  • об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

При актуализации сведений об объекте НВОС организация или ИП в течение не более 10 рабочих дней со дня подачи подтверждающих документов получают свидетельство об актуализации учетных сведений (п.п. 9, 10 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ ).

Постановка на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

С 01.01.2016 в законодательство введена новая обязанность природопользователей — направлять органам государственного экологического надзора информацию об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в целях их государственного учета (ст. 69 и 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», далее — Закон № 7-ФЗ). При этом нельзя не отдать должное изобретательности законодателей, предложивших природопользователям сочетание «кнута и пряника».

Обязанность по постановке объекта на учет и последствия ее неисполнения

Подчеркнем: речь идет о постановке на учет не самих организаций и индивидуальных предпринимателей, а используемых ими объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Положениями статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ установлены:

а) обязанность природопользователей подавать заявки о постановке объектов на учет в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ (п. 1).

Показательно, что практически все комментарии по данному вопросу указывают на необходимость подавать заявки в Росприроднадзор. Действительно, пунктом 5.5 (10) Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 на данное ведомство возложена функция по ведению федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. Последнее, крайне важное, обстоятельство нередко упускается из виду.

Между тем, критерии, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору», позволяют отнести к таким объектам весьма ограниченное их количество.

Подавляющее большинство объектов негативного воздействия, принадлежащих «безвредным» природопользователям (офисы, магазины и т. п.) подлежит региональному экологическому надзору. Соответственно, заявки о постановке объектов на учет должны направляться органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Подчеркнем: обязанность природопользователя подать заявку о постановке на государственный учет объекта, который оказывает негативное воздействие на окружающую среду, обусловлена самим фактом наличия такого объекта и не зависит от того, обязан ли природопользователь вносить плату за негативное воздействие окружающую среду.

б) срок подачи заявки о постановке объектов на учет (в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации объекта) (п. 2).

Помимо установления указанного срока, законодатель определил и общий срок для постановки на учет объектов негативного воздействия, использовавшихся на момент вступления в силу рассматриваемых поправок в Закон № 7-ФЗ.

Читать еще:  Пособие по безработице в 2018 году в краснодарском крае

Данный срок установлен пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он составляет два года со дня вступления в силу указанного закона (01.01.2015). Подробный комментарий экспертов 1С читайте тут.

Позволим себе не согласиться с Росприроднадзором и авторами многочисленных комментариев, утверждающими, что объекты негативного воздействия должны быть поставлены на учет не позднее 31.12.2016 года (письмо Росприроднадзора от 28.04.2016 № АС-03-04-36/7884). Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 1 ст. 191 и ст. 193 ГК РФ). То есть, в данном случае срок для постановки объекта на учет истекает 09.01.2017. Однако необходимо учитывать, что постановке на учет предшествует подача соответствующей заявки, для рассмотрения которой также установлен срок (см. ниже).

в) порядок утверждения формы заявки о постановке на учет (п. 3).

Полномочия по утверждению формы заявки предоставлены уполномоченному Правительством РФ федеральному органу исполнительной власти. Таким органом является Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды России), которое уже приняло соответствующий нормативный акт — приказ от 23.12.2015 № 554. Важно отметить, что данный приказ вступил в силу только 05.07.2016 (с момента вступления в силу Постановления Правительства РФ от 23.06.2016 № 572).

Введение в действие нормативного акта, утвердившего форму заявки о постановке объекта на учет, создало основу для практического исполнения положений статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ, дав природопользователям возможность подавать заявки в уполномоченные государственные органы. В связи с этим озвученное Росприроднадзором в письме от 28.04.2016 № АС-03-04-36/7884 предложение о переносе срока окончания учета на 31.12.2017 с соответствующим внесением изменений в действующее законодательство, вероятнее всего, утратило свою актуальность.

г) срок исполнения заявки (постановки объекта на учет) (п. 4).

Уполномоченный орган обязан осуществить постановку объекта на учет и выдать соответствующее свидетельство в течение 10 дней с момента подачи заявки.

Соотнеся срок рассмотрения заявки со сроком исполнения обязанности по постановке на учет объектов, использовавшихся на дату вступления в силу статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ, можно сделать вывод, что заявка должна быть получена уполномоченным органом не позднее 30.12.2016.

д) обязанность природопользователей представлять сведения, необходимые для актуализации имеющейся информации (п. 6) и срок для исполнения данной обязанности (п. 7).

Природопользователи обязаны подавать такие сведения в срок не позднее чем через 30 дней со дня государственной регистрации соответствующих изменений.

Данная обязанность, не будучи примечательной сама по себе, ставит перед участниками рассматриваемых отношений весьма трудноразрешимую задачу:

Кто обязан подавать заявку: собственник объекта или его арендатор?

К сожалению, ни Закон № 7-ФЗ, ни подзаконные акты не дают прямого ответа на этот вопрос. Согласно пункту 1 статьи 69 данного закона объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах. Абсолютно очевидно, что в контексте данной нормы речь идет о реализации правомочия пользования объектом, что позволяет рассматривать в качестве обязанного лица пользователя объекта (арендатора).

Данный вывод, казалось бы, подтверждается положениями пункта 6 статьи 69 Закона № 7-ФЗ, в котором необходимость актуализации сведений связывается с заменой юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте. Как видим, о смене собственника объекта речь не идет.

Однако в пункте 7 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ говорится о представлении сведений в течение тридцати дней со дня государственной регистрации изменений, указанных в абзацах втором и третьем пункта 6 этой статьи. Таким образом, законодатель связывает необходимость актуализации имеющейся информации не просто с «заменой» (термин достаточно сомнительный сам по себе) природопользователя, использующего объект, а с заменой, предполагающей осуществление государственной регистрации данного факта.

В соответствии с пунктом 2 статьи 651 ГК РФ государственная регистрации договора аренды здания или сооружения является обязательной лишь в том случае, если такой договор заключен на срок не менее года. Как разъяснил Президиум ВАС РФ в информационном письме от 01.06.2000 № 53, данное правило применяется и к договорам аренды нежилых помещений.

Таким образом, смена арендатора нежилого помещения (в частности, офиса в бизнес-центре) не влечет за собой обязанность актуализировать сведения об объекте, ранее поставленном на учет. Соответственно, лишена смысла сама постановка на учет объекта арендатором, пользующимся этим объектом на основании договора краткосрочной аренды (до одного года).

Не претендуя на абсолютную истину, возьмемся предположить, что обязанность подавать заявку о постановке на «экологический учет» объекта, используемого на основании договора аренды, возлагается на:

  • арендодателя (если договор аренды не подлежит государственной регистрации);
  • арендатора (если договор аренды подлежит государственной регистрации)

Ответственность за невыполнение обязанности по своевременной подаче заявки о постановке на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, а также сведений для актуализации учетной информации, установлена статьей 8.46 КоАП РФ. Для организаций и индивидуальных предпринимателей штраф составляет от 30 до 100 тыс. руб.

Следует подчеркнуть, что ответственность установлена не за невыполнение обязанности по постановке объекта на учет, а за неподачу в срок соответствующей заявки. То есть, наказуемым является несовершение обязанным лицом начальных действий вне зависимости от их результата.

Экономическое стимулирование «экологического учета»

Как отмечено выше, законодателю удалось совместить административное принуждение природопользователей к постановке объектов на учет с экономическим стимулированием их к выполнению данной обязанности. Это нашло нормативное оформление в пункте 1 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ, введенной в действие с 01.01.2016. Согласно данной норме субъектами платы за негативное воздействие на окружающую среду не являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Пожалуй, впервые в отечественном законодательстве столь определенно заявлено об отсутствии фискального интереса в сфере природопользования к лицам, не оказывающим сколько-нибудь значительного воздействия на окружающую среду.

Такой подход представляется абсолютно правильным — как с точки зрения формирования благоприятной бизнес-среды, так и с позиции сосредоточения усилий контролирующих органов на реальных, а не номинальных загрязнителях. Уместным следует признать и отказ законодателя от использования такого сомнительного критерия, как «субъекты малого и среднего предпринимательства», который оставляет «за бортом» природопользователей, представляющих некоммерческую сферу (школы, медицинские и социальные учреждения, органы власти и управления, общественные и религиозные организации).

Насколько удачен выбранный законодателем критерий освобождения от платы, основанный на категорировании объектов негативного воздействия? Ответ на этот вопрос даст только время. Сейчас очевидно лишь то, что к указанным категориям объектов проявляется весьма значительный интерес со стороны природопользователей.

Категории объектов негативного воздействия описаны в статье 4.2 Закона № 7-ФЗ, а критерии отнесения объекта к той или иной категории — в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029.

Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на учет. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

К объектам IV категории относятся объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду (п. 1 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ). Большинство специалистов полагает (и эта точка зрения представляется абсолютно верной), что к таким объектам будут относиться так называемые «безвредные природопользователи».

Отрадно, что Росприроднадзор в письме от 29.09.2016 № АА-03-04-32/20054 также акцентировал внимание на том, что «представляется целесообразным отнесение таких объектов (офисные помещения, школы, детские сады и т. д.) к IV категории объектов НВОС».

Постановка объекта на учет и присвоение ему той или иной категории оформляется соответствующим свидетельством. Типовая форма свидетельства доведена письмом Росприроднадзора от 01.09.2016 № 176-03-00-36/17836.

Обобщая изложенное, сделаем следующий вывод. Законодатель не просто возложил на природопользователей новую обязанность, а сделал крайне важный шаг, избавляющий тех, чья деятельность не причиняет сколько-нибудь существенного вреда окружающей среде, от исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, представления соответствующих деклараций.

При всех недостатках процедуры «экологического учета» его результатом должно стать существенное снижение административного давления не только на бизнес, но и на некоммерческий сектор.

От редакции

В программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 поддерживается возможность формирования Заявки о постановке на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду по форме, утв. приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554. Она доступна в рабочем месте «1С-Отчетность» — вкладка «Уведомления».

Мнение экспертов 1С

Объекты негативного воздействия на окружающую среду подлежат постановке на учет (ст. 69-69.2 Закона № 7-ФЗ). Сделать это нужно в срок до 31.12 2016 года (письмо Росприроднадзора от 28.04.2016 № АС-03-04-36/7884).

Согласно пунктам 1, 2 статьи 69. 2 Закона № 7-ФЗ постановка на учет осуществляется на основании заявки, которая подается юрлицами и ИП, осуществляющими хозяйственную деятельность на подобных объектах (то есть фактически эксплуатирующими такие объекты).

Из совокупности данных норм и из отсутствия в Законе № 7-ФЗ конкретных указаний на то, что представить заявку обязан именно собственник объекта, полагаем, что случае эксплуатации объекта негативного воздействия арендатором, подать заявку в уполномоченный орган должен именно арендатор.

Постановка на учет объектов НВОС. Как определить категорию НВОС?

Каждый объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, обязан заполнять заявку о постановке на учет.

Читать еще:  После окончания страховки на машину сколько дней она действует

Согласно ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об охране окружающей среды» объекты, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду, подразделяются на четыре категории. То, какая именно категория будет присвоена тому или иному объекту НВОС зависит от его уровня негативного воздействия.

1. Общая информация

Объект НВОС – это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 Закона № 7-ФЗ).

Всего существует четыре категории объектов НВОС:

  • I категория – объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий;
  • II категория – объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду;
  • III категория – объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду;
  • IV категория – объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду.

Бывают случаи, когда объект соответствует критериям, согласно которым его можно отнести сразу к нескольким категориям. Решается этот вопрос следующим образом: объекту НВОС присваивается та категория, которая соответствует категории по наибольшему уровню негативного воздействия на окружающую среду.

Отчетность для категорий НВОС:

На основании изменений начиная с 1 января 2019 года, объектам негативного воздействия на окружающую среду необходимо предоставлять следующую документацию:

  • I категория – Комплексное экологическое разрешение (КЭР);
  • II категория – Декларация о воздействии на окружающую среду (ДВОС);
  • III категория предоставляет отчет о выбросах вредных веществ;
  • IV категории НВОС достаточно провести инвентаризацию объекта.

Какими бывают источники негативного воздействия:

Под негативным воздействием понимают результат деятельности производств и предприятий, которая приводит к негативным изменениям качества окружающей среды (выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и размещение опасных отходов).

Один объект может иметь несколько источников НВОС. В качестве примера можно привести такие источники как:

  • Сварочное оборудование;
  • Газовые-котельные;
  • Водоотчисное оборудование;
  • Дизельные генераторы;
  • Технологическое оборудование;
  • Насосное оборудование.

2. Проведение инвентаризации источников НВОС (выбросы, сбросы, отходы)

Для того, чтобы получить информацию об источниках выбросов, сбросов и отходов необходимо провести инвентаризацию и составить отчет по ее итогам. То, какой именно вид инвентаризации необходимо провести объекту НВОС, зависит от хозяйственной деятельности объекта.

Инвентаризация выбросов – процесс сбора и дальнейшего упорядочивания всех полученных сведений об источниках выбросов на предприятии, о классе опасности данных источников и других параметров, количестве и составе выбросов вредных веществ в атмосферу.

26.04.2019 г. в силу вступил новый Порядок проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Со всеми особенностями данного Порядка можно ознакомиться в Приказе Минприроды России №352 от 07.08.2018 г. «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки».

Инвентаризация отходов – учет количества отходов, которые образуются в результате деятельности предприятия и их расчет.

Необходимость проведения инвентаризации объектов размещения отходов подтверждается Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018, с изм. от 19.07.2019) «Об отходах производства и потребления». В п.2 ст. 11 сказано, что необходимо проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Инвентаризация сбросов – сбор и учет данных о загрязняющих веществах, попадающих в водные объекты в результате деятельности предприятия.

В Постановлении Правительства РФ от 13.07.2019 N 891 «Об утверждении Правил проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду» подробно описываются Правила инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Кроме того, в документе прописано кому и зачем необходимо проводить инвентаризацию сбросов.

В данном материале мы делаем акцент на том, что проведение инвентаризации необходимо каждому объекту негативного воздействия на окружающую среду для постановки на учет и закреплению за ним той или иной категории НВОС.

3. Заполнение заявки на постановку объекта НВОС на учет

Абсолютно все объекты НВОС должны быть поставлены на учет (это подтверждается Федеральным законом N 7). Давайте пошагово разберем процесс постановки объекта негативного воздействия на учет.

Форма Заявки утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учёт, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью».

Заявка о постановке на учет объекта НВОС заполняется через модуль природопользователя. Программу можно скачать на сайте Росприроднадзора.

В первую очередь, для постановки объекта НВОС на учет необходима следующая информация:

– Сведения об объекте (карточка предприятия)

Содержит в себе реквизиты предприятия, информацию о руководителе предприятия, вид деятельности, объем производимых товаров.

– Сведения о воздействии объекта на окружающую среду

Указывается информация об источниках выбросов, сбросов и размещения отходов на объекте НВОС.

  • Для источников выбросов указываются их объем и масса;
  • Для источников сбросов указываются объемы сброса в расчете за год;
  • Что касается инвентаризации отходов: указываются типы отходов, их масса, координаты места их территориального размещения и номер объекта размещения отходов в гос. реестре (при наличии).

– Сведения о разрешительных документах в области охраны окружающей среды

Далее необходимо указать реквизиты документов, которые позволяют объекту оказывать воздействие на окружающую среду.

– Сведения о принимаемых мерах по обеспечению охраны окружающей среды

В данном пункте директор предприятия подтверждает, что на его объекте выполняется программа производственного экологического контроля (ПЭК) и указывает дату ее утверждения.

Если это необходимо – можно указать сведения о мероприятиях по снижению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух (какие именно мероприятия проводятся и согласование их проведения в региональных органах контроля).

Также можно указать сведения о технических средствах по обезвреживанию вредных химических веществ, эффективность. Сюда вводятся наименование и тех. характеристики.

Сведения о технических средствах по очистке сбросов загрязняющих веществ: наименование, характеристики, эффективность.

Сведения о технологиях безопасного размещения отходов 1-5 классов опасности (в случае, если они имеются). Проведение мониторинга состояния окружающей среды в местах размещения отходов необходимо описать.

Куда направляется заявка о постановке на учет объекта НВОС

После того, как Вы заполнили заявку о постановке на учет объекта НВОС, ее необходимо направить в надзорный орган. Заполненная заявка направляется в электронном виде в надзорные органы согласно территориальной принадлежности объекта. Например, по Санкт-Петербургу заявка направляется в Комитет по природопользованию охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.

Заявка подписывается руководителем юридического лица двумя способами:

• Если электронно-цифровой подписью, то заявка отправляется только в электронном виде в надзорные органы;
• Если электронно-цифровой подписи нет – заявка отправляется и в электронном, и в бумажном виде.

Срок рассмотрения заявки в среднем составляет 10 дней.

4. Результат постановки объекта НВОС на учет

После рассмотрения заявки надзорный орган отправляет свидетельство о постановке на учет в электронном виде. В свидетельстве объекту негативного воздействия на окружающую среду присваивается категория и указывается код.

5. Штрафы для объектов НВОС

Для объектов, которые не выполнили требования о постановке на учет, предусмотрены штрафные санкции. Статья 8.46 «Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений» КоАП РФ предусматривает следующие штрафы:

• на должностных лиц в размере 5000-20000 рублей;
• на юридических лиц — от 30000-100000 рублей.

* Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ИП), несет административную ответственность как юридическое лицо!

У Вас остались вопросы? Задайте их нашим специалистам прямо сейчас!

Как проводится постановка на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

До начала 17-го года все субъекты, работа которых оказывает негативное влияние на окружающую среду (НВОС), поставлены на госучет. Процедура постановки называется регистрацией. Необходимость ее прохождения установлена статьей 69.2 ФЗ №7 от 10 января 2002 года. Если фирма, оказывающая НВОС, не пройдет регистрацию, она будет привлечена к ответственности на основании статьи 8.46 КоАП РФ.

Виды объектов, оказывающих НВОС

Регистрировать нужно те объекты, которые оказывают негативное влияние на атмосферу, поверхностные/подземные воды. Это также деятельность, в процессе которой образуются вредные отходы. Предприятие в ходе своей работы может образовывать отходы, не сопровождающиеся вредными выбросами или стоками. В этом случае ему не нужно проходить регистрацию. Она нужна только тогда, когда субъект оказывает НВОС. К примеру, регистрироваться не требуется офисам, магазинам. На учет обычно встают котельные, очистные конструкции.

Предприятие может относиться к различным категориям объектов НВОС. Отнесение к той или иной категории зависит от степени опасности отходов. От присвоенного статуса зависят обязанности субъекта. Всего категорий на основании пункта 1 статьи 4.2 ФЗ №7 от 10 января 2002 года четыре:

  1. Объекты, приносящие существенное НВОС.
  2. Объекты, приносящие среднее воздействие.
  3. С незначительным НВОС.
  4. С минимальным НВОС.

Критерии для отнесения приведены в Постановлении №1029 от 28 сентября 2015 года.

Особенности отнесения к категориям

Объекты газодобычи и нефтедобычи, оказывающие воздействие, относятся к первой категории. Но нефтепроводы в этом случае будут отнесены ко второй категории. Поселки для проживания сотрудников, работающих вахтовым методом, и прочая инфраструктура – это объекты с минимальным НВОС.

Большинство офисных помещений не имеют никакой категории опасности. Подавляющая часть из них образует только коммунальные отходы, которые не оказывают негативного воздействия. Однако и офисам придется встать на учет, если на их балансе есть котельная. Она считается объектом НВОС.

Читать еще:  Правообладатель земельного участка по кадастровому номеру

В четвертую категорию (предметы с наименьшим НВОС) входят объекты с выбросами, не превышающими 10 тонн ежегодно. При этом не должно быть выбросов в стоки или окружающую среду, за исключением выбросов хозяйственного происхождения. Если негативные выбросы присутствуют, то объект не может относиться к четвертой категории.

ВАЖНО! В пункте 1 статьи 16.1 ФЗ №7 указано, что каждый ИП и ЮЛ должен вносить оплату, если объекты их производства относятся к объектам НВОС. Исключение – предприниматели, владеющие объектами 4-ой категории опасности.

Сроки направления заявки на присвоение класса опасности

В пункте 2 статьи 69.2 ФЗ №7 указано, что постановка на учет выполняется на базе заявления. Направляться оно должно не позднее 6 месяцев. Срок отсчитывается с момента начала использования объектов НВОС.

Особенности постановки на учет

Последовательность постановки на учет содержится в Постановлении №572 от 23 июня 2016 года. Регистрация осуществляется службой по надзору в области природопользования. Обращаться нужно в орган по адресу ИП или ЮЛ.

Предприниматель может владеть несколькими объектами, оказывающими негативное воздействие. В этом случае заявление нужно подавать по каждому объекту. Источники загрязнения могут находиться по различным адресам. В этом случае заявления подаются по адресу каждого из объектов. Расположение источника НВОС следует устанавливать на основании кадастровой карты Росреестра.

Предпринимателю могут отказать в постановке на учет. Основание к этому – отсутствие в заявлении нужного перечня информации. В этом случае компания получает уведомление с отказом. Оно направляется в течение 5-ти дней после принятия решения об отказе. Если пришло такое уведомление, компания должна незамедлительно составить новое заявление. Нужно это для того, чтобы успеть зарегистрироваться в установленные сроки.

Если в процессе рассмотрения заявления обнаружится, что объект нужно занести в региональный реестр, заявка перенаправляется в нужный орган. Предприниматель получает уведомление о переадресации в течение 5-ти дней с момента принятия решения.

Объект может соответствовать сразу нескольким категориям опасности. В этом случае присваивается наивысшая категория. То есть та категория, которая предполагает наибольший вред.

Уполномоченные структуры должны включить данные об объекте в реестр в течение 10-ти суток после получения заявления. Предприниматель получает свидетельство о том, что объект НВОС был зарегистрирован.

Права предпринимателя

В пункте 38 ФЗ №7 указано, что именно госорганы не имеют права требовать от предпринимателя. В частности, представители госорганов не могут требовать предоставления этих данных:

  • Данные и бумаги, не входящие в перечень тех документов и данных, которые нужно предъявлять при постановке объектов на учет.
  • Сведения и бумаги, находящиеся в распоряжении госорганов. Исключение – документы, приведенные в части 5 статьи 7 ФЗ №210 от 27 июля 2010 года.

Госорганы имеют право требовать только те сведения, которые относятся непосредственно к объекту НВОС.

Особенности оформления заявления

Формировать заявку можно этими способами:

  • С помощью личного кабинета, размещенного по адресу https://lk.fsrpn.ru. Для пользования всеми возможностями кабинета нужна подтвержденная запись и подпись электронного формата.
  • С помощью модуля природопользования. Модуль представляет собой ПО. Нужно оно для формирования отчетности в электронной форме. Скачать ПО можно на ресурсе Росприроднадзора. Пользоваться модулем можно без электронной подписи.
  • Посредством стороннего ПО.

Обращаться нужно в орган, находящийся по адресу объекта НВОС.

Содержание заявления

Содержание заявления установлено Приказом Минприроды №554 от 23 декабря 2015 года. Это следующая информация:

  • Данные о ЮЛ и ИП, которые эксплуатируют НВОС.
  • Информация об объекте.
  • Данные о том, как именно объект оказывает влияние на среду.
  • Информация о разрешительных бумагах, которые получены для осуществления вредной деятельности.
  • Данные о декларациях, касающихся платежей за НВОС.
  • Сведения о мерах, которые принимаются предпринимателем для охраны природы.
  • Данные об итогах экологических мер.

Рекомендуется составлять заявку по образцу. Если в заявлении не будет всех требуемых сведений, оно будет отклонено. Предпринимателю придется составлять заявку заново. Все это – трата времени. Возникает риск того, что компания не успеет зарегистрировать объект в сроки.

Ответственность за отсутствие регистрации

Объект НВОС должен быть поставлен на учет в течение полугода с даты начала эксплуатации этого объекта. Если предприниматель не успеет в эти сроки, будет считаться, что объект не зарегистрирован.

За нарушение сроков регистрации накладывается ответственность на основании статьи 8.46 КоАП РФ. Эта статья предполагает наложение штрафа в размере от 30 000 до 100 000 рублей.

К СВЕДЕНИЮ! Для ускорения постановки объекта на учет можно обратиться к сторонней компании.

Постановка на учет объектов негативного воздействия

Постановка на учет объектов негативного воздействия (далее — НВОС) – одно из ключевых требований экологического законодательства, на котором базируется разделение ответственности природопользоваталей в части разработки документации по охране окружающей среды.

Кроме того, в связи с обязательным применением риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий как федерального, так и регионального уровня, от категории объекта НВОС зависит также периодичность проведения плановых проверок.

Постановка на учет объектов НВОС осуществляется во исполнение статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

При этом объекты НВОС разделяются по степени негативного воздействия на окружающую среду на I-IV категории, критерии определения которых утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 г. № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».

Категория НВОС документально подтверждается свидетельством о постановке объекта НВОС на государственный учет, которое выдается соответствующим территориальным органом Росприроднадзора (для федеральных объектов) или уполномоченным органом субъекта Российской Федерации (для региональных объектов).

Уровень государственного реестра (федеральный или региональный), в который будет поставлен объект НВОС на учет, определяется в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 28.08.2015 г. № 903.

Правильность постановки на учет объекта НВОС в последующем определяет:

  • размер платы за негативное воздействие на окружающую среду (статья 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ);
  • нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, а также обязанность по утверждению планов мероприятий по охране окружающей среды или программ повышения экологической эффективности (статьи 22-27 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ);
  • обязанность хозяйствующих субъектов по утверждению и исполнению программ производственного экологического контроля (статья 67 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ);
  • обязанность хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих объекты НВОС I категории, по применению наилучших доступных технологий (статья 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ, Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2014 г. № 2674-р «Об утверждении Перечня областей применения наилучших доступных технологий»).

В соответствии с требованиями п. 26 статьи 1, п. 3 статьи 11 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ, все предприятия и организации должны выполнить обязанность о постановке на учет в качестве объекта НВОС в срок до 1 января 2017 г. или в течение 6 месяцев с момента ввода в эксплуатацию.

Внесение в реестр объектов негативного воздействия объектов, не введенных в эксплуатацию или строящихся объектов не предусмотрено (письмо Росприроднадзора от 31.10.2016 г. № АС-09-00-36/22354 «О ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду»).

Невыполнение указанных требований влечет наложение административного штрафа до 100 тыс. руб. в соответствии со статьей 8.46 КоАП РФ.

Постановку на учет объектов НВОС нужно делать в ГК «ЭКО ЦЕНТР», потому что…

  • специалисты ГК «ЭКО ЦЕНТР» имеют возможность не только поставить объект НВОС на учет, но и, в случае необходимости, провести взаимосвязанные работы: выполнить инвентаризацию источников выбросов в атмосферу, разработать программу производственного экологического контроля и т.д.;
  • накопленный опыт позволяет корректно определить категорию НВОС, что впоследствии способствует существенному снижению затрат;
  • в процессе проведения работ учитываются региональные требования (специалистами группы компаний выполнено большое количество работ в различных регионах РФ);
  • предлагаемые стоимости наших работ и услуг ниже, чем у конкурентов, за счет унификации и правильной организации труда;
  • качество работ обеспечено наличием необходимых аттестатов, допусков, лицензий, а также многоступенчатым контролем со стороны службы качества.

При постановке на учет объектов НВОС в сторонних организациях заказчики сталкиваются со следующими частыми проблемами…

  • недостаточная квалификация и опыт специалистов;
  • неправильное определение категории НВОС впоследствии выявляется при проверке и ведет к существенным штрафным санкциям;
  • неверное определение уровня поднадзорности объекта НВОС (региональный или федеральный) замедляет процесс постановки на учет, а иногда приводит к «двойной поднадзорности»;
  • недостаточно проработанная заявка приводит к постановке на учет с присвоением объекту высокой категории НВОС, что влечет увеличение расходов на экологию в десятки и сотни раз;
  • в стоимости работ заложены скрытые условия и платежи.
  • Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 69.2 )
  • Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 г. № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»

Согласующие органы

  • Территориальный орган Росприроднадзора (для объектов федерального надзора)
  • Уполномоченный орган субъекта РФ (для объектов регионального надзора)

Результат работ

  • Свидетельство о постановке объекта НВОС на государственный учет

Срок действия

  • Бессрочно (за исключением случая необходимости актуализации учетных сведений об объекте НВОС)

Ответственность

  • Ст. 8.46 КоАП РФ – штраф на юридических лиц до 100 тыс. руб.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector