Принципы транспортного права

1. Понятие транспортного права

1.1. Понятие нормы

Норма (от лат. norma – руководящее начало, правило, образец) — установленная, гласная и общепринятая мера в определенной области деятельности или знаний, имеющая конкретное выражение.

Понятие нормы не следует отождествлять исключительно с юридической практикой – это понятие гораздо шире.

По областям действия нормы подразделяют на: идеологические, моральные, этические, политические, правовые, экономические, математические, физические, технические, технологические, биологические, санитарные, экологические, транспортные и т. д.

Прогресс и развитие общества приводят к возникновению все новых и новых видов деятельности и соответствующих им норм.

Классификация норм по источнику их происхождения более лаконична (рис. 1):

Рисунок 1 – Источники норм

1.2. Значение правового регулирования деятельности транспорта

Во всяком обществе в процессе производства материальных благ люди вступают друг с другом в определенные общественные отношения. Участвуют в общественных отношениях и коллективные образования: предприятия, организации, объединения, общества и др. Для того чтобы указанные отношения осуществлялись нормально, необходимо их урегулировать, т. е. установить порядок, согласованность поведения людей и организаций. Это относится и к деятельности транспорта.

Одним из основных специфических условий работы транспорта является то, что его основная производственная деятельность невозможна без совместных действий всех участников транспортного процесса:

предприятий и организаций — грузоотправителей, обязанных подготовить груз к перевозке, обеспечить своевременную погрузку и сдать груз к перевозке транспортному предприятию или организации;

транспортных предприятий и организаций — перевозчиков, обязанных выделить транспортные средства для перевозки в соответствии с заявкой или договором, принять груз от отправителя, доставить груз получателю в сохранности, в установленные сроки и с минимальными затратами на перевозку;

предприятий и организаций — грузополучателей, обязанных своевременно принять прибывшие в их адрес грузы, разгрузить в определенные сроки подвижной состав, очистить его от остатков груза и сдать транспортному предприятию или организации.

Специфика деятельности транспорта требует четкого урегулирования деятельности, прав и обязанностей всех участников перевозочного процесса. Это достигается установлением государством специальных правил поведения, на основе которых осуществляется транспортная деятельность. Подобные правила поведения называются правовыми нормами. Совокупность норм права, регламентирующих перевозки грузов, деятельность и взаимоотношения транспортных предприятий и организаций, грузоотправителей и грузополучателей, составляет транспортное право. Знание транспортного права — необходимое условие эффективной организации транспортной деятельности.

1.3. Правовая норма и правовое регулирование

Всякая правовая норма — прежде всего определенное правило поведения в обществе, в социальных, т.е. в общественных отношениях. Она либо требует от гражданина или организации определенного поведения (т.е. выполнения тех или иных действий, а иногда воздержания от них), либо разрешает им совершение действий по собственному усмотрению.

Правовая норма — обычно такое правило поведения, которое установлено государством в лице его компетентных органов власти и управления. Следовательно правовые нормы носят государственно-властный характер, т.е. они как предписания государства обязательны для граждан, должностных лиц, предприятий и организаций, органов управления, других юридических и физических лиц, на которые они рассчитаны.

Правовая норма содержит предписания общего характера. Это значит, что она рассчитана не на какое-либо конкретное лицо, а на всех тех лиц и во всех тех случаях, которые подпадают под ее действие. Например, если в правовой норме указано, что грузоотправители обязаны осуществлять погрузку транспортных средств в установленные сроки, значит, такая обязанность лежит вообще на всех грузоотправителях, пользующихся транспортом. Этим признаком правовая норма отличается от других обязательных юридических актов, которые адресованы конкретному лицу и распространяются только на него (например, указание вышестоящей организации, данное конкретному транспортному предприятию).

Поскольку правовая норма содержит предписания общего характера, она всегда рассчитана на длительное или многократное применение.

Посредством правовой нормы определенным образом направляется поведение участников общественных отношений, обеспечивается нормальное развитие последних, осуществление прав и исполнение обязанностей граждан и организаций. Поэтому правовая норма является регулятором общественных отношений. Так, посредством правовых норм регулируются отношения транспортных предприятий и организаций данного вида транспорта друг с другом, с предприятиями и организациями других видов транспорта, с грузоотправителями. грузополучателями и пассажирами.

Важнейшей особенностью правовой нормы является то, что ее предписания охраняются государством от нарушений. В абсолютном большинстве правовые нормы исполняются точно и добросовестно. Однако имеются случаи неисполнения, ненадлежащего исполнения либо иного нарушения предписаний правовых норм. Тогда государство в лице своих органов власти, управления и иных органов принимает меры, направленные на понуждение к исполнению правовой нормы, в том числе возложение ответственности на нарушителя.

Таким образом, можно дать следующее определение правовых норм. Правовые нормы — это правила поведения, установленные государством, содержащие государственно-властные предписания общего характера, которые регулируют общественные отношения и охраняются от нарушений силой государственного принуждения.

1. 4. Структура правовой нормы

Каждая правовая норма имеет гипотезу, диспозицию и санкцию. Гипотеза — часть правовой нормы, в которой указывается, при каких обстоятельствах она применяется. Диспозиция содержит указание на то поведение, которое предписывается (запрещается) или дозволяется. Санкция — указание на те неблагоприятные последствия, которые наступают в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения действий (воздержания от действий), предписанных в диспозиции.

Например, согласно действующим правилам, пассажир при проезде в автобусе обязан оплатить стоимость проезда и приобрести билет; если же он едет без билета, с него взыскивается штраф. Гипотезой здесь будет указание на те обстоятельства, при которых появляется обязанность пассажира оплатить проезд и приобрести билет — при проезде в автобусе; диспозиция — указание на соответствующую обязанность пассажира; санкция — установление правовой нормой меры взыскания, применяемой к пассажиру, не оплатившему проезд (штраф за безбилетный проезд).

1.5. Виды правовых норм

В зависимости от характера предписаний различают императивные и диспозитивные правовые нормы. Императивными признаются нормы, содержащие предписания, которые в категорической форме обязывают к чему-либо или воспрещают что-либо. Какие-либо отступления от императивной нормы, в том числе по соглашению сторон не допускаются.

Диспозитивная норма, наоборот, предоставляет возможность установления по соглашению сторон каких-либо иных, отличающихся от предписанных ею, условий своих отношений. Если же стороны не воспользуются такой возможностью, то действует правило поведения, изложенное в правовой норме. Действующее законодательство, например, предусматривает, что погрузка и выгрузка автомобилей осуществляется силами и средствами грузоотправителей и грузополучателей соответственно, если иное не предусмотрено договором автотранспортного предприятия или организации с грузоотправителем (грузополучателем). Следовательно, по общему правилу автотранспортное предприятие или организация освобождаются от обязанностей выполнения погрузочно-разгрузочных работ (операций), пока стороны не согласуют иного.

Читать еще:  Приложение к договору социального найма образец

1.6. Нормы права и правоотношения

Правовые нормы регулируют различные общественные отношения лиц, в которые они вступают в процессе своей деятельности, Подобные общественные отношения, урегулированные нормами права, называются правоотношениями. Правоотношения являются той юридической формой, в которой существуют и развиваются фактические общественные отношения.

Различают такие понятия как субъекты, содержание и объекты правоотношений.

Субъекты правоотношений — граждане или организации, которые выступают в качестве участников правоотношений.

Все участники транспортных правоотношений обладают определенными правами и несут обязанности, предусмотренные соответствующими правовыми нормами. Совокупность указанных прав и обязанностей и составляет содержание правоотношений.

Права и обязанности участников правоотношения взаимосвязаны. Праву одной стороны соответствует юридическая обязанность другой.

Под объектами правоотношений понимают вещи (имущество), услуги и т.д., по поводу которых складываются урегулированные правовыми нормами общественные отношения. В транспортных правоотношениях объектом выступает транспортная услуга.

Непосредственно из нормы права правоотношение не возникает. Для его формирования необходимо, чтобы наступили определенные обстоятельства, предусмотренные в правовой норме. Такие обстоятельства (факты), с которыми нормы права связывают возникновение правоотношений, называются юридическими фактами.

Юридические факты имеют большое значение. На их основе реализуются правовые нормы, возникают правоотношения. На основе юридических фактов правоотношения не только возникают, но могут также изменяться либо прекращаться. Например, при сдаче груза к перевозке начинаются правоотношения по договору перевозки; при выдаче груза получателю такие правоотношения заканчиваются.

1.7. Транспортные правоотношения и право

Правоотношения, в которые вступают транспортные предприятия и организации, носят самый разнообразный характер (хозяйственные, трудовые и др.).

Из общей массы таких отношений выделяется особая их группа. Это правоотношения, связанные с выполнением транспортными предприятиями транспортных функций. Ими являются отношения по организации транспортного процесса и по непосредственному его осуществлению.

Транспортные правоотношения имеют особенности по субъектам, содержанию и объектам.

Одна из сторон транспортных правоотношений — всегда транспортное предприятие или организация, выполняющие перевозку, транспортно-экспедиционные операции и иные транспортные услуги. Другая сторона — грузоотправители, грузополучатели, пассажиры, предприятия связи, организации другого вида транспорта. Могут быть также транспортные правоотношения, в которых обеими сторонами являются организации одного вида транспорта (например, в случае предоставления автохозяйствами автомобилей грузовым автостанциям).

Содержание транспортных правоотношений составляет совокупность прав и обязанностей сторон, связанных с оказанием транспортных услуг.

Транспортные правоотношения могут быть направлены либо на организацию транспортного процесса (например, прием заявок на перевозки, прием груза к перевозке), либо на непосредственное осуществление перевозок (например, отношения по перевозке конкретного груза).

В общей системе гражданского права выделяется особая совокупность правовых норм, регулирующих отношения, в которые вступают транспортные предприятия и организации в процессе транспортной деятельности. Они и составляют транспортное право.

Транспортное право,предмет и принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 13:26, реферат

Описание работы

Транспортное право – комплексная отрасль права, представляющая совокупность правовых норм, регулирующих отношения в области транспортной деятельности. Эти нормы формируются в составе нормативно-правовых актов специального транспортного законодательства и входят в состав нормативно-правовых актов фундаментальных отраслей права.

Содержание работы

1.Предмет и принципы транспортного права 2
2.Предоставление транспортных средств и предъявление груза при перевозке железнодорожным транспортом 4
3.Права и обязанности сторон перевозки грузов автомобильным транспортом 7
4. Задача 14
5.Список литературы 18

Файлы: 1 файл

транс право.docx

1.Предмет и принципы транспортного права 2

2.Предоставление транспортных средств и предъявление груза при перевозке железнодорожным транспортом 4

3.Права и обязанности сторон перевозки грузов автомобильным транспортом 7

5.Список литературы 18

1.Предмет и принципы транспортного права

Транспортное право – комплексная отрасль права, представляющая совокупность правовых норм, регулирующих отношения в области транспортной деятельности. Эти нормы формируются в составе нормативно-правовых актов специального транспортного законодательства и входят в состав нормативно-правовых актов фундаментальных отраслей права.

Предметом транспортного права являются общественные отношения между транспортными предприятиями и клиентурой, возникающие в связи с оказанием услуг по использованию транспортных средств для осуществления перевозочного процесса:

  • оказание услуг и выполнение работ по перевозке транспортными средствами пассажиров и различных грузов, багажа, почты, как в коммерческих, так и некоммерческих целях;
  • выполнение различных иных функций с использованием транспортных средств;
  • эксплуатация путей сообщения общего пользования, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств;
  • эксплуатация гражданами в личных целях на путях сообщения общего пользования транспортных средств, находящихся в их пользовании.

Принципы транспортного права — это основополагающие, руководящие начала, положения, которые определяют его сущностные стороны, наиболее характерные черты регулирования им общественных отношений, связанных с транспортной деятельностью.

Опираясь на указанные два критерия, к числу принципов транспортного права можно отнести принципы:

• свободного перемещения грузов, багажа, передвижения пассажиров;

• свободы транспортного договора;

• сочетания общегосударственных интересов с интересами транспортных предприятий и клиентов;

• сочетания централизованного регулирования перевозки с ведомственной регламентацией порядка ее осуществления;

• осуществления перевозок на базе организационноправовых предпосылок;

• обеспечения повышения эффективности и качества транспортной деятельности;

• законности при осуществлении перевозок;

• контроля и укрепления дисциплины на транспорте.

2.Предоставление транспортных средств и предъявление груза при перевозке железнодорожным транспортом

Перевозка грузов по железным дорогам – один из самых распространенных видов перевозок в РФ. Железнодорожные перевозки осуществляются в соответствии с заявками на перевозку грузов, которые предоставляются грузоотправителями в управление железных дорог.

Грузоотправители и железная дорога при регулярном осуществлении перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок. В договорах об организации перевозок определяются:

1) объемы перевозок;

2) сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок;

3) порядок расчетов;

4) иные условия организации перевозок.

В соответствии с договорами железнодорожной перевозки грузов, железные дороги обязуются в установленные сроки принимать грузы в обусловленном объеме, грузоотправители обязуются предъявить их для перевозок.

При подготовке к принятию груза железная дорога обязана подать к погрузке вагоны в следующем состоянии:

Читать еще:  Попытка кражи в магазине наказание

2) очищенные внутри и снаружи;

3) в необходимых случаях промытые и продезинфицированные;

4) годные для перевозки конкретных грузов;

5) контейнеры со снятыми приспособлениями для крепления, за исключением несъемных.

Пригодность в коммерческом отношении вагонов, контейнеров (состояние грузовых отсеков вагонов, контейнеров, пригодное для перевозки конкретных грузов, а также отсутствие внутри них постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, влияющих на состояние груза при погрузке, выгрузке и в пути следования; особенности внутренних конструкций кузовов вагонов, контейнеров (ст. 20 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»)) для перевозки конкретных грузов определяется грузоотправителями.

О времени подачи вагонов, контейнеров под погрузку, осуществляемую грузоотправителями, работники железнодорожных станций уведомляют грузоотправителей не позднее, чем за 2 ч до подачи вагонов, контейнеров под погрузку. Грузоотправители вправе отказаться от вагонов, контейнеров, непригодных для перевозки конкретных грузов, и железная дорога обязана подать взамен указанных вагонов, контейнеров исправные, пригодные для перевозки таких грузов вагоны, контейнеры (ст. 20 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ»).

1) подготовить грузы для перевозок так, чтобы обеспечить безопасность движения, сохранность грузов, вагонов, контейнеров;

2) представить на каждую отправку груза транспортную железнодорожную накладную и другие документы.

Загруженные вагоны, контейнеры должны быть опломбированы железными дорогами, если грузы погружены железными дорогами, или грузоотправителями, если грузы погружены грузоотправителями. Крытые вагоны, контейнеры при перевозках в них грузов для личных нужд должны быть опломбированы железными дорогами или транспортно-экспедиторскими организациями по усмотрению и за счет грузоотправителей (ст. 28 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ»).

3.Права и обязанности сторон перевозки грузов автомобильным транспортом

Права и обязанности перевозчика груза

Перевозчик обязан подать транспортные средства в количестве, согласованном с грузоотправителем, в обусловленный срок и в определенном месте. В установленных случаях и по согласованию с отправителем допускается подача перевозочных средств в большем количестве, чем указано в заявке (в порядке сгущения). Сроки подачи перевозочных средств (тоннажа) определяются по соглашению сторон или в нормативном порядке. Условия и порядок подачи перевозочных средств устанавливаются специальными правилами.

Первоначально установленное время подачи перевозочных средств может быть изменено по соглашению сторон. Место подачи транспортных средств зависит от особенностей их эксплуатации и технических возможностей перевозчика и отправителя. На автомобильном транспорте, технические возможности которого позволяют подавать перевозочные средства непосредственно к складам клиентуры, местом их подачи обычно является склад грузоотправителя или иной пункт, указанный в договоре.

В соответствии со ст. 791 ГК РФ перевозчик обязан подать грузоотправителю исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. Исправность и пригодность перевозочных средств должна быть технико-коммерческой и обеспечивать сохранность груза в процессе транспортировки. Транспортное средство подается очищенным от остатков груза и мусора или промытым и продезинфицированным и т. п. При этом отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза. Напротив, проверка коммерческой пригодности транспортного средства является обязанностью отправителя, который в отличие от перевозчика лучше знает свойства конкретного груза.

Доставка груза — основная обязанность перевозчика. Ее исполнение требует не только соблюдения срока доставки, но и обеспечения сохранности перевозимого груза. Перевозчик отвечает за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи получателю. Он обязан принимать все возможные и зависящие от него меры по обеспечению сохранности груза. После принятия к перевозке груз хранится в пункте отправления, а также в период транспортировки бесплатно. Плата за хранение взыскивается, если груз сдается ранее срока приема его к перевозке. После прибытия груза в пункт назначения он хранится бесплатно в течение времени, установленного правилами или соглашением сторон, а затем за плату.

Погрузка и выгрузка груза осуществляются транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением правил транспортного законодательства (п. 2 ст. 791 ГК РФ). Обязанности по погрузке и выгрузке распределяются между участниками обязательства перевозки в зависимости от места погрузки. Транспортные организации самостоятельно осуществляют погрузку и выгрузку в местах общего доступа. В иных местах погрузочно-разгрузочные работы выполняются соответственно отправителем и получателем за их счет.

Транспортная организация может принять на себя выполнение этих работ по особым соглашениям с клиентурой. Необходимые для погрузки и выгрузки вспомогательные материалы или специальные приспособления предоставляются грузоотправителем, если иное не установлено правилами перевозок или соглашением сторон. Транспортная организация обычно не отвечает за несохранность груза, если его утрата (повреждение, порча) произошла вследствие обстоятельств, связанных с действиями отправителя по погрузке.

Погрузка и выгрузка, осуществляемые силами и средствами отправителя (получателя) груза, должны производиться в срок, предусмотренный договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами, кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (п. 3 ст. 791 ГК РФ). В большей части действующих транспортных актов и правил установлены нормативные сроки выгрузки.

Если погрузка или выгрузка не закончены в установленные сроки, наступает простой перевозочных средств, за который с отправителя или получателя взыскивается штраф. При досрочной погрузке (выгрузке), напротив, грузоотправителю (грузополучателю) выплачивается премия. В целях предупреждения доступа к грузу и обеспечения его сохранности в процессе перевозки обособленные помещения и емкости должны быть опломбированы.

Перевозчик наделен правом удержания груза (ст. 359, 360 ГК РФ) в целях обеспечения причитающихся ему провозной платы и других платежей. Однако право удержания может быть ослаблено или отменено законом, иными правовыми актами, договором или не применяться ввиду его несоответствия существу возникшего обязательства.

В ходе транспортировки договор может подвергнуться изменениям двух видов. Во-первых, грузоотправитель вправе изменить указанного в накладной грузополучателя без изменения пункта назначения.

Во-вторых, допускается изменение пункта назначения груза, т. е. его переадресовка.

Заявление о переадресовке груза может быть подано грузоотправителем, грузополучателем, а также иными лицами, уполномоченными на то надлежащим образом. Переадресовка разрешается лишь с согласия перевозчика. Перевозка грузов после переадресовки оформляется новой накладной, составляемой станцией переадресовки. Срок доставки груза при этом меняется. Организация, по заявлению которой произведено изменение грузополучателя или места назначения груза, отвечает перед первоначальным адресатом за последствия этих изменений и обязана урегулировать расчеты между отправителем, первоначальным адресатом и фактическим получателем груза.

Читать еще:  Разрешена ли вахта человеку с условной судимостью

Совершение операций по выдаче и приемке грузов завершает исполнение договора перевозки. Прибывший в адрес получателя груз должен быть принят получателем. Такая обязанность лежит на грузополучателе даже тогда, когда в его адрес прибыл не заказанный им груз. В таком случае груз принимается на ответственное хранение и его дальнейшая судьба определяется отправителем. Получатель вправе отказаться от получения груза только при том условии, если качество груза вследствие порчи или повреждения изменилось настолько, что исключается возможность использования груза по прямому назначению.

Получение груза должно быть надлежащим образом оформлено, что охватывается понятием раскредитование документов или выкуп груза и удостоверяется соответствующим образом на накладной. При автомобильных перевозках, которые обеспечивают доставку груза прямо на склад получателя, не всегда возникает необходимость в уведомлении последнего о прибытии груза. Нарушение этой обязанности перевозчиком лишает его права взыскать с грузополучателя плату за сверхнормативное хранение груза и простой перевозочных средств. В предусмотренных законом случаях получатель вправе требовать проверки количества, веса и состояния прибывшего груза.

Выявленные в ходе проверки обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, должны быть удостоверены коммерческим актом, актом общей формы, записями в грузосопроводительных документах.

Источники и принципы транспортного права

Источники транспортного права

Источниками права являются способами закрепления правовых норм и формы их внешнего выражения, обладающие общеобязательным характером.

Основными источниками транспортного права являются:

  1. Гражданский Кодекс РФ. В 40 главе «Перевозка» закрепляются общие условия перевозки, устанавливаются правила ее организации, регулируются перевозки в прямом смешанном сообщении, перевозки транспортом общего пользования. В данной главе освещены виды договоров, которые заключаются в связи с перевозкой, в их числе договор об организации перевозок, договор грузоперевозки, договор пассажирской перевозки, договоры, которые заключаются меж транспортными организациями. И наконец, кодекс утверждает ответственность за нарушение обязательств по организации и осуществлению перевозок. Отдельная глава ГК посвящается вопросам организации и предоставления экспедиционных услуг, которые связаны с грузоперевозкой. Это 41 глава «Транспортная экспедиция», определяющая содержание и форму договора транспортной экспедиции, регулирующая вопросы ответственности по данному договору, односторонний отказ от его исполнения.
  2. Воздушный Кодекс РФ.
  3. Федеральный Закон «Устав Железнодорожного Транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 N 18-ФЗ.
  4. Кодекс Торгового Мореплавания РФ.
  5. Кодекс Внутреннего Водного Транспорта РФ.
  6. Федеральный Закон «Устав Автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 N 259-ФЗ.
  7. «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 г.
  8. Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 г.,
  9. Федеральный закон «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 г.
  10. Указы Президента РФ, которые направлены на усовершенствование деятельности транспортных структур и применение отдельных видов транспорта, обеспечение безопасности на транспорте.
  11. Постановления Правительства РФ, посвященные вопросам усовершенствования управления транспортом, его систем.
  12. Нормативные акты федерального органа исполнительной власти в сфере транспорта — Минтранса России, иных министерств и ведомств, регламентирующие организацию перевозок и их реализацию, в их числе порядок и технические условия крепления, погрузки, транспортировки и выгрузки грузов. Главенствующее место из них заняли правила перевозок багажа и пассажиров, правила перевозок грузов, правила оказания услуг по перевозкам багажа, пассажиров, грузов.
  13. Международное законодательство в области транспортного права. Согласно 4 части 15 статьи Конституции РФ и 1 пункту 7 статьи ГК общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составным элементом правовой системы Российской Федерации.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Принципы транспортного права

Принципами транспортного права являются руководящие, основополагающие положения, начала, определяющие все стороны его сущности.

Традиционно принципами транспортного права называют следующие.

Принцип свободного перемещения багажа, грузов, передвижения пассажиров значит, что субъекты РФ, муниципальные образования не имеют права установления каких-то барьеров, ограничений передвижения по собственным территориям. Недопустимо установление таможенных границ меж регионами РФ, установление сборов, пошлин, других препятствий для свободного перемещения товаров, создание искусственных препон для передвижения граждан, согласно 1 части 7 статьи, 1 части 74 статьи Конституции РФ. Исключения из принципа свободного перемещения грузов, багажа, передвижения пассажиров являют вопросы, которые касаются безопасности перевозок, охраны культурных ценностей и природы, согласно 2 части 74 статьи Конституции РФ.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Принцип свободы транспортного договора обуславливается закрепленными в 412 статье ГК РФ положениями о свободах договора, которые имеют распространение на договоры, которые заключаются при организации и реализации перевозок:

  • свобода граждан и юридических ли в принятии решений по заключению либо не заключению транспортных договоров;
  • свобода участников отношений договорного характера в выборе контрагента по транспортному договору;
  • свобода разработки условий транспортного договора сторонами, на которых он будет заключаться, а значит, свобода определения участниками собственных гражданских обязанностей и прав.

Принцип слияния интересов государства с интересами транспортных предприятий и клиентов обуславливается тем обстоятельством, что транспорт — одна из составляющих эффективного развития экономической сферы государства. Оно имеет интерес в оптимизации транспортных процессий, увеличения сети транспортных артерий и т.п. Транспортные предприятия имеют интерес максимального извлечения прибыли, что может достигаться посредством интенсификации перемещения перевозочных объектов, увеличения скорости оборачиваемости подвижного состава, применения наиболее экономичных и современных транспортных средств.

Принцип сочетания централизованного урегулирования перевозок с ведомственной регламентацией порядка ее реализацией. Наравне с централизованным урегулированием транспортными уставами и кодексами перевозок отдельными видами транспорта есть потребность в регламентации ведомственными нормативными правовыми актами определенных технических и правовых вопросов организации и реализации перевозок. К ним относят правила перевозок пассажиров, багажа, грузов соответственными видами транспорта, а также разнообразные технические положения, условия, тарифы и т.д. Их принятие возлагается, прежде всего, на Минтранс РФ.

Принцип реализации перевозок на основе организационно-правовых предпосылок значит, что перевозка грузов может осуществляться при исполнении конкретных организационно-правовых действий, составлении соответственных документов, то есть планов, договоров, соглашений.

Принцип обеспечения качества и эффективности транспортной деятельности значит, устойчивость работы всех видов транспорта, безопасность и доступность оказания транспортных услуг, развитие конкуренции в сфере транспортных услуг, согласованность функционирования элементов всей транспортной системы.

Принцип законности в роли основополагающего принципа права является присущим транспортному праву.

С принципом законности имеет тесную взаимосвязь принцип укрепления дисциплины и контроля на транспорте.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector