Причины запрета на занятие предпринимательской деятельностью

3.4. Запреты и ограничения права на осуществление предпринимательской деятельности

Право на осуществление предпринимательской деятельности реализуется в общедозволительном режиме на основе принципа: разрешено все, что не запрещено законом.

Запреты формулируются непосредственно в Конституции РФ (в силу ч.

Запреты и ограничения для предпринимателей в целях защиты публичных интересов государства и общества устанавливаются путем предъявления к ним требований*(152).

Запреты могут быть:

1) абсолютными (предпринимательская деятельность невозможна, поскольку запрещена законом) и относительными (ограничения). В последнем случае запрещено заниматься предпринимательской деятельностью без специального разрешения, государственной регистрации, но регистрация, получение лицензии любым субъектом, соответствующим установленным требованиям (например, лицензионным требованиям и условиям), делают ее легитимной

Абсолютным запретом является, например, запрет деятельности, направленной на недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ), на ограничение конкуренции, запрещено злоупотребление доминирующим положением на рынке (п. 2 ст. 10 ГК РФ). При наличии таких запретов органы государственной исполнительной власти не имеют права разрешать подобную деятельность, а, напротив, обязаны пресекать ее.

Право на осуществление внешнеторговой деятельности может ограничиваться путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. Перечни таких товаров, а также организации, имеющие исключительные права на их экспорт и (или) импорт, устанавливаются федеральными законами. В отношении всех других хозяйствующих субъектов, которым исключительные права не предоставляются, действует абсолютный запрет на экспорт и (или) импорт соответствующих товаров.

Лицо, обладающее исключительным правом на экспорт (импорт) отдельных товаров, действует на основе лицензии. Сделки, совершенные без лицензии на осуществление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, являются ничтожными (ст. 26 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»).

Большинство запретов в предпринимательском праве конструируются как ограничения: нельзя заниматься предпринимательской деятельностью без регистрации, лицензии, иного разрешения, но можно, получив соответствующее разрешение.

— запреты на совмещение различных видов деятельности. Например, осуществление деятельности по ведению реестра не допускает ее совмещение с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (ст. 10 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»*(153)). Виды деятельности, совмещаемой с деятельностью фондовой биржи, указаны в ст.

— запреты, установленные для индивидуальных предпринимателей. Такие запреты следуют из анализа норм, предусматривающих соответствующие виды деятельности, которыми могут заниматься только юридические лица. Например, бюро кредитных историй может быть только коммерческая организация (п. 6 ст. 3 ФЗ от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ «О кредитных историях»*(154)). Фондовой биржей может быть только юридическое лицо в форме некоммерческого партнерства или акционерного общества (п. 2 ст. 11 Закона о рынке ценных бумаг);

— запрет на совмещение предпринимательской и государственно-властной деятельности (п. 3 ст. 7 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).

2) установленными законом (так, нельзя продавать товары без сертификата соответствия или зарегистрированной в установленном порядке декларации о соответствии товара требованиям безопасности, предусмотренным техническими регламентами) и (или) учредительными документами. Например, учредители хозяйственного товарищества, общества могут предусмотреть в учредительных документах возможность этих организаций заниматься строго определенными видами предпринимательской деятельности. Следовательно, пока не будут внесены изменения в учредительный договор, товарищество совершает только те сделки, занимается теми видами деятельности, которые соответствуют указаниям на этот счет, содержащимся в учредительном договоре. Все остальные виды деятельности для товарищества им же самим ограничены;

3) установленными в процессе правоприменения органом исполнительной власти (например, приостановление лицензии федеральным органом исполнительной власти в области связи означает для предпринимателя запрет заниматься лицензируемым видом деятельности на период приостановления действия лицензии (до 6 месяцев) или решением суда.

В связи с принятием Федерального закона от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ»*(155) внесены изменения в более чем 20 законов, которые предусматривали возможность приостановления деятельности предпринимателей на основе акта ненормативного характера (предписания). В КоАП РФ введена новая мера ответственности — административное приостановление деятельности.

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и проч.

Дела об административных правонарушениях, влекущих приостановление деятельности, рассматриваются судьями районных судов. Административное приостановление деятельности назначается судьей на срок до 90 суток.

По решению суда может быть приостановлена:

— предпринимательская деятельность полностью или частично. Например, нарушение юридическим лицом правил оборота веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, влечет либо наложение штрафа с конфискацией веществ, инструментов или оборудования или без таковой, или административное приостановление деятельности с конфискацией этого имущества или без таковой. При этом преследуется цель пресечения всей цепочки неправомерной деятельности: производства, переработки, изготовления, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, хранения, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения веществ, инструментов, оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.

Частично предпринимательская деятельность юридического лица приостанавливается, например, при временном прекращении деятельности филиалов и других структурных подразделений юридического лица;

— эксплуатация отдельных объектов (агрегатов, зданий, сооружений).

Предусматривается также приостановление деятельности некоммерческих организаций (например, образовательных учреждений) при наличии соответствующего правонарушения.

Право на осуществление предпринимательской деятельности, будучи основанным на Конституции РФ (ст. 8, 34), имеет конституционные гарантии:

— политические. Все равны перед законом (ст. 19 Конституции РФ) независимо от убеждений, принадлежности к общественным объединениям (например, политическим партиям). Разделение властей (ст. 10 Конституции) на законодательную, исполнительную и судебную призвано гарантировать компетентное регулирование общественных отношений, судебный контроль за деятельностью органов исполнительной власти. К сожалению, следует отметить, что высокий уровень коррупции в органах исполнительной власти, в том числе в процессе осуществляемого ими контроля за предпринимательской деятельностью, свидетельствует о недостаточности контроля за деятельностью самих органов исполнительной власти и их должностных лиц;

— экономические. Предприниматели могут вести деятельность на основе различных форм собственности, каждая из которых признается и защищается равным образом (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ). Гарантируются единство экономического пространства, свобода экономической деятельности, поддержка конкуренции;

— юридические. Каждому гарантируется защита его прав и свобод, действует презумпция невиновности лица, привлеченного к уголовной ответственности. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46, 49 Конституции РФ).

ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

магистрант 1 курса Кафедры гражданского права и процесса,

ФГБОУ ВПО СГУ им. Н.Г.Чернышевского, г. Саратов

доцент СГУ им. им. Н.Г.Чернышевского,

В списке основных прав и свобод человека и гражданина значится право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, которое гарантировано Конституцией РФ. Это означает, что любой гражданин имеет возможность, действуя в правовом поле, извлекать прибыль или преследовать иные цели (например, при создании некоммерческой организации).

В экономике нет абсолютной свободы производителей. Предприниматель имеет полную самостоятельность в том смысле, что над ним нет инстанции, которая определяет, что и как ему делать. Но он не может отгородиться от жестких условий рынка и диктовать ему свои условия. Поэтому можно говорить о свободе лишь в определенных рамках. Желание государства предотвратить негативные последствия развития бизнеса и установить рамки его свободы вызывает появление особых норм права, с помощью которых бизнес приходится контролировать и ограничивать.

Читать еще:  Пример хадатайства о примирении сторон

Однако государство регулирует предпринимательскую деятельность, закрепив в законодательных актах право органов государственной власти на контроль, надзор за ее осуществлением. Так же государство устанавливает и различного рода ограничения. И деятельность по установлению таких рамок на осуществление предпринимательской деятельности занимает важное место среди способов обеспечить наиболее удачное соотношение интересов как субъектов предпринимательской деятельности, общества, так и государства. Государство путем координирования частной сферы предпринимательства, защищает его от вмешательства третьих лиц, что является лишь доказательством необходимости ограничения права в разумной степени.

Ограничение права на осуществление предпринимательской деятельности возможно рассмотреть как правила, указанные в законодательстве, которые создают препятствия для свободного осуществления предпринимательской деятельности, но являются допустимыми только при наличии законности, обоснованности и соразмерности создаваемых пределов в осуществлении субъективного гражданского права.

Ограничения предпринимательской деятельности может выражаться в трех формах:

  1. Полное ограничение, когда определенным лицам запрещено осуществление любых видов предпринимательской деятельности, то есть имеет место запрет осуществления ее вообще;
  2. Частичное ограничение, при котором некоторые категории лиц не имеют права заниматься отдельными видами предпринимательства;
  3. Установление ограничений при осуществлении уже ведущейся предпринимательской деятельности. [2]

Первая форма ограничения права связана с профессиональной деятельностью. Например, как известно, государственные служащие не вправе заниматься бизнесом. Но им предоставляется альтернатива в виде занятий научной, педагогической и иной творческой деятельностью. Вместе с тем, как известно, государственные служащие с легкостью обходят подобные запреты, регистрируя бизнес на своих близких родственников.

Несовершеннолетние, за исключением эмансипированных, и недееспособные граждане не могут заниматься предпринимательской деятельностью в силу объяснимых причин.

Существуют такие ограничения, которые действуют в отношении либо только юридических лиц, либо применимы только к индивидуальным предпринимателям. Например, ИП не вправе заниматься определенными видами деятельности без образования юридического лица. Данная норма закреплена в законе и носит императивный характер. К таким видам деятельности можно отнести: производство и продажа продукции военного назначения; оборот наркотических веществ; производство лекарств; производство и продажа алкогольной продукции; частная охранная деятельность; деятельность на рынке ценных бумаг; деятельность негосударственных страховых фондов; космическая деятельность; деятельность по продаже и передаче электрической энергии.

Естественно, что все сдерживания и ущемления свободы предпринимательской деятельности связаны с намерением законодателя защитить коммерческий оборот и самих субъектов предпринимательской деятельности, защитить права потребителей, обеспечить высокое качество продукции, всех видов работ и услуг. Другой вопрос — насколько выгодно можно вести такой бизнес в России.

К ограничениям уже существующей предпринимательской деятельности можно отнести пресечение и предотвращение недобросовестной конкуренции, и противодействие злоупотреблению монопольным положением на рынке. ФЗ «О защите конкуренции» обладает и стимулирующим и ограничивающим воздействием. Так, с одной стороны, целями указанного нормативно-правового акта являются «обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков». [5] Однако, с другой стороны, он содержит прямой запрет на определенные действия хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение.

Не стоит забывать о лицензировании, как об одном из вариантов, ограничивающих свободу предпринимательской деятельности граждан. Нередко оно вызывает отрицание и осуждение. Наносимый лицензированием вред видят в том, что оно сужает воспроизводственную базу рыночных отношений, мешает развитию неограниченной конкуренции, препятствует желающим свободно проникать на рынок. Лицензируемых видов деятельности становится все больше, и некоторые авторы придерживаются мнения, что процесс оформления и получения лицензий является еще одним источником поступления денежных средств в местный и федеральный бюджеты.

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» в статье 2 определяет задачи и цели лицензирования. «Предоставление лицензий осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности». [4]

Лицензирование, ограничивает в некотором смысле правоспособность предпринимательских организаций, но и является средством полезным и нужным. К его функциям можно отнести установление дополнительных правовых гарантий нормального функционирования рыночной экономики и конкуренции. Оно оберегает экономику от возможных деформаций, проникновения на рынки товаров, работ и услуг людей, не обладающих необходимой материальной базой для осуществления предпринимательской деятельности, защищает участников рыночных отношений – потребителей и предпринимателей.

Вместе с обязанностями, законодатель выделяет ряд императивных норм, при несоблюдении которых, субъект будет вынужден подвергнуться юридической ответственности. Незаконная предпринимательская деятельность ведет к административной, налоговой или уголовной ответственности.

Уголовная ответственность может наступить в случае систематических зафиксированных занятий незаконной предпринимательской деятельностью; в случае получения от незаконного коммерческого занятия доходов в особо крупных размерах; при нанесении в ходе незаконной предпринимательской деятельности значительного ущерба гражданам РФ, организациям и государственным интересам. [3]

А если индивидуальный предприниматель или юридические лица осуществляют предпринимательскую деятельность без надлежащей регистрации или получения лицензии, которые являются обязательным условием для занятия бизнесом, то они могут быть привлечены к иной ответственности, а именно, предусмотренной налоговым законодательством.

Даже налог в какой-то степени тоже можно отнести к правовому ограничению, так как он может привести к снижению активности предпринимателей в каком-либо секторе экономики.

Но существуют и добровольные ограничения, которые субъекты предпринимательской деятельности создают себе сами. Например, коммерческая организация по своей воле закрепила в учредительных документах такие положения, которые ограничивают ее правоспособность на основании Гражданского кодекса. Учредители коммерческого юридического лица вправе установить перечень видов деятельности, которыми может или, наоборот, не может заниматься создаваемое ими предприятие.

А для некоммерческих организаций можно выделить ограничения, которые призваны учитывать особенности их деятельности. Предпринимательская деятельность должна соответствовать цели деятельности такого юридического лица, и служить достижению этой цели. [1]

Острой проблемой предпринимательской деятельности являются многочисленные препятствия со стороны органов власти, связанные с необходимостью выполнения обязательных требований и процедур, предусмотренных нормативно-правовыми актами. А также действия органов власти и их должностных лиц, которые необоснованно ограничивают свободу предпринимательской деятельности и существенно затрудняют создание и развитие новых предпринимательских структур. Всем этим явления можно дать термин, употребляющийся в юридической науке «административные барьеры».

Чаще всего субъекты коммерческой деятельности сталкиваются с преградами со стороны власти на рынках потребительских товаров и платных услуг, распространения наружной рекламы, предоставления услуг по перевозкам пассажиров. Это необоснованное препятствие осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов; необоснованное создание благоприятных условий деятельности отдельным хозяйствующим субъектам; нарушение конкурентных принципов при организации конкурсов и торгов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; совмещение функций органов власти с функциями хозяйствующих субъектов; незаконное введение дополнительных налогов и сборов.

«Некачественное законодательство», которому не хватает прозрачности и ясности, длительная волокита при процедурах регистрации бизнеса, получения лицензий, отказ в предоставлении консультаций, например, о порядке взимания отдельных видов налогов, ограничения прав собственности и другие связанные с этим значительные финансовые издержки остаются главными проблемами в деятельности предпринимателя.

Следовательно, существует потребность упрощения государственных регулирующих процедур в отношении предпринимательства. В Федеральный Закон « О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» на протяжении последних лет довольно часто вносятся поправки, с целью упрощения порядка регистрации, сокращения перечня предоставляемых документов для государственной регистрации. Совершенствуются нормы и в других актах, происходит сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, унификация административных процедур, минимизация числа согласующих и контролирующих инстанций, упрощение порядка и форм отчетности и др.

Читать еще:  Проверка пенсии по снилс

Устранение административных барьеров в хозяйственной деятельности имеет положительный макроэкономический эффект. Во-первых, устраняются лишние препятствия для входа на рынок новых субъектов, что оживляет конкуренцию. Во-вторых, преграды, создаваемые органами государственной власти или отдельными должностными лицами, ведут к тому, что бизнесмены уходят в теневую экономику. В-третьих, административные барьеры ведут к экономическим потерям потребителей при завышении розничных цен хозяйствующими субъектами, поскольку приходится включать в них производственные издержки.

Таким образом, государство должно заниматься государственным регулированием предпринимательской и иной экономической деятельности, устанавливать общие положения занятия предпринимательством, координировать функциональные виды экономической деятельности, отраслевые виды предпринимательской деятельности. Сочетание публичных и частных интересов для достижения целей государственного регулирования — основополагающая задача такого регулирования. Ведь даже большинство экологических проблем порождаются бизнесом, вследствие безудержной эксплуатации природы. И государство обязано предусмотреть и обуздать этот процесс своими установлениями и ограничениями.

Список литературы:

  1. Блошенко М.В. Ограничения права на осуществление предпринимательской деятельности некоммерческих организаций / М.В. Блошенко // Общество и право. 2011. №5.- с. 89.
  2. Иванова А.Н. Ограничение конституционной свободы предпринимательской деятельности // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. LIV-LV междунар. науч.-практ. конф. № 10-11(50). – Новосибирск: СибАК, 2015. — с. 141.
  3. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.03.2016)// «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
  4. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 30.12.2015) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // «Российская газета», № 97, 06.05.2011.
  5. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О защите конкуренции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016) // «Российская газета», № 162, 27.07.2006.

Ограничение занятия предпринимательской деятельностью

По каким основаниям возможно ограничение занятие предпринимательской деятельностью? Дайте ссылку на соответствующие акты, пожалуйста.

Доброе время суток Эмиль!

Ваш вопрос очень обширный.

Право на осуществление предпринимательской деятельности реализуется в общедозволительном режиме на основе принципа: разрешено все, что не запрещено законом.

Запреты формулируются непосредственно в Конституции РФ (в силу ч. 2 ст. 34 Конституции не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию) и в других законах. При этом неукоснительно должен соблюдаться принцип ст. 55 Конституции РФ: права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Запреты и ограничения для предпринимателей в целях защиты публичных интересов государства и общества устанавливаются путем предъявления к ним требований*(152).

Запреты могут быть:

1) абсолютными (предпринимательская деятельность невозможна, поскольку запрещена законом) и относительными (ограничения). В последнем случае запрещено заниматься предпринимательской деятельностью без специального разрешения, государственной регистрации, но регистрация, получение лицензии любым субъектом, соответствующим установленным требованиям (например, лицензионным требованиям и условиям), делают ее легитимной

Абсолютным запретом является, например, запрет деятельности, направленной на недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ), на ограничение конкуренции, запрещено злоупотребление доминирующим положением на рынке (п. 2 ст. 10 ГК РФ). При наличии таких запретов органы государственной исполнительной власти не имеют права разрешать подобную деятельность, а, напротив, обязаны пресекать ее.

Право на осуществление внешнеторговой деятельности может ограничиваться путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. Перечни таких товаров, а также организации, имеющие исключительные права на их экспорт и (или) импорт, устанавливаются федеральными законами. В отношении всех других хозяйствующих субъектов, которым исключительные права не предоставляются, действует абсолютный запрет на экспорт и (или) импорт соответствующих товаров.

Лицо, обладающее исключительным правом на экспорт (импорт) отдельных товаров, действует на основе лицензии. Сделки, совершенные без лицензии на осуществление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, являются ничтожными (ст. 26 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»).

Большинство запретов в предпринимательском праве конструируются как ограничения: нельзя заниматься предпринимательской деятельностью без регистрации, лицензии, иного разрешения, но можно, получив соответствующее разрешение.

Можно выделить также:

— запреты на совмещение различных видов деятельности. Например, осуществление деятельности по ведению реестра не допускает ее совмещение с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (ст. 10 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»*(153)). Виды деятельности, совмещаемой с деятельностью фондовой биржи, указаны в ст. 11 этого Закона);

— запреты, установленные для индивидуальных предпринимателей. Такие запреты следуют из анализа норм, предусматривающих соответствующие виды деятельности, которыми могут заниматься только юридические лица. Например, бюро кредитных историй может быть только коммерческая организация (п. 6 ст. 3 ФЗ от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ «О кредитных историях»*(154)). Фондовой биржей может быть только юридическое лицо в форме некоммерческого партнерства или акционерного общества (п. 2 ст. 11 Закона о рынке ценных бумаг);

— запрет на совмещение предпринимательской и государственно-властной деятельности (п. 3 ст. 7 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).

2) установленными законом (так, нельзя продавать товары без сертификата соответствия или зарегистрированной в установленном порядке декларации о соответствии товара требованиям безопасности, предусмотренным техническими регламентами) и (или) учредительными документами. Например, учредители хозяйственного товарищества, общества могут предусмотреть в учредительных документах возможность этих организаций заниматься строго определенными видами предпринимательской деятельности. Следовательно, пока не будут внесены изменения в учредительный договор, товарищество совершает только те сделки, занимается теми видами деятельности, которые соответствуют указаниям на этот счет, содержащимся в учредительном договоре. Все остальные виды деятельности для товарищества им же самим ограничены;

3) установленными в процессе правоприменения органом исполнительной власти (например, приостановление лицензии федеральным органом исполнительной власти в области связи означает для предпринимателя запрет заниматься лицензируемым видом деятельности на период приостановления действия лицензии (до 6 месяцев) или решением суда.

В связи с принятием Федерального закона от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ»*(155) внесены изменения в более чем 20 законов, которые предусматривали возможность приостановления деятельности предпринимателей на основе акта ненормативного характера (предписания). В КоАП РФ введена новая мера ответственности — административное приостановление деятельности.

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и проч.

Дела об административных правонарушениях, влекущих приостановление деятельности, рассматриваются судьями районных судов. Административное приостановление деятельности назначается судьей на срок до 90 суток.

По решению суда может быть приостановлена:

— предпринимательская деятельность полностью или частично. Например, нарушение юридическим лицом правил оборота веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, влечет либо наложение штрафа с конфискацией веществ, инструментов или оборудования или без таковой, или административное приостановление деятельности с конфискацией этого имущества или без таковой. При этом преследуется цель пресечения всей цепочки неправомерной деятельности: производства, переработки, изготовления, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, хранения, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения веществ, инструментов, оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.

Читать еще:  При увольнении неотгуленные отпуска должны оплатить

Частично предпринимательская деятельность юридического лица приостанавливается, например, при временном прекращении деятельности филиалов и других структурных подразделений юридического лица;

— эксплуатация отдельных объектов (агрегатов, зданий, сооружений).

Предусматривается также приостановление деятельности некоммерческих организаций (например, образовательных учреждений) при наличии соответствующего правонарушения.

С уважением, юрист по гражданским делам, Роман Куняшев

3.4. Запреты и ограничения права на осуществление предпринимательской деятельности

Право на осуществление предпринимательской деятельности реализуется в общедозволительном режиме на основе принципа: разрешено все, что не запрещено законом.

Запреты формулируются непосредственно в Конституции РФ (в силу ч. 2 ст. 34 Конституции не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию) и в других законах. При этом неукоснительно должен соблюдаться принцип ст. 55 Конституции РФ: права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Запреты и ограничения для предпринимателей в целях защиты публичных интересов государства и общества устанавливаются путем предъявления к ним требований*(152).

Запреты могут быть:

1) абсолютными (предпринимательская деятельность невозможна, поскольку запрещена законом) и относительными (ограничения). В последнем случае запрещено заниматься предпринимательской деятельностью без специального разрешения, государственной регистрации, но регистрация, получение лицензии любым субъектом, соответствующим установленным требованиям (например, лицензионным требованиям и условиям), делают ее легитимной

Абсолютным запретом является, например, запрет деятельности, направленной на недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ), на ограничение конкуренции, запрещено злоупотребление доминирующим положением на рынке (п. 2 ст. 10 ГК РФ). При наличии таких запретов органы государственной исполнительной власти не имеют права разрешать подобную деятельность, а, напротив, обязаны пресекать ее.

Право на осуществление внешнеторговой деятельности может ограничиваться путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. Перечни таких товаров, а также организации, имеющие исключительные права на их экспорт и (или) импорт, устанавливаются федеральными законами. В отношении всех других хозяйствующих субъектов, которым исключительные права не предоставляются, действует абсолютный запрет на экспорт и (или) импорт соответствующих товаров.

Лицо, обладающее исключительным правом на экспорт (импорт) отдельных товаров, действует на основе лицензии. Сделки, совершенные без лицензии на осуществление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, являются ничтожными (ст. 26 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»).

Большинство запретов в предпринимательском праве конструируются как ограничения: нельзя заниматься предпринимательской деятельностью без регистрации, лицензии, иного разрешения, но можно, получив соответствующее разрешение.

— запреты на совмещение различных видов деятельности. Например, осуществление деятельности по ведению реестра не допускает ее совмещение с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (ст. 10 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»*(153)). Виды деятельности, совмещаемой с деятельностью фондовой биржи, указаны в ст. 11 этого Закона);

— запреты, установленные для индивидуальных предпринимателей. Такие запреты следуют из анализа норм, предусматривающих соответствующие виды деятельности, которыми могут заниматься только юридические лица. Например, бюро кредитных историй может быть только коммерческая организация (п. 6 ст. 3 ФЗ от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ «О кредитных историях»*(154)). Фондовой биржей может быть только юридическое лицо в форме некоммерческого партнерства или акционерного общества (п. 2 ст. 11 Закона о рынке ценных бумаг);

— запрет на совмещение предпринимательской и государственно-властной деятельности (п. 3 ст. 7 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).

2) установленными законом (так, нельзя продавать товары без сертификата соответствия или зарегистрированной в установленном порядке декларации о соответствии товара требованиям безопасности, предусмотренным техническими регламентами) и (или) учредительными документами. Например, учредители хозяйственного товарищества, общества могут предусмотреть в учредительных документах возможность этих организаций заниматься строго определенными видами предпринимательской деятельности. Следовательно, пока не будут внесены изменения в учредительный договор, товарищество совершает только те сделки, занимается теми видами деятельности, которые соответствуют указаниям на этот счет, содержащимся в учредительном договоре. Все остальные виды деятельности для товарищества им же самим ограничены;

3) установленными в процессе правоприменения органом исполнительной власти (например, приостановление лицензии федеральным органом исполнительной власти в области связи означает для предпринимателя запрет заниматься лицензируемым видом деятельности на период приостановления действия лицензии (до 6 месяцев) или решением суда.

В связи с принятием Федерального закона от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ»*(155) внесены изменения в более чем 20 законов, которые предусматривали возможность приостановления деятельности предпринимателей на основе акта ненормативного характера (предписания). В КоАП РФ введена новая мера ответственности — административное приостановление деятельности.

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и проч.

Дела об административных правонарушениях, влекущих приостановление деятельности, рассматриваются судьями районных судов. Административное приостановление деятельности назначается судьей на срок до 90 суток.

По решению суда может быть приостановлена:

— предпринимательская деятельность полностью или частично. Например, нарушение юридическим лицом правил оборота веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, влечет либо наложение штрафа с конфискацией веществ, инструментов или оборудования или без таковой, или административное приостановление деятельности с конфискацией этого имущества или без таковой. При этом преследуется цель пресечения всей цепочки неправомерной деятельности: производства, переработки, изготовления, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, хранения, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения веществ, инструментов, оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.

Частично предпринимательская деятельность юридического лица приостанавливается, например, при временном прекращении деятельности филиалов и других структурных подразделений юридического лица;

— эксплуатация отдельных объектов (агрегатов, зданий, сооружений).

Предусматривается также приостановление деятельности некоммерческих организаций (например, образовательных учреждений) при наличии соответствующего правонарушения.

Право на осуществление предпринимательской деятельности, будучи основанным на Конституции РФ (ст. 8, 34), имеет конституционные гарантии:

— политические. Все равны перед законом (ст. 19 Конституции РФ) независимо от убеждений, принадлежности к общественным объединениям (например, политическим партиям). Разделение властей (ст. 10 Конституции) на законодательную, исполнительную и судебную призвано гарантировать компетентное регулирование общественных отношений, судебный контроль за деятельностью органов исполнительной власти. К сожалению, следует отметить, что высокий уровень коррупции в органах исполнительной власти, в том числе в процессе осуществляемого ими контроля за предпринимательской деятельностью, свидетельствует о недостаточности контроля за деятельностью самих органов исполнительной власти и их должностных лиц;

— экономические. Предприниматели могут вести деятельность на основе различных форм собственности, каждая из которых признается и защищается равным образом (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ). Гарантируются единство экономического пространства, свобода экономической деятельности, поддержка конкуренции;

— юридические. Каждому гарантируется защита его прав и свобод, действует презумпция невиновности лица, привлеченного к уголовной ответственности. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46, 49 Конституции РФ).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector