Приказ о гсм на предприятии

Как составить приказ на списание ГСМ (топлива и других горюче-смазочных материалов) — образец

Когда на балансе предприятии числится транспортное средство, перед сотрудниками бухгалтерии ставятся задачи о покупке бензина, о разработке норм использования и списания горюче-смазочных материалов.

При этом в расчете учитываются климатические условия региона, выраженные в коэффициентах, которые регулируют показатели расхода автомобиля.

На предприятии следует составить приказ о списании топлива и ГСМ, образец которого можно скачать ниже.

Издание приказа

Распоряжение на списание на предприятии издает руководитель юридического лица. Основанием служат путевые листы маршрутов движения автомобиля, а для грузового автотранспорта еще и объемы грузоперевозок, подтвержденные товарными накладными.

Для топлива, использующегося на профилактические, ремонтные работы, расход горюче-смазочных материалов определяется по лимитно-заборным карточкам, актам выполненных работ и расходным накладным.

Заключение, созданное комиссией экспертов по определению нормативов и объема расхода, является основанием для составления приказа о списании ГСМ.

Министерством транспорта РФ утверждены расходные нормативы:

  • базовая, исчисляется в литрах при полном оборудовании транспорта на 100 км пробега;
  • транспортная, зависит от грузоподъемности автомобиля, исчисляется как базовая;
  • норма при использовании прицепа, учитывается дополнительная масса (1 т.);
  • показатель для маневрирования, погрузки и разгрузки продукции, товара;
  • норматив для специальных работ, рассчитанный на 100 км;
  • норма при наличии установленного на автомобиль оборудования (специального), рассчитывается за 1 час или 1 операцию;
  • показатель, установленный для независимого устройства обогрева за 1 час.

Юридические лица могут использовать другие показатели для списания топлива, закрепленные в локальной документации фирмы.

Налоговая инспекция не может настаивать на выполнение именно таких нормативов расхода ГСМ, за исключением автотранспортных организаций, применение рекомендаций Минтранса для которых является обязательным условием.

Как оформить для горюче-смазочных материалов и топлива?

Определив нормы для имеющегося у компании транспортного средства, издается приказ.

Форма приказа — произвольная, она включает в себя:

  • реквизиты компании: наименование, фактический и юридический адрес, телефоны;
  • дату приказа и место составления;
  • название документа и его обоснование (обновленное распоряжение Минтранса);
  • дату вступления в действие нормативов расхода горюче-смазочных материалова;
  • фиксирование марки транспорта, номерной знак, модификацию;
  • норму расхода бензина для каждой машины в отдельности (если их несколько);
  • обозначение показателя списания других горюче-смазочных материалов, предназначенные для технического обслуживания средства передвижения;
  • информацию о периодичности списания ГСМ и документ основание (как правило, 1 раз в месяц на основании акта);
  • данные ответственного специалиста за соблюдение новых показателей (начальник транспортного отдела или АХО) и его ознакомительная роспись;
  • подпись директора и главного бухгалтера, печать предприятия.

Нормы расхода топлива зимнего периода применяются с 1 октября по 31 марта, летнего — с 1 апреля по 30 сентября.

Как вариант, в приказе следует написать нормы летнего времени, а для зимнего указать увеличивающую надбавку в процентах. Они обозначаются распоряжением Министерства транспорта РФ и зависят от местоположения компании.

При превышении нормативов расходования топлива, оформляется ведомость и предоставляется руководителю организации для вынесения решения о возмещении перерасхода ГСМ. Директором, в большинстве случаев, данный факт рассматривается как недостача, убытки компенсируются виновным лицом или группой сотрудников (бригадная работа).

За экономию топлива, если это предусмотрено в положении фирмы, служащим полагается премия, которая выплачивается в соответствии с приказом руководителя.

Скачать образец

Приказ о списании ГСМ по нормам образец — скачать.

Образец приказа на списание ГСМ по нормам

Списание горюче-смазочных материалов на предприятии – естественное мероприятие. В процессе его проведения немаловажную роль играет создание приказного документа. Рассмотрим нюансы и правила его составления.

Кто издает и зачем нужен

Под данной формой документации стоит понимать акт распорядительного характера, изданный со стороны руководящего звена субъекта хозяйствования. В соответствии с документацией производится регламентирование того, каким образом производятся расчетные мероприятия в отношении стоимости издержек на ГСМ для списания. Этот нюанс может быть фактическим или иметь нормативное значение.

По нормативам затраты подсчитывают автотранспортные компании. Что касается прочих субъектов, они наделены правом подсчета расходов по факту.

Нормы списания ГСМ

Прежде чем производить списание горюче-смазочных материалов с налогового или бухгалтерского учета, необходимо определиться с фактически израсходованным количеством сырья.

С этой целью по каждому автомобилю производится расчет, в котором остаток топливного ресурса на начало отчетного времени складывается с суммарным числом поступлений в него за весь период. А затем остается лишь вычесть топливо, которое осталось на конец года. Вся сумма в БУ может подлежать списанию в расход.

В процессе включения горюче-смазочного сырья в расходы для налоговых учетных мероприятий необходимо обеспечить выполнение требования обоснованности объемов. Обосновать расход можно путем его сравнения с нормативом, который должен иметь место в процессе выполнения определенных работ. Нормативные значения могут формироваться предприятием в самостоятельном порядке, однако чаще всего используются документы от Минтранса России.

Чтобы избежать подобных неприятностей, следует грамотно проводить учет. Для несущественных отклонений принято применять проводку Дт 20 (23, 25, 26, 44) Кт 10.3. Выбор конкретного счета затрат при этом осуществляется исходя из того, для каких именно задач применяется то или иное авто, и по какой схеме производится учет в фирме. Если перерасход необоснованный, принято использовать проводку Дт 73.2 Кт 10.3. Не принимаемые к учету расходы отражаются по записи Дт 91 Кт 10.3.

Вот еще несколько хозяйственных операций, используемых в процессе учета:

  • Дт 10.3 Кт 60 – оформление приобретения транспортного средства;
  • Дт 10.3 Кт 91 – при невозможности применения первого варианта;
  • Дт 90 Кт 10.3 – оформление операции по продаже.

Эти хозяйственные операции – лишь часть из всех проводок, применяемых в процессе бухгалтерского учета.

Составление и утверждение акта

Акт – важнейший документ, к содержанию которого предъявляется особый перечень требований. Обычно в нем производится отражение следующих моментов и нюансов.

Методология расчетных мероприятий

В этой ситуации речь традиционно ведется о методике на базе фактических параметров. При всем этом в ходе ее определения предприятие наделено правом ориентира на нормативную часть, согласно рекомендациям Министерства транспорта от 14.03.2008 г. №АМ-23-р.

Положения о предоставлении полномочий

Речь идет о положениях, связанных с предоставлением тем или иным работникам нужного набора полномочий, а также возложением на них ответственности. Это необходимо в целях контроля реализационной процедуры в отношении принятой методики расчета расходов по ГСМ. Каждый из сотрудников обязуется провести ознакомление с этим приказным документом под расписку.

Образец документа и требования

Особых требований к заполнению бумаги не имеется. Тем не менее, существует образец, которого следует придерживаться во избежание внесения ошибочных сведений.

  1. По центру первой строкой указывается ООО в полном виде и наименование.
  2. Следующая строчка слева – указание города, справа – дата создания бумаги.
  3. По центру идет название документа и его номерное значение.
  4. Далее следует суть бумаги «Об утверждении…».
  5. Следующий этап – оформление текстовой части. В ней указывается цель (обычно это повышение результативности расходования ГСМ), а также обоснование расходных направлений Общества, учитываемых в процессе формирования базы налогообложения.
  6. В текстовой части указывается слово «приказываю:», а затем отображается перечень операций, которые приказаны (рассчитать объемы, согласно факту измерения, применять в случае поломки определенные нормы, производить ремонтные работы в указанные сроки, обеспечить контроль расходования ГСМ в пределах нормативов).
  7. Далее составитель отмечает, что контроль относительно исполнения приказа он осуществляет самостоятельно.
  8. Ниже следуют данные о дате составления, а также идет список с должностями, ФИО (точнее, пишутся фамилии и инициалы сотрудников), подписями ответственных работников, в отношении которых и будет действовать данный документ.

Таким образом, приказ на списание ГСМ по нормам – важнейший документ, позволяющий контролировать и регулировать определенные мероприятия. Существует образец, в соответствии с которым необходимо осуществлять его заполнение. Если следовать ему грамотно и безоговорочно, можно добиться оптимального результата и избежать трудностей, в частности – проблем с действующим законодательством.

Читать еще:  Положение по пожарной безопасности в организации образец

Как определить нормы расхода ГСМ, если они не утверждены Минтрансом для данного транспортного средства

Как в организации (общая система налогообложения) в целях исчисления налога на прибыль правильно определить нормы расхода топлива на транспорт и спецтранспорт (используется на территории аэропорта), нормы расхода топлива которых не определены Методическими рекомендациями, введенными в действие распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Порядок определения норм расхода топлива и оформления его результатов силами самой организации действующими нормативными документами не установлен.

Организация вправе самостоятельно разработать и утвердить временные нормы расхода топлива на основании результатов испытаний, контрольных замеров, проведенных комиссией и зафиксированных в акте контрольного замера расхода топлива. При этом во избежание споров с налоговыми органами целесообразно обратиться в специализированную организацию для разработки норм расхода топлива для транспорта и спецтранспорта.

При самостоятельном определении нормы расхода топлива исходя из результатов контрольных замеров и информации, указанной в документах производителя соответствующей техники, необходимо учитывать некоторые обстоятельства, изложенные ниже.

Обоснование позиции:

Пунктом 3 Методических рекомендаций, введенных в действие распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (Методические рекомендации) определено, что нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены, в частности, для расчетов по налогообложению предприятий. Однако главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ не предусмотрено нормирование расходов на приобретение топлива для служебного транспорта и другой техники, а также не установлены правила определения обоснованности таких расходов.

В Методических рекомендациях, которые были разосланы ФНС России письмом от 15.04.2008 N СК-6-5/281 «для руководства в работе» нижестоящим налоговым органам, указано следующее:

«. для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, поступающей в автопарк страны, на которую Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив (отсутствующие в данном документе), по решению юридического лица, осуществляющего эксплуатацию автотранспортных средств, в отношении данных автотранспортных средств могут вводиться базовые нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике» (п. 6 Методических рекомендаций)*(1).

В письмах Минфина России от 11.07.2012 N 03-03-06/4/71, от 10.06.2011 N 03-03-06/4/67, от 22.06.2010 N 03-03-06/4/61 отмечалось, что в соответствии с п. 6 Методических рекомендаций руководители организаций могут вводить в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике. До принятия приказа организации, утверждающего нормы, разработанные в установленном порядке, налогоплательщик может руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля.

Следовательно, организация имеет право до утверждения норм, разработанных специализированной организацией, самостоятельно разработать и утвердить временные нормы расхода топлива. Минфин России в письме от 13.12.2013 N 02-10-010/55111 (адресованном госучреждению) указал, что Методические рекомендации имеют рекомендательный характер (что следует из самого их названия), и несоблюдение установленного в них порядка (а значит, в том числе, установленного в п. 6 Методических рекомендаций в части разработки норм по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями), не влечет применения мер административной ответственности и бюджетных мер принуждения, предписаний об устранении нарушений бюджетного законодательства. В письме Минфина России от 27.01.2014 N 03-03-06/1/2875 разъясняется, что налогоплательщики вправе, но не обязаны использовать Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденные распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р, при определении обоснованности произведенных затрат на ГСМ.

Аналогичный вывод содержится в судебной практике (смотрите, например, постановление ФАС Центрального округа от 04.04.2008 N А09-3658/07-29 (ВАС РФ не нашел оснований для пересмотра этого решения (определение ВАС РФ от 14.08.2008 N 9586/08), АС Северо-Кавказского округа от 25.09.2015 N Ф08-5527/15 по делу N А53-24671/2014)*(2).

О том, что экономическая обоснованность произведенных затрат на приобретение ГСМ может быть подтверждена нормами расхода ГСМ, которые установлены организацией самостоятельно, свидетельствует, например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15.12.2010 N А53-3254/2010. В нем говорится, что документальным подтверждением выступает акт, утвержденный приказом руководителя организации, который отражает данные контрольного замера по конкретной единице автомобильной техники.

Таким образом, организация может самостоятельно разработать нормы расхода топлива исходя из результатов контрольных замеров. При этом порядок самостоятельного определения норм расхода топлива и оформления его результатов действующими нормативными документами не установлен.

Результаты замеров не должны существенно отличаться от информации, указанной в документах производителя соответствующей техники. В постановлении ФАС Дальневосточного округа от 07.07.2010 N Ф03-4439/2010 по делу N А04-2074/2009 организации было вменено нарушение, заключающееся в неправомерном составлении расчета, определяющего списание ГСМ, обосновывающего расход топлива, не соответствующий действующей технической документации.

В этой связи также отметим, что Распоряжением Министерства транспорта РФ от 20.09.2018 N ИА-159-р в п. 7 Методических рекомендаций были внесены изменения: базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля определяется не только по таблицам, приведенным Минтрансом в пп.пп. 7.1, 7.1.1, 7.2, 7.2.1 Методических рекомендаций, но и на основе данных завода-изготовителя. Они могут быть получены по результатам испытаний WLTP 1 или испытаний по Правилу ООН N 1012. Если применяются данные завода-изготовителя, полученные по результатам испытаний по Правилу ООН N 101, их нужно скорректировать на поправочный коэффициент. Здесь же, после Таблицы 7, даны ссылки на эти документы.

Очевидно, что в целях утверждения временных норм расхода топлива организация будет создавать комиссию для проведения соответствующих испытаний, производить контрольные замеры для выявления реального расхода топлива на 100 км, сопоставлять полученные данные с данными технической документации, а также информации, полученной от изготовителя.

Результаты испытаний, контрольных замеров, проведенных комиссией, при которых выявляется реальный расход топлива на 100 км (а не на 1 км (смотрите также постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.07.2010 N Ф03-4439/2010 по делу N А04-2074/2009)), оформляются в акте контрольного замера расхода топлива для конкретной марки (модели) автомобиля, форма которого не установлена. Вами может быть использована Примерная форма приказа об утверждении норм расхода топлив и смазочных материалов (подготовлено экспертами компании «Гарант»).

Затем на основании указанного акта руководитель организации в приказе об учетной политике будет утверждать нормы списания топлива для конкретной марки (модели) транспортного средства.

Как уже было отмечено, основанием для издания такого приказа и подтверждением экономической обоснованности применения данных норм могут служить:

техническая документация завода-изготовителя*(3);

результаты испытаний, контрольных замеров, проведенных комиссией, при которых выявляется реальный расход топлива на 100 км, за один час непрерывной работы и т. п.

При разработке норм расхода топлива учитываются:

конструктивные особенности автомобиля (марка двигателя; рабочий объем двигателя, его мощность и тип, количество передач), его техническое состояние;

режим эксплуатации автомобиля;

дорожно-транспортные, климатические и иные факторы.

Кроме того, могут быть предусмотрены поправочные коэффициенты (например при эксплуатации в зимнее время, в городских условиях).

При установлении поправочных повышающих коэффициентов следует придерживаться норм, которые приведены в п. 5 Методических рекомендаций (постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.07.2010 N Ф03-4439/2010 по делу N А04-2074/2009).

Периодичность и порядок пересмотра временных норм расхода топлива не установлены, следовательно, организация вправе определить их самостоятельно.

Полагаем, что порядок и периодичность пересмотра временных норм расхода топлива следует закрепить в учетной политике для целей налогообложения (смотрите, например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.12.2008 N Ф04-7500/2008(16942-А27-37).

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:

— Энциклопедия решений. Учет горюче-смазочных материалов;

— Энциклопедия решений. Учет расходов на содержание служебного транспорта;

— Энциклопедия решений. Учет списания топлива и смазочных материалов (для госсектора);

— Вопрос: Автомобиль «Volkswagen» относится к зарубежным автобусам 2008 года выпуска. Заводом-изготовителем определена базовая норма расхода топлива автомобиля «Volkswagen» по городу — 10,4 литра на 100 км. На основании Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р, базовый расход топлива указанного автомобиля определяется как 8,8 литров на 100 км. Летняя норма расхода топлива — 11 литров на 100 км. В зимний период расход топлива увеличивается на 10%. Как происходит увеличение расхода топлива в зимний период — от базовой нормы (8,8 литров на 100 км) или от летней нормы (11 литров на 100 км)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2016 г.);

— Вопрос: Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 N АМ-23-р утверждены Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте. В нем четко по маркам автомобилей указаны нормы расхода топлива, однако отсутствует информация по автомобилю Hyundai Creta. Какими нормами руководствоваться организации в данной ситуации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2018 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

Читать еще:  При зарплате 15000рублей сколько получится баллов

7 февраля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) В общем случае организации во избежание споров с налоговыми органами могут применять нормы, которые установлены Методическими рекомендациями, а в случае отсутствия норм для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, на которую Минтрансом России не утверждены нормы расхода, использовать нормы, разработанные специализированной организацией, утвержденные приказом руководителя.

Для этого ей следует обратиться в специализированную организацию, например в Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ — www.nami.ru) или Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ — www.niiat.ru) (при наличии финансовых возможностей).

*(2) Судебные органы в большинстве своих решений также исходят из того, что НК РФ не содержит положений, ограничивающих принятие к учету для целей налогообложения расходов по ГСМ, расходов на содержание служебного транспорта какими-либо нормами (постановления ФАС Уральского округа от 12.10.2010 N Ф09-8425/10-С3, ФАС Московского округа от 28.09.2007 N КА-А41/9866-07, ФАС Северо-Западного округа от 01.06.2005 N А05-26242/04-10). Иными словами, налоговым законодательством расходы на ГСМ прямо не отнесены к нормируемым, поэтому организация может учесть расходы на ГСМ в размере фактических затрат. Однако это не исключает необходимости представлять доказательства того, что произведённые расходы являются экономически обоснованными, в частности, в случае, когда ГСМ были использованы сверх норм, установленных налогоплательщиком самостоятельно (определение ВАС РФ от 09.07.2012 N ВАС-8327/12).

*(3) Нормы расхода топлива могут приводиться отдельными заводами-изготовителями в технической документации (например, в сервисной книжке) на конкретную марку транспортного средства (его модификацию) для условий эксплуатации в городском цикле, по загородным дорогам, в зимнее время и т.д. В то же время достаточно часто производители указывают в технической документации результаты замеров расхода топлива, полученные в условиях, существенно отличающихся от реальных условий эксплуатации. Следовательно, установленные нормы вовсе необязательно должны соответствовать заводским, однако любые отклонения (как в большую, так и в меньшую сторону) следует должным образом обосновать в документах, оформляемых соответствующей комиссией. При этом повышенный расход топлива не должен быть связан с какими-либо неисправностями транспортного средства.

Образец приказа о нормах расхода ГСМ

Сейчас всем компаниям, у которых есть автотранспорт, надо решить, обновлять ли свои нормы списания ГСМ. И если да, то издать соответствующий приказ. Необходимость в этом возникла потому, что Минтранс России обновил свои нормы из распоряжения от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р, которое давно уже не отвечало реалиям авторынка. В нем не было норм для многих популярных сейчас иномарок, например Chevrolet Aveo, Scoda Octavia, Ford Focus. Образец приказа о нормах ГСМ смотрите ниже.

Сейчас нормы для всех моделей дополнены распоряжением от 14 мая 2014 г. № НА-50-р. Взять их на вооружение — право, а не обязанность организации. Можно и дальше списывать бензин по собственным нормативам. Риск здесь невелик, ведь Минфин признал, что Налоговый кодекс РФ вообще не требует нормировать расходы на горючее (письмо от 27 января 2014 г. № 03-03-06/1/2875). Но учитывать расходы по нормам Минтранса безопаснее, ведь к ним у инспекторов точно не будет претензий.

Обязательные реквизиты приказа

Образец приказа о нормах ГСМ содержит цифры с обязательными реквизитами. Разберем их поподробнее. В приказе о новых нормах надо сказать, с какого числа компания их применяет ( 1 ). КВ приказе надо детально расписать информацию об автомобиле, для которого компания устанавливает новую норму ( 2 ). Напишите марку машины, ее модификацию, государственный регистрационный знак. Тогда меньше риска запутаться и завысить расходы в налоговом учете.

В приказе можно сказать, что директор издает его, руководствуясь обновленным распоряжением Минтранса ( 3 ). Для проверяющих это будет обоснованием того, почему организация решила именно сейчас пересмотреть свои нормативы.

Чиновники разрешают компаниям для одних автомобилей устанавливать минтрансовские нормативы, а для других — свои (см. комментарий ниже). Тогда в приказе надо провести четкие границы между теми и другими, чтобы на проверке не возникло путаницы с тем, какие нормы правильные ( 4 ).

Расход топлива в весенне-летний и осенне-зимний периоды разный. Поэтому надо установить в приказе летние и зимние нормы. Как вариант, можно закрепить зимнюю надбавку в процентах, за счет которой на зимний период будет увеличиваться норма расходования топлива. Размеры надбавок для разных регионов есть в старом распоряжении Минтранса ( 5 ).

В приказе можно установить, кто из работников будет отвечать в компании за соблюдением новых норм (6). Это может быть, к примеру, руководитель АХО или начальник транспортного отдела. С новым приказом надо ознакомить этого сотрудника, а также работника бухгалтерии, который отвечает в компании за учет расходов на ГСМ ( 7 ).

Новые поступления в раздел «Ответы на вопросы»

О платежном агенте Устройство освещения Выдача спецодежды согласно климатическим поясам. Вычет НДФЛ при покупке имущества Выплаты в связи с несчастным случаем компенсация транспортных расходов пенсионеру Продажа материалов О передаче оборудования в монтаж Расторжение договора Выдача денежных средств из кассы предпринимателем себе самому под отчет Материальная выгода Заключение трудового договора на работу по совместительству во время отпуска по беременности и родам Договор подряда подпись договора займа одним лицом Учет НДС при УСН Учет иностранного НДС НДФЛ с компенсации питания Услуги по правлению оказывает ИП,учредитель и директор учреждения Контролируемая сделка Об НДФЛ с отпускных О финансовой помощи учредителя Об НДФЛ с отпускных Учредители Если основное средство приобретено для перепродажи Применение УСН при ведении нескольких видов деятельности имущественный вычет пенсионеру Компенсация по уходу за ребенком Временно пребывающие Ставки страховых взносов Документальное оформление ремонта автотранспортных средств Аренда автомобиля у сотрудника Оформление материальной помощи Ввод в эксплуатацию по частям Входной НДС по импортным товарам, можно ли принять к вычету. Изменилась кадастровая стоимость земли, как считать налог. Срок давности по привлечению к ответственности Затраты на создание объектов благоустройства О совмещении ЕНВД и УСН Расчеты банковской картой. предприниматель ЕНВД

О приеме на работу Отражение убытков в декларации Учётные политики и налогообложение Составление бухгалтесркой отчетности Возврат НДФЛ Проценты по кредитам Оплата больничного внешнему совместителю О подтверждении командировочных затрат Мероприятия с декларациями Изменения в устав Транспортные расходы страховые взносы предприниматель Оформление табеля Списание ТМЦ порча уменьшить налоговую базу НДФЛ на земельный налог Исправление корректировочного счета-фактуры Уведомления об увольнении иностранца Нарушаем ли мы российское законодательство? Взаимозависимые лица, последствия. страна происхождения в счете-фактуре ЭВМ Оформление приема на работу совместителя О сроке выставления счет-фактуры хранение уведомления Об отчете о финансовом результате Заполнение платежного поручения Аудиторская проверка О сроках сообщения в налоговую о невозможности удержать НДФЛ Заполнение табеля О представлении нулевых деклараций Оформление документов при оплате наличными за аренду жилья Письмо Минфина Особенности корректировки налога на прибыль при получении дивидендов Денежная премия Возврат налога Применение ЕНВД Оформление удержания из заработной платы по инициативе сотрудника Списание кредиторской задолженности Представительские расходы Оферта Налоговый агент по НДС Дегустация алкогольной продукции НДС Ошибки в трудовой книжке Как оплачивается сверхурочная работа в выходной день?

Бонус Применение БСО Счет-фактуры при установке счетчиков Расчеты наличными без применения ККТ Справка в службу занятости Налогообложение выплат восстановленному на работе сотруднику. Оплата доставки Ликвидация учредителя Фактический адрес Безвозмездное пользование Сдача выручки в главную кассу предприятия Исправление суммы договора, налоговый агент НДС Продажа НМА О минимизации налогообложения при продаже земли Момент определения налоговых баз Об оформлении сделки Уценка материалов Необходимость представления статистической отчётности Периодические издания Расчёт действительных стоимостей долей Безвозмездная передача денежных средств О распределении взносов в 2014 г. Расчет пособия по уходу за ребенком до 3х лет при переводе сотрудницы в другую организацию Определение первоначальной стоимости объекта О постановке на учет основного средства Пособие по уходу за ребенком Налог на прибыль. Учет расходов. Какую запись надо сделать в трудовой книжке директора в случае увольнения по причине ликвидации компании Отчет РСВ-1 ПФР Документы на реализацию Можно ли сменить юридический адрес организации если у нее есть долги по налогам Если кассир-операционист пробил кассовый чек с ошибкой в сумме платежа Особенности соблюдения лимита расчетов наличными О патентной системе налогообложения Что делать если работодатель уклоняется от подписания трудового договора Налогообложение застройщика при долевом участии в строительстве Строка 140 Особенности исполнение обязательств по договору поручительства Пенсия гражданину белоруссии Возмещение перерасхода по авансовому отчету Замена видов деятельности Справка о неполучении пособий на ребенка Очередной отпуск О расчетах наличными денежными средствами

Читать еще:  Права покупателей при возврате телефона

Порядок учета и списания ГСМ по путевым листам в 2019 — 2020 годах

Понятие ГСМ

К ГСМ относят топливо (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ), смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки) и специальные жидкости (тормозные и охлаждающие).

Что такое путевой лист

Путевой лист — первичный документ, в котором фиксируется пробег автомобиля. На основании этого документа можно определить расход бензина.

Организации, для которых использование транспортных средств является основным видом деятельности, должны применять форму ПЛ с реквизитами, которые указаны в разделе II приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152.

Сомневаетесь в правильности оприходования или списания материальных ценностей? На нашем форуме можно получить ответ на любой вопрос, вызывающий у вас сомнения. Например, в этой ветке можно уточнить какая базовая норма расхода ГСМ, рекомендуемая Минтрансом.

О том, как корректировался путевой лист, мы писали у нас на сайте:

Для организаций, которые используют автомобиль для производственных или управленческих нужд, возможна разработка ПЛ с учетом требований закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

С примером приказа об утверждении ПЛ можно ознакомиться здесь.

На практике организации часто используют ПЛ, которые были утверждены еще постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78. В этом постановлении есть формы ПЛ в зависимости от вида автомобиля (например, форма 3 — для легкового автомобиля, форма 4-П — для грузового).

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов представлены здесь.

О заполнении путевых листов с учетом последних нововведений вы можете узнать в Готовом решении от КонсультантПлюс.

Задать вопрос и получить оперативный ответ по заполнению путевого листа вы можете в наших обсуждениях в группе «ВК».

Путевые листы должны регистрироваться в журнале регистрации путевых листов. Учет путевых листов и ГСМ взаимосвязан. В организациях, которые по роду деятельности не являются автотранспортными, ПЛ могут составляться с такой регулярностью, которая позволяет подтвердить обоснованность расхода. Так, организация может оформлять ПЛ 1 раз в несколько дней или даже месяц. Главное — подтвердить расходы. Такие выводы содержатся, например, в письме Минфина России от 07.04.2006 № 03-03-04/1/327, постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 27.04.2009 № А38-4082/2008-17-282-17-282.

Учет расхода ГСМ в путевом листе

Если мы проанализируем формы ПЛ, содержащиеся в постановлении № 78, то увидим, что в них есть специальные графы, предназначенные для отражения оборота ГСМ. Здесь указывается, сколько горючего в баке, сколько выдано и сколько осталось. Путем несложных вычислений выясняется количество использованного горючего.

Если же обратиться к приказу Минтранса № 152, то среди обязательных реквизитов ПЛ в нем не встретится требование отражать движение горючего. При этом в документе должны быть приведены показания спидометра на начало и конец пути, что позволит определить количество пройденных транспортным средством километров.

Когда ПЛ разработан организацией самостоятельно и в нем нет информации об использовании ГСМ, а содержатся только данные о количестве километров, нормативный объем использованных ГСМ можно рассчитать, используя распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р. В нем есть нормы расхода топлива для разных марок транспортных средств и формулы для расчета расхода.

Таким образом, на основании ПЛ производится расчет либо фактического, либо нормативного списания ГСМ. Рассчитанные таким образом данные используются для отражения в бухгалтерском учете.

Однако применение ПЛ для учета расхода ГСМ в некоторых случаях невозможно. Например, когда бензином заправляются бензопилы, мотоблоки и др. аналогичная спецтехника. В этих случаях применяется акт на списание ГСМ.

Образец акта на списание ГСМ можно посмотреть на нашем сайте.

Бухгалтерский учет ГСМ

Как и все материально-производственные запасы, учет ГСМ в бухгалтерии ведется по фактической стоимости. Расходы, которые входят в фактическую стоимость, указаны в разделе II ПБУ 5/01.

Принятие к учету ГСМ может осуществляться на основании приложенных к авансовому отчету чеков АЗС (если ГСМ приобретал водитель за наличный расчет) или на основании корешков талонов (если бензин приобретался по талонам). Если же водитель приобретает бензин по топливной карте, то учет ГСМ по топливным картам ведется на основании отчета компании — эмитента карты. Списание ГСМ может производиться следующими методами (раздел III):

  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости 1-х по времени приобретения запасов (ФИФО).

В ПБУ 5/01 есть еще один способ списания — по себестоимости каждой единицы. Но на практике для списания ГСМ он неприменим.

Самый распространенный способ списания ГСМ — по средней себестоимости, когда стоимость остатка материала складывается со стоимостью его поступления и делится на суммарное количество остатка и поступления в натуральном выражении.

Списание ГСМ по путевым листам (бухгалтерский учет)

Для учета ГСМ на предприятии используется счет 10, отдельный субсчет (в плане счетов — 10-3). По дебету этого счета осуществляется приход ГСМ, по кредиту — списание.

Как происходит списание ГСМ? По описанным выше алгоритмам производится расчет использованного количества ГСМ (фактический или нормативный). Это количество умножается на стоимость единицы, и полученная сумма списывается проводкой: Дт 20, 23, 25, 26, 44 Кт 10-3.

Списание бензина по путевым листам (налоговый учет)

Если со списанием ГСМ в бухгалтерском учете все достаточно просто, то признание этих расходов в налоговом учете вызывает вопросы.

1-й вопрос: в составе каких расходов учитывать ГСМ? Здесь возможны 2 варианта: материальные или прочие расходы. Согласно подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ ГСМ включаются в состав материальных расходов, если они используются для технологических нужд. В прочие расходы ГСМ попадают, если они используются для содержания служебного транспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

ВАЖНО! Если основная деятельность организации связана с перевозкой грузов или людей, то ГСМ — материальные затраты. Если транспортные средства используются в качестве служебных, то ГСМ — прочие расходы.

Второй вопрос: нормировать или нет расходы на списание ГСМ в рамках налогового учета? Ответ на него можно найти, связав реквизиты путевого листа и законодательные нормы:

  1. В ПЛ рассчитывается фактическое использование ГСМ. НК РФ не содержит прямых указаний на то, что расходы на ГСМ должны приниматься в налоговом учете только по фактическим нормам.
  2. ПЛ содержит информацию только о фактическом пробеге. Однако ГСМ могут рассчитываться по распоряжению № АМ-23-р, в п. 3 которого есть указание, что установленные им нормы предназначены в том числе и для расчетов по налогообложению. Минфин России в своих письмах (например, от 22.03.2019 № 03-03-07/19283, от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097) подтверждает, что распоряжение № АМ-23-р можно использовать для установления обоснованности затрат и определять расходы на ГСМ в налоговом учете по нормам, умноженным на пробег.

ВАЖНО! В налоговом учете ГСМ можно принимать как по фактическому использованию, так и по рассчитанному исходя из норм количеству.

На практике возможна ситуация, когда организация использует транспорт, нормы расхода топлива для которого в распоряжении № АМ-23-р не утверждены. Но в п. 6 этого документа есть разъяснения, что организация или ИП могут индивидуально (с помощью научных организаций) разработать и утвердить необходимые нормы.

Позиция Минфина России (см., например, письмо от 22.06.2010 № 03-03-06/4/61) такова, что до разработки норм списания ГСМ в научной организации юридическое лицо или ИП могут руководствоваться технической документацией.

В самом НК РФ разъяснений, как действовать в подобной ситуации, нет. В тех случаях, когда организация самостоятельно установила нормы списания ГСМ и, превысив их, учла в налоговом учете сумму сверхнормативного использования топлива, налоговая инспекция может не признать это расходом. Соответственно, возможно доначисление налога на прибыль. При этом суд вполне может поддержать позицию инспекции (см., например, постановление АС Северо-Кавказского округа от 25.09.2015 по делу № А53-24671/2014).

О величине штрафов за отсутствие путевого листа читайте в этой статье.

Пример списания ГСМ по путевым листам

Один из самых распространенных видов ГСМ — бензин. Рассмотрим пример закупки и списания бензина.

ООО «Первый» (находится в Московской области) в сентябре закупило бензин в количестве 100 л по цене 38 руб. без НДС.

При этом на начало месяца у ООО был запас бензина этой же марки в количестве 50 л по средней себестоимости 44 руб.

Бензин в количестве 30 л был использован для заправки автомобиля марки ВАЗ-11183 «Калина». Организация использует автомобиль для служебных перевозок управленческого персонала.

В организации применяется оценка материалов по средней себестоимости.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector