Содержание

Проблемы регулирования трудовых мигрантов в рф

Трудовая миграция в России

Регулирование трудовой миграции в России и ее контроль в течение долгого времени является существенной проблемой. Для ее решения каждый год в законодательство государства вносятся и утверждаются поправки. Чтобы познакомиться с особенностями, видами трудовой миграции, ее положительными и отрицательными сторонами, для начала необходимо разобрать само определение.

​​Понятие трудовой миграции

Данный термин означает особый тип миграции. Ее основная цель состоит в переезде человека или группы людей из одного города в другой для того, чтобы найти рабочее место и трудоустроиться. Трудовая миграция иностранного значения подразумевает пересечение границ государства и происходит в масштабах нескольких стран. Трудовые мигранты — люди разных профессий, в основном рабочих. Реже страну покидают служащие и ученые. Коммерсанты и командировочные не являются таковыми.

Международная трудовая миграция подразделяется на иммиграцию и эмиграцию. Под первой классификацией понимается въезд при перемещении населения на территорию конкретного государства. Второй вариант следует рассматривать, как выезд из страны.

Последствия в истории трудовой миграции прослеживаются еще со времен II Мировой войны, когда произошло усиление миграции. Если в 80-х годах число мигрантов, без учета членов семей, составляло около 21 млн, то к началу 2000 года, оно возросло до 70 млн. По оценке МОТ ежегодно пересекают границы до 1 млн человек. Более 18 млн проживают вне родной страны. Среди них и жители России. Однако стоит отметить, что в 90-е годы прошлого века около 8 млн русских вернулось в Россию. Это продолжается и в настоящее время, причем мигрантов разных национальностей, в т. ч. иностранцев.

Трудовая глобальная миграция все более разрастается, чему способствуют тенденции развития:

  • зарубежные страны, нуждаясь в профессиональных кадрах, приглашают на работу квалифицированных специалистов, всячески их стимулируя. Происходит отток работников из России за границу и, как следствие, оголение отечественных рабочих мест;
  • отмечается прилив в Россию низкоквалифицированной рабочей силы из восточных стран-соседей РФ. Мигранты выполняют, в основном, малооплачиваемую работу, но, тем не менее, занимают рабочие места, предназначенные для граждан России.

Характеризуя трудовую миграцию современного общества можно выделить уменьшение ее оттока в страны Западной Европы и стабильность миграции в Северную Америку. Южноевропейские государства все больше привлекают рабочую силу, нежели делятся своей. Изменения в социальном и экономическом плане, произошедшие в последние годы, приводят к новым потокам миграции в странах Тихоокеанского бассейна, Африканского континента и Азии.

Государства, добывающие нефть привлекают рабочую силу, как правило, из малоразвитых стран. Большое количество населения бегут с Юга, передвигаясь севернее, жители бывшего СССР продолжают мигрировать на Запад. Помимо представленных характеристик международной современной трудовой миграции наблюдается, что персонал высокого уровня становится более мобильный на постоянной и временной основе.

Основные виды трудовой миграции

Вся трудовая миграция перемещения мигрантов подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Первое понятие, в свою очередь состоит из постоянной формы и временной.

Внешней называют миграцию, целью которой является пересечение людьми границ России, причем как въезжая в страну, так и покидая ее пределы.

Чтобы оформить внешнюю миграцию в РФ, нужно прибегнуть к определенным действиям, а именно:

  • собрать документы и указать причину выезда из России в другую страну;
  • определить, какое время планируется провести в указанной стране;
  • получить одобрение на работу и вид на жительство;
  • сдать необходимые экзамены и оформить страховки.

Перемещение мигрантов по городам в территориальных рамках государства является внутренней миграцией. Это обусловлено неодинаковым уровнем образования в разных уголках России, а также рядом иных причин неравномерности распределения по регионам:

  • рабочих мест;
  • уровня зарплаты, а вместе с ним и уровня жизни населения;
  • числа именно специалистов с разной планкой квалификации;
  • развитой экономики.

Причины трудовой миграции

Начиная с послевоенных лет по сегодняшний день мигранты России и других стран мира продолжают искать лучшую долю, а именно перспективы в работе и постоянный доход.

Причины внешней и внутренней трудовой миграции разные:

  • экономические, с перспективой карьерного роста;
  • политические, вплоть до военных конфликтов;
  • бытовые и социальные;
  • экологические;
  • идеологические и религиозные и другие.

Стран-доминантов, владеющих огромным количеством всех мировых ресурсов, немного. Именно туда, в промышленно развитые территории, стремятся люди из стран с низким прожиточным уровнем в поисках работы и заработка. Это одно из направлений внешней трудовой миграции по причинам экономического характера. По трем другим направлениям миграция происходит:

  • между развитыми и успешными государствами;
  • среди слабых развивающихся стран;
  • из перспективной страны в развивающуюся (проверить себя, помощь в обучении и т. д.).

Особенности трудовой миграции в России

Число мигрантов влияют на экономику в России. Это касается, в основном, внутренней миграции. Самыми популярными среди внутренних мигрантов Дальнего Востока и Сибири, приезжающих осуществлять свою трудовую деятельность, являются такие города России, как Санкт-Петербург, Красноярск, Екатеринбург и Барнаул. В свою очередь, в восточных регионах происходит уменьшение населения и, непосредственно, рабочей силы.

В Россию за последнее время мигрировали миллионы жителей стран ближнего зарубежья — Украины и Узбекистана (по 2 млн), а также Таджикистана (около 1 млн).

Закон, принятый в России о трудовой миграции, достаточно лоялен в требованиях к мигрантам постсоветского пространства. А языковой барьер, в отличие от иностранцев, не является острой проблемой.

Контролирует процедуру передвижения мигрантов миграционная служба России, которая вправе вести их учет, привлекать из-за границы, квотировать, распределять по рабочим местам, выдворять по разным причинам из страны и пр.

Регулирование трудовой миграции в РФ

Предоставление трудового устройства происходит на основании числа квот, регулируемого каждый год Приказом Минтруда России. Информация по 2019 году была указана в документе № 832н, датированном 24.12.2018.

Основные трудовые высокооплачиваемые вакансии на постоянной основе являются привилегией для жителей России. Перечень доступных профессий для иностранных граждан утвержден Приказом Минтруда РФ № 29 от 18.01.2019. Также в защиту прав принятых на работу иностранцев встает Международная конвенция.

Виды трудовой миграции

Независимо от территориальной принадлежности трудовая миграция бывает нескольких видов:

  • постоянная (въезд/выезд мигрантов на постоянное местожительство);
  • временная (пребывание мигрантов в стране ограничено до 6 лет);
  • приграничная (ежедневное пересечение границы по причине трудоустройства за рубежом);
  • «утечка мозгов» (выезд на постоянной основе значимых для России людей — ученых, специалистов редких профессий и т. д.);
  • сезонная (на время до 12 месяцев для трудовой деятельности в сельском хозяйстве, строительстве, сфере услуг, рыболовстве).

Типы мигрантов

Эксперты МОТ классифицируют всех международных мигрантов на 5 основных типов.

К данной категории относятся лица, не санкционировано попавшие в Россию, либо как туристы, но не покинули ее пределы, а остались по причине поиска трудоустройства. К ним относятся и те, кто имеет визу с прекращением срока действия.

Примерами нелегальных трудовых миграций большого потока являются США и страны Европы.

Лица, претендующие на ПМЖ и получение гражданства, в основном в развитых странах, например, Канаде и Америке, называются поселенцы. Многие из них приезжают, чтобы воссоединить семьи, члены которых ранее прибыли на данную территорию.

В России используются специальные программы для поселенцев, в т. ч. вынужденных по причине политического преследования, расового и др.

Сотрудники по договоренности

Таковыми являются работники низкой квалификации, устроенные по контракту с определенными временными рамками. В основном, это жители арабских стран и азиаты. Цель их приезда — доход на сезонных работах в сфере обслуживания, в т. ч. туризма, общепита и сельского хозяйства.

Высокопрофессиональные специалисты

Профессионалы своего дела, с высоким интеллектом и уровнем образования, умениями и практическим опытом, способные пройти переквалификацию при трудоустройстве за рубежом. Как правило, это сотрудники больших корпораций и холдингов, профессора, преподающие на кафедрах.

Встречаются и студенты, циркулирующие в системе образования мирового значения.

Мигранты, которые вынужденно покинули Родину из-за грозящей опасности, голода и ищут убежище, могут получить статус беженца, а вместе с ним разрешение на ПМЖ и трудоустройство. Бывают страны с массовой трудовой миграцией, например, на африканском континенте.

Поправки для мигрантов

Из-за миграции в большом количестве, особенно внешней, возникает масса проблем. К примеру, с нахлынувшим в европейские государства потоком из Сирии ввиду террористической нестабильности, в т. ч. нелегальным. Причем Россия из-за притока мигрантов, плохо поддающегося контролю, также сталкивается с определенными сложностями.

Из этого возникла острая необходимость внесения поправок в действующее законодательство РФ, а именно:

  • иметь загранпаспорт мигрирующим лицам, а также патент (с 2016 г. нет разницы между ФЛ и ЮЛ для участников режима без визы, хватит общего документа) с новой мед- и соцстраховкой (полис неактуален с 01.01.18);
  • обосновать цель и необходимость в миграции;
  • установить срок для регистрации (15 дней), без которой пребывание в РФ невозможно;
  • сдать тестовые экзамены по русскому языку, праву и истории (госпошлина увеличена до 3 тыс.р.);
  • упрощается процедура подготовки для студенческой аудитории.

Преимущества и недостатки трудовой миграции

Значение трудовой внешней и внутренней миграции в России для экономической ситуации содержится в том, что:

  • повышается потребность в трудоустройстве и конкуренция за рабочее место;
  • снижается зарплата, т. к. есть желающие, готовые пойти на любые условия работодателя;
  • появляется возможность выбрать работников разной степени квалификации (высококвалифицированные специалисты ищут более выгодные условия, в т. ч. за пределами России).

Факт миграции в государственных масштабах может иметь определенные преимущества:

  • работодатели способны приглашать на работу кадры из-за рубежа;
  • сотрудники организаций смогут стать участниками культурного обмена;
  • эмигранты, работающие за границей, часть доходов высылают семьям, живущим в РФ, а это валютный приток в страну;
  • развитие экономики РФ в целом.

Негативными последствиями являются:

  • снижение оплаты труда, ее общего объема;
  • сокращение рабочих мест для собственных граждан РФ, рост безработицы;
  • возникновение доп. нагрузки на инфраструктуру (поликлиники, образовательные учреждения и т.д.);
  • накал криминальной обстановки из-за противоправных выходок нелегалов, особенно в густонаселенных ими территориях;
  • неуплата нелегалами налогов, что ложится финансовым бременем на плечи россиян;
  • выезд из РФ лучших специалистов разных отраслей с целью улучшения материального благосостояния.

Правительство РФ закрывает некоторые сферы деятельности для иностранцев, оставляя квоты за россиянами, но многие наниматели для выполнения работ, не требующих особых знаний и навыков, привлекают более дешевую рабочую силу.

Какие изменения ожидают трудовую миграцию в будущем?

Прежде всего, утвержденная Президентом РФ Концепция гос. миграционной политики, нацелена на возвращение российских мигрантов, особенно востребованных специалистов. Для этого будут создаваться все благоприятные условия. Организации, способствующие привлечению данной категории мигрантов, будут поддерживаться государством.

В планах по распоряжению российского Правительства, датированного 15.11.2018, выдать более 83 тысяч РВП с распределением по регионам РФ.

В перечне квот на 2019-2020 год сокращена доля рабочих-иностранцев в некоторых отраслях, например, транспортной сфере. Постановление утверждено в российских правовых рамках по отношению к иностранным гражданам. Ежегодно пересматривается процент зарубежных работников в экономических отраслях с учетом рыночных особенностей субъектов РФ, а также востребованность, в первую очередь, рабочих мест для граждан России.

Так, по факту трудовой внешней и внутренней миграции в РФ с рядом плюсов и минусов, есть определенные проблемы, в частности ее нескончаемый поток, что влияет на экономику страны. Российское законодательство принимает меры по снижению официальных квот для иностранцев, оставляя привилегии за своими гражданами.

Читать еще:  Приобретение ткани на скатерти косгу

Трудовая миграция в России

В экономической, политической и социальной жизни России имеет место тенденция под названием трудовой миграции населения. Для того чтобы детально разобраться в этом, целесообразно рассмотреть определенный объем информации, касающийся данного вопроса.

Что представляет собой трудовая миграция в России

Трудовая миграция в России представляет собой переезд граждан в другой населенный пункт страны или за пределы республики, основной целью которого является устройство на более высокооплачиваемую работу. Тема о трудовой миграции на сегодняшний день не теряет своей актуальности, так как именно этот процесс оказывает существенное влияние на темпы экономического развития.

Мобильность в России обусловлена ощутимой разницей в экономических возможностях, социальном развитии и уровне жизни в разных регионах.

Основной причинный фактор, в результате которого появляется трудовая миграция – разная оплата труда. К примеру, бывает так, что после банкротства и закрытия крупного предприятия или организации население остается без работы. Такое положение вещей приводит к оттоку рабочей силы, что заставляет людей искать новое место и менять адрес основного проживания.

В этом видео рассказывается о проблемах трудовых мигрантов в России


На данный момент миграция в России подразделяется на два вида:

Они существенно отличаются между собой. Внутренняя миграция – это не что иное, как перемещение трудового населения в пределах России. Государственное законодательство и подзаконные акты являются основанием для осуществления качественного контроля за данным процессом.

Внешняя или международная трудовая миграция – это миграция не внутри государства, а массовый выезд людей за пределы страны или приезд в страну, основной целью которого является устройство на престижную или более высокооплачиваемую работу с возможностью постоянного проживания.

После распада союза темпы миграции в России значительно снизились. Причем стоит заметить, что внешние процессы стали превалировать над внутренними. Волна возвращения русских за период с 1992 по 2000 годы составила примерно 8 миллионов. На самом деле миграция является вполне естественным процессом. Именно поэтому Россия — страна многонациональная и совсем неудивительным является факт, что в ее городах можно встретить иностранных работников, занятых в разных сферах.

Стоит отметить, что Россия занимает лидирующие позиции среди государств, являющихся привлекательными для мигрантов. В этом перечне находится Америка и Канада. Условия для приема граждан в этих странах имеют существенные отличия. Если в Штатах предусматривается прохождение многочисленных комиссий и проверок, целью которых является утверждение квалификации, то мигрировать в Россию предоставляется возможным как с наличием образования, так и без него. Необязательным является даже владение русским языком. Данная ситуация считается достаточно непростой, так как Россия получает дешевую рабочую силу, что является экономически выгодным, а мигранты, в свою очередь, остаются довольны, так как повышается уровень их жизни.

По последним статистическим данным, количество иностранцев, мигрировавших в Россию с целью получения постоянного места жительства, составило около 6 млн. человек. Причем, около 60% из них нелегалы, у которых закончился срок разрешительных документов. Именно по этой причине в ФСГС появилось много новостей, свидетельствующих о внесении изменений и поправок в миграционное законодательство страны, которые действуют в 2020 году.

В данном видео человек рассказывает о том, как он планировал переезд на ПМЖ в Россию

Актуальность проблемы миграции в России

Миграция в России, как в принципе и международные миграционные процессы, является проблемой, которая имеет под собой ряд веских причин. Уровень жизни включает в себя следующие понятия: безопасность проживания, качественное медицинское обслуживание, возможность учиться и получить соответствующее образование, наличие собственного жилья, социальную защищенность и возможность наполнить потребительскую корзину. По данным российского ведомства статистики большая часть русских мигрантов переезжает в более развитые страны, среди которых ведущее место занимают Германия, Финляндия и Штаты.

Ситуация накаляется в том случае, когда часть работников по некоторым специальностям становится невостребованными. Кроме того, имеют место и обратные ситуации, когда в зарубежных компаниях сокращают россиян. Это может быть связано с введением многочисленных штрафных санкций. По большей части данный аспект касается нефтяной промышленности и машиностроительных предприятий. Если российский рынок сбыта для таких компаний перекрыт, то они больше не будут нуждаться в обслуживании, что чаще всего заканчивается возвратом специалистов в Россию.

На сегодняшний день условия в Российской Федерации как, с экономической точки зрения, так и с политической стороны являются далеко не простыми. Несмотря на это приток мигрантов в Россию с каждым годом увеличивается. Значительная часть миграционных процессов осуществляется за счет стран СНГ, обеспеченность и уровень жизни которых такой, как и в России. При этом прирост населения в Российской Федерации имеет тенденцию к уменьшению, однако, этот процент сравнительно невысок и равен 15,5%. Объяснить такое положение вещей можно наличием квалифицированных кадров, выезжающих из страны.

У многих противников миграции возникает закономерный вопрос: появляются ли проблемы из-за мигрантов? Касательно этой темы аналитиками сделан вывод, что миграционный рост ровным счетом не оказывает никакого влияния на размеры заработных плат для коренных жителей России и рост преступности.

Дело в том, что соблюдение законов является основным условием для иностранцев, прибывших в Россию. Их несоблюдение грозит приезжим депортацией. По статистике процент преступлений, совершенных мигрантами мизерный, и кроме того, основная их часть – нарушения условий ГУВМ МВД.

Первопричина миграционных проблем

Начиная с 2016 года, ситуация сложилась таким образом, что нелегалы, приехавшие в Россию, создали в стране некоторые проблемы. Их причиной послужило незнание русского языка и законодательства.

Кроме того, увеличилось количество преступлений, совершенных иностранцами на территории страны. Стоит заметить, что их характер ничем не отличается от преступлений, совершенных коренными жителями России. Согласно статистических данных это мошенничество и воровство.

На основании вышесказанного остается сделать вывод, что миграционные процессы оказывают влияние на общественную жизнь России внутри страны, которое обусловлено разницей интересов.

Несмотря на трудности и сложную экономическую и политическую ситуацию в мире, прогноз в данном направлении свидетельствует о том, что как приток иностранцев, так и отток российских граждан за границу будет иметь тенденцию к увеличению.

Более низкий уровень жизни по некоторым странам по сравнению с Россией как раз и явился причиной появления многих желающих получить работу в стране. Именно этим можно объяснить ужесточение контроля и внесение изменений в российское законодательство.

Миграционные новости

Россия входит в категорию стран, для которых миграционный процесс является характерным. Другими словами, мигранты отправляются в страну, преследуя цель устроиться на новое место работы. В соответствии со статистическими данными к числу государств, для граждан которых миграция становится естественным процессом можно отнести:

По прогнозам аналитиков, число иностранцев, мигрирующих в Россию, значительно вырастет в 2020 году.

Всем желающим переехать в Россию, а также выехать из нее, настоятельно рекомендуется изучить поправки, внесенные в законодательную базу. Именно в связи с тенденцией роста миграционных процессов увеличились размеры штрафных санкций.

В особо сложных случаях иностранные граждане подвергаются депортации на родину, без возможности повторного выезда на протяжении 10 лет.

Поправки для мигрантов

Как внутренняя, так и внешняя миграция представляет для большинства стран серьезную проблему, причем Россия в данном случае не является исключением. Наплыв переселенцев оказывает влияние на большинство европейских государств. Такое положение вещей можно объяснить ситуацией в Сирии, где территория захвачена террористами, откуда люди стараются уехать при первой возможности.

Конфликтные ситуации нередко приводят к тому, что переселенцы нелегально пересекают границу. И как следствие, отмечают рост преступности, включая торговлю наркотиками и людьми. Все это привело к необходимости пересмотреть законы, охватывающие соответствующие аспекты. Наказания за нарушения миграционного режима могут включать в себя не только штрафные санкции и депортацию, но и тюремное заключение.

Внесение поправок в российское законодательство было осуществлено в 2016 году. Они предполагают следующее:

  • предоставление заграничного паспорта, являющегося удостоверением личности;
  • обоснование причин миграции;
  • определение срока на прохождение процедуры регистрации;
  • наличие патента;

  • экзамены;
  • мед и соцстрахование;
  • упрощение подготовительной процедуры для студентов.

В январе 2016 года было определено правило, гласящее о том, что иностранцы, проживая в России, не имеют права использовать обычный паспорт. Этот подзаконный акт исключает вероятность исключительных случаев для всех государств. Котирующимся документом, удостоверяющим личность для иностранных мигрантов, проживающих в Р.Ф., считается лишь заграничный документ.

Данные поправки не распространяются на бывших жителей Евразийского союза. Те лица, которые уже находятся в стране имеют возможность оформить необходимый документ в 2020 году.

Дополнительные изменения

Иностранные граждане, желающие приехать в Россию для того, чтобы получить трудоустройство и оформиться на постоянное место жительства, обязаны обосновать цели своего приезда. При ином раскладе мигранты лишаются прав на официальное трудоустройство с возможностью получить должность. Данная поправка применяется и при безвизовом режиме. В том случае, когда целью является туристическая поездка, иностранец имеет реальную возможность получить патент и разрешение для устройства на работу.

Регистрационный период по мере приезда в страну составляет 15 дней. За это время необходимо в обязательном порядке встать на учет. Сначала для этого хотели выделить 7 дней, но после обсуждения было принято решение срок продлить, так как этого времени оказалось недостаточно. А обусловлено это большим наплывом туристов. В том случае, когда человек не успеет пройти регистрацию, то его нахождение на территории страны будет считаться незаконным.

Изменения были внесены и касательно такого документа, как патент. Стоит отметить, что получить трудоустройство без него не предоставляется возможным. С 2016 года для участников безвизового режима убрали разницу между физическими и юридическими лицами. Для всех видов деятельности достаточно будет одного общего документа. Размер взноса определяется региональными властями. На данный момент для всех категорий граждан данное разрешение выдается сроком на один год.

В качестве обязательного условия предусматривается сдача экзаменов по русскому языку, истории и праву, как правило, это тесты. Перед их сдачей следует уплатить пошлину. Ее размер составляет 3 000 рублей. Обязательна также и страховка. Без медицинского полиса иностранного гражданина не имею права брать на работу.

Виды трудовой миграции в России

В стремлении к улучшению условий жизни граждане пересекают границы стран и регионов, переезжая на новые места жительства. Около 5 миллионов жителей России ежегодно переселяются в более благополучные регионы. В РФ же прибывают более десяти миллионов человек из стран ближнего зарубежья.

Понятие трудовой миграции

Трудовой миграцией называют переезд граждан в другой город, регион или за пределы государства с целью поиска работы с достойной заработной платой. Помимо оплаты целью может быть самореализация человека в определённой области.

  1. В процессе внешней миграции (иммиграции и эмиграции) граждане одной страны переезжают жить в другую. Иногда иммигрантов привлекает социальная программа государства, в котором они собираются жить на пособия. Но чаще всего переезд связан с возможностью трудоустройства на высокооплачиваемую должность;
  2. Внутреннее мигрирование представляет собой изменение места жительства внутри своей страны: переезд из села в город или наоборот, переселение в другой регион.

  • Легальная и нелегальная;
  • Постоянная (гражданин переезжает на новое место жительства безвозвратно);
  • Временная (краткосрочная — менее трёх месяцев, долгосрочная — от 3 до 12 месяцев). В краткосрочном варианте различают сезонную, челночную и вахтовую миграцию;
  • Регулируемая и нерегулируемая государством;
  • Добровольная и вынужденная.

Переезд с целью поиска работы осуществляют как неквалифицированные работники, так и профессионалы в различных сферах.

Причины трудовой миграции

  • Низкая оплата труда;
  • Отсутствие рабочих мест;
  • Невозможность устроиться по профессии или на желаемую должность;
  • Отсутствие перспектив для карьерного роста.
Читать еще:  Приказ на сотрудника с 0 5 ставки ставку

Большое количество трудовых мигрантов появляется после закрытия градообразующего или другого крупного предприятия регионального значения, когда сразу сотни людей оказываются без работы.

  • Сложную политическую ситуацию;
  • Плохую экологию;
  • Вооружённые конфликты;
  • Религиозные взгляды;
  • Расовую принадлежность.
  1. Разница в экономическом развитии регионов: уровень оплаты труда, наличие рабочих мест, производства или сельского хозяйства;
  2. Нехватка или избыток квалифицированных или неквалифицированных сотрудников.

Наиболее привлекательны экономические центры — Москва и Санкт-Петербург. Здесь постоянно есть потребность в кадровом составе различного уровня, есть возможность сделать карьеру. Кроме того, людей привлекает развитая инфраструктура регионов.

Привлекательность России для иммигрантов

По мнению российских иммигрантов, в большой стране много возможностей, чтобы заработать и содержать семью. Массовый приток в страну неквалифицированной рабочей силы связан с возможностью дать работу дворникам, грузчикам и разнорабочим. Такие профессии оплачиваются невысоко, но даже этот доход значительно превышает уровень заработной платы на родине. Миграции также способствует отсутствие языкового барьера.

Для высококвалифицированных специалистов привлекательны российские технологии.

Причины трудовой эмиграции Россиян

  1. Потребность в профессиональном росте. Особенно это касается жителей регионов, перед которыми стоит вопрос переезда в столицу или за границу. Также в зарубежные страны уезжают учёные, труд которых там ценится выше, чем на родине;
  2. Усложнившаяся политическая ситуация в связи с наложенными на Россию санкциями;
  3. Экологическая обстановка и невысокая продолжительность жизни. Трудоспособное население, которое уезжает по этой причине, эмигрирует в Израиль или Японию.

Помимо названных проблем существует мнение, что в европейских странах уровень безопасности и социальных гарантий выше российского, поэтому есть отток из страны и по этой причине.

Преимущества и недостатки трудовой миграции

Переселение трудоспособных граждан влияет на экономику обеих стран как с положительной, так и с отрицательной стороны.

  • Уменьшение количества безработных;
  • Понижение уровня конкуренции на трудовом рынке;
  • Снижение государственной нагрузки в плане социальных гарантий;
  • Прирост денежных средств в стране за счёт перевода родственникам.
  • Уменьшение поступления налоговых средств;
  • Отъезд квалифицированных кадров, их нехватка и необходимость подготовки новых;
  • Уменьшение численности населения.
  • Увеличение численности населения;
  • Развитие технологий и снижение затрат на образование при иммиграции специалистов и учёных;
  • Увеличение налоговой базы;
  • Достаточное количество рабочих для выполнения тяжёлого труда.
  • Повышение конкуренции на рынке труда, чаще всего не в пользу местного населения;
  • Снижение уровня заработной платы в связи с готовностью мигрантов к дешёвому труду;
  • Зависимость некоторых сфер от труда иммигрантов.

Преимущества и недостатки варьируются в зависимости от конкретно взятой страны, а также экономической, политической и социальной ситуации в ней.

Статистика трудовой миграции в России

Данные о количестве иностранных граждан, приезжающих в Россию для заработка, сообщает Росстат. Большое количество трудовых переселенцев устраиваются на работу нелегально. На законных основаниях работают иностранные граждане, получившие вид на жительство или временную регистрацию на срок, превышающий 9 месяцев.

Количество иностранных граждан, работающих в России

Большую часть иммигрантов в РФ составляют граждане бывшего СССР.

В таблице представлены данные по количеству прибывших иностранцев в 2017 году.

Общее количество иммигрантов в 2017 году — 11,9 миллионов человек. Нелегально находились на территории России половина из них. Этих людей депортируют из страны по закону.

  • Москва;
  • Санкт-Петербург;
  • Новосибирск;
  • Красноярск;
  • Екатеринбург.

Количество трудовых эмигрантов из России

По данным статистики, на начало 2019 г за год из РФ уехали 300 тысяч человек. Большинство из них (около 250 тысяч) переселились в страны СНГ. Среди государств, не принадлежащих постсоветскому пространству, популярностью у россиян пользуется Германия, Канада и Китай. Точных цифр нет, но известно, что граждане России переезжают в страны Латинской Америки, а также Израиль и Турцию.

На первой позиции среди российских городов по количеству эмигрантов находится Омск, на втором — Москва и Московская область.

Законодательное регулирование трудовой миграции в России

Труд иностранцев и их нахождение в Российской Федерации регулируется федеральными законами, постановлениями правительства, межгосударственными договорами и приказами Министерства труда.

  • ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ;
  • ФЗ «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ;
  • ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ.

В 2018-2019 гг были внесены поправки к Федеральным законам.

В 2017 редакция коснулась дактилоскопической регистрации. Процедуру нужно проходить по месту подачи документов при получении вида на жительство.

В июне 2018 года был утверждён приказ, запрещающий регистрацию трудящихся по месту работы, если они не являются гражданами России. Теперь временная прописка мигранту нужна по месту проживания.

Проблемы трудовых мигрантов в России

Главной проблемой иностранных граждан, приехавших трудиться в РФ, считается сложность получения регистрации по месту жительства. Владельцы сдают квартиру мигрантам, но в регистрации отказывают, так как у них нет желания разбираться с миграционным законодательством.

Часто хозяин квартиры не оформляет договор аренды, чтобы не платить налоги. Пребывание иностранного гражданина в России трактуется как нелегальное, и ему грозит депортация. В случаях же если договор заключён, дополнительные расходы ложатся на мигранта.

  • Расовая дискриминация;
  • Низкая оплата труда;
  • Небольшое количество и выбор рабочих мест;
  • Проблемы с адаптацией к обществу и культуре;
  • Незнание языка.

Миграционная ситуация в стране ежегодно меняется, также совершенствуется законодательство в этой сфере. Есть надежда, что будут созданы комфортные условия для труда как местного населения, так и мигрантов.

Подходы к решению проблем внешней трудовой миграции в России

Нетеребский Олег Викторович, кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия

JEL-классификация: F22, K37, O15

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

На наш взгляд, мы являемся участниками глобального противостояния двух идеологем: глобализации (с декларируемой свободой рынков труда и капиталов, главными критериями в которой выступают экономические результаты) и государственности (с критериями социальной справедливости и традиционных ценностей). Истина, как всегда, не терпит крайностей и находится где-то посередине. Вопрос, что в основе: экономика или человек? Ответ разумному человеку очевиден: экономика лишь средство, а не цель.

Глобальная экономика подразумевает возможность миграции трудовых ресурсов. Вливание «свежей крови» полезно с точки зрения внедрения нового опыта, знаний. Не позволяет «почивать на лаврах» коренному населению, способствует конкуренции на рынке труда. Эта конкуренция должна быть здравой, давать возможности национальным трудовым ресурсам получать весь комплекс мер по обучению, повышению квалификации и др. в рамках государственной политики занятости, тем самым защищая национальный рынок труда.

Во всем мире страны стремятся привлечь высококвалифицированных специалистов, затраты на их обучение осуществлялись в стране исхода, это прямая экономия. Тем не менее, цивилизованные страны применяют жесткие меры защиты национального рынка труда, понимая возможные социальные последствия. Так, например, в Германии работодатель не имеет право привлекать иностранного специалиста если имеется хотя бы один безработный по данной профессии из числа граждан ФРГ. Выдачей разрешений на привлечение иностранной рабочей силы занимаются органы труда. Проверка квалификационных требований и знаний основ законодательства и языка осуществляется в стране исхода [5].

Либерализация подходов в миграции, политика мультикультурализма и интеграции в Европейском Союзе имеет сомнительный успех, таит в себе существенные перспективные риски. Необходимо учитывать их отрицательный опыт.

Модернизация экономики требует технического перевооружения, внедрения прогрессивных технологических процессов, приоритетного развития «прорывных» производств. Следствием должен стать рост производительности труда, конкурентоспособности российской экономики, импортозамещения. Этот путь предполагает использование высококвалифицированных специалистов, переобучение персонала, а также сокращение числа занятых ввиду применения новых технологий и оборудования. Это вполне компенсирует демографическую яму, более того высвободит кадры для создания новых производств. Но этот путь затратен. С точки зрения недальновидного бизнес-сообщества, ориентируясь на ближнесрочную перспективу, выгоднее использовать экстенсивные методы организации производства, в том числе привлекая дешевую иностранную рабочую силу. В России с начала 2000-х годов сложилась именно такая практика в силу как объективных причин («прозрачность» границ в рамках СНГ, безвизовый въезд), так и в связи с проводимой в постсоветский период миграционной политикой в угоду бизнесу, не всегда в интересах общества и государства.

Для понимания путей построения эффективной миграционной политики и решения накопившихся проблем требуются системные решения, а не принятие отдельных экстренных шагов, которые только усугубляют проблемы. Так, принятое решение о продаже патентов для работы иностранных работников у физических лиц вне квот исходило из принципа: люди работают без разрешений на работу, с них надо взять хоть какие-то деньги в бюджет и легализовать их на рынке труда. а нужно ли такое количество рабочей силы, работают ли они у физических, а не у юридических лиц, стало второстепенным, что в корне неверно. В результате продажа патентов стала носить массовый характер, вместо физических лиц иностранная рабочая сила стала трудиться у юридических лиц, это стало деформировать рынок труда. Введение с 2015 г. продажи патентов мигрантам из безвизовых стран на право работы у юридических лиц лишь еще больше коммерциализировало эту сферу: когда главным критерием выступают получаемые с мигрантов средства, говорить о грамотном регулировании рынка труда не приходится, что подтверждается мнением регионов [6]. Количество проданных патентов в разы превысило размер квот для визовых стран, из которых количество въезжающих (как правило высококвалифицированных) сократилось.

Существуют многочисленные исключения из правил, когда разрешение на работу может быть выдано вне квот. Список профессий высококвалифицированных специалистов (ВКС), кто может получать разрешение на работу вне квот, расширился с 6 профессий до 40. В итоге появляются массовые заявки на «специалистов» из ряда стран, которые работают в основном в торговле, сфере услуг, где вполне могли работать бы российские работники. Запрет иностранцам работать в торговле у прилавка, в реализации медицинской продукции работает лишь частично: на время проверки за прилавок ставят россиянина. Мигранты категории высококвалифицированных специалистов, приехав в Россию по приглашению работодателя, теперь могут оформить разрешение на работу вне квоты сразу на три года. Затем разрешение продлевается неограниченное число раз. Если осуществлять трудовую деятельность предполагается на территории нескольких субъектов РФ, то разрешение выдается с правом работать в этих субъектах.

За время существования ФМС ситуация только ухудшалась, законодательство изменялось в угоду социально безответственному бизнесу и в ущерб отечественным трудовым ресурсам.

Мы поверхностно затронули лишь малую часть накопившихся проблем в сфере внешней трудовой миграции. Более подробно, в динамике развития данная тема изложена нами в статье [8]. Многие авторы, анализируя в своих работах динамику в этой сфере [1–4, 10, 11], едины в мнении отсутствия системного улучшения и прозрачности.

Все это существует на фоне тревожной ситуации на рынке труда России и тенденции на нем не вызывают оптимизма. В качестве примера приведем статистику на рынке труда Москвы. Если на начало 2015 года имеется 137183 вакансии при числе зарегистрированных безработных 28 181, то есть фактическое положение схоже с концом 2012 года, то на конец 2015 года имеется уже всего 112 тысяч вакансий при числе зарегистрированных безработных 39181 (0,55 %). За год число официально зарегистрированных безработных увеличилось более чем на 36 %, при сокращении числа вакансии более чем на 25 тысяч. На февраль 2016 года число официально зарегистрированных безработных в Москве достигло 45 тысяч, а банк вакансий снизился ниже 100 тысяч [9].

Перспективы роста безработицы в регионах зависят от длительности кризиса и вероятности новых внешних шоков. Менее предсказуемы перспективы крупных городов – региональных центров, в которых сжимается уже достаточно развитый рынок услуг из‑за снижения платежеспособного спроса при одновременном сокращении рабочих мест в бюджетном секторе. В предыдущие кризисы, которые были относительно краткосрочными, рынки труда крупных городов оказались более устойчивыми благодаря диверсификации рабочих мест, но в случае длительного кризиса или стагнации риски для них возрастают.

Читать еще:  Приказ о переносе даты выплаты аванса

Кризис уже сильно ударил по доходам населения и потреблению. Этим он отличается от предыдущего кризиса 2009 г., когда спада доходов населения не было благодаря повышению на треть пенсий. Москва сократила расходы на выплату пособий на 10 % за счет пособий в сфере социального обеспечения населения. Это еще одно подтверждение стратегии московских властей, нацеленной на оптимизацию социальных расходов. Расходы на ЖКХ снизились в 50 регионах, но основная экономия достигнута также за счет Москвы (сокращение на 8 %). Расходы бюджета на здравоохранение в январе-сентябре 2015 г. сократили 15 регионов, наиболее сильно – Республика Адыгея (-12 %), Амурская область (‑10 %), Москва, Республика Бурятия и Свердловская область (‑7 – ‑8 %). Санкт-Петербург наращивал долю социальных расходов, а Москва ее сокращала [7].

Наиболее чувствительны к ухудшению ситуации оказались жители мегаполисов, более половины которых считают, что ситуации ухудшилась, в то время как численность жителей других типов поселений, фиксирующих какие-либо ухудшения, находится в районе 40 %. Увеличилась доля респондентов, сообщивших о потере работы. Возможно, часть тех, кто сообщил о потере работы, смогла трудоустроиться и не влилась в число безработных, однако ясно, что рынок труда находится в нестабильном состоянии. Отличие ситуации, зафиксированной в октябре 2015 года, состоит в том, что если ранее потеря работы угрожала работникам каких-либо определенных отраслей (сначала работникам торговли, затем – промышленности), то теперь с равной вероятностью работу теряют занятые практически во всех отраслях экономики. Что касается негативных ожиданий относительно потери работы, их в наибольшей степени ощущают работники торговли и сервиса, в наименьшей – занятые в управлении. Привычная реакция российского рынка труда на экономическое сокращение – сохранение относительно высокой занятости в обмен на стремительное падение оплаты труда (а 10 % снижения реальной заработной платы за год иначе не назовешь) – имеет позитивный психологический и, тем самым, социально-политический эффект, поскольку позволяет избежать лавинообразного роста бедности за счет роста армии безработных. Но одновременно это консервация неэффективного рынка труда, сохранение старых, не соответствующих современным образцам рабочих мест и поддержание архаичной структуры экономики в целом. И эту архаичность не могут разрушить даже мощные стимулы к внедрению инноваций, продиктованные необходимостью ускоренного импортозамещения. Главной причиной торможения импортозамещения называется дефицит инвестиционных ресурсов, но рынок труда также вносит в этот процесс свой вклад – не факт, что в силу высокой инерционности профессионально-квалификационной структуры рабочей силы он мог бы быстро перестроиться в ответ на вызовы импортозамещения [7]. Нельзя также оставить без внимания тот факт, что численность мигрантов из развитых стран, в том числе высококвалифицированных специалистов, сократилась более чем наполовину. Занятость в России для них теряет свою привлекательность.

Сейчас миграционная политика России находится в точке принятия важнейших решений. После ликвидации ФМС как самостоятельной структуры, в сфере миграции требуется определиться по дальнейшему движению. Что и какие структуры должны предпринять с целью выхода из сложившегося тупика?

Главную роль в формировании и исполнении миграционной политики должны играть (как во всем мире) органы по труду, во главе с Минтруда РФ.

Нужно вернуться к положительной практике, наработанной в предшествующие годы, адаптировав ее к существующей нормативно-правовой базе, скорректировав ее с точки зрения, как минимум, равных условий на труд и его вознаграждение для отечественных трудовых ресурсов и ИРС. Сохранить механизм ограничений на привлечение ИРС (квоты), существенно упростив механизм, предоставив субъектам РФ право определять перечень рабочих мест, организаций, а федеральному центру – утверждать только общий объем. Разрешения на право ведения трудовой деятельности должны выдаваться только с санкции органов по труду, в перспективе эта работа должна перейти к ним.

Очень важна технология каждого дальнейшего шага. Научное сообщество владеет доступной статистической информацией, различного рода наработками, в том числе и международным опытом, но предельно слабо владеет знаниями о технологической цепочке работы различных структур в сфере миграции. Структуры, работающие в сфере миграции, претерпели различного рода преобразования, изменения нормативно-правовой базы, регламентов, что привело к существенному «вымыванию» профессионалов из этой сферы, владеющих комплексным видением проблем. Необходимо соединить теоретиков и практиков в рамках творческого коллектива с целью выработки последовательности технологических шагов по приведению этой сферы в разумное состояние как с точки зрения нормативно-правовой базы, так и технологии работы структур и органов, обеспечивающих технологическую цепочку выдачи разрешительных документов. Работа эта должна вестись под эгидой Минтруда РФ с основополагающими правилами:

— Не делать резких шагов, так как работодательское сообщество уже устало от постоянно меняющихся правил.

— Приоритет интересов отечественных трудовых ресурсов.

— Поднять роль региональных и федеральной межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования ИРС в принятии решений. С целью делегирования ответственности за принимаемые решения, расширить в их составе представительство общественных организаций работодателей (например, Международной конфедерации промышленников и предпринимателей (МКПП)), иных общественных организаций, имеющих реальное влияние на миграционную среду.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Опубликовано в журнале


Миграция и социально-экономическое развитие

Механизмы регулирования трудовой миграции в Российской Федерации

Рубрика: Юриспруденция

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(85)

Механизмы регулирования трудовой миграции в Российской Федерации

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что с учетом процессов глобализации экономической сферы, протекающих в мире, особое значение приобретает вопрос регулирования трудовой миграции. Интеграция России в мировое экономическое пространство подразумевает модернизацию процессов внешней миграции рабочей силы.

В данный момент на территории Российской Федерации трудятся мигранты из различных стран мира, при этом, абсолютное большинство (более 95%) – уроженцы стран постсоветского пространства. По состоянию на 2017 год из стран участниц-СНГ на работу в Россию прибыло около 3,9 млн. человек. Подавляющее большинство рабочих прибыло из стран Средней Азии, прежде всего Киргизии (472 тыс. человек), Таджикистана (780 тыс. человек), Узбекистана (1,5 млн. человек). Также в первую пятерку основных стран-доноров рабочей силы входят Украина и Армения, из которых на работу в Российскую Федерацию приехало примерно по 300 тыс. человек [1]

Распределение рабочей силы, прибывающей из-за рубежа, по территории Российской Федерации осуществляется неравномерно. В Северо-Западном и Центральном федеральных округах сосредоточено большинство мигрантов, при этом, треть от общей массы работников – в Москве и Московской области, а 15% – Ленинградской области и Санкт-Петербурге. Основная масса иностранных рабочих задействована в таких отраслях, как: сфера услуг, сельское хозяйство, строительство, обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля. Стоит отметить, что благодаря реформам политики в сфере трудовой миграции удалось уменьшить число нелегальных мигрантов

Целью исследования является системный анализ механизмов, регулирующих отношения в сфере миграции рабочей силы.

В трудах многих отечественных исследователей поднималась проблематика государственного регулирования трудовой миграции. В частности данный вопрос освещали такие правоведы, как Г. Глущенко, В. Пономарева, М. Денисенко, В. Мукомеля, М. Тюркина и пр.

Стоит отметить, что под механизмом регулирования миграции подразумевается совокупность приемов и средств правового характера, благодаря применению которых упорядочиваются процессы миграции. При этом политика государства в области миграции не должна рассматриваться без учета таких явлений, как демографическая, социальная и экономическая политика, а также геополитика [2].

Как отмечает Н.П. Неклюдова, главным условием, препятствующим эффективной реализации миграционной политики России является тот факт, что государство не стремится создавать селективных программ трудовой миграции, а использует только предложения, которые доступны от стран-доноров. Также, корнем проблемы является отсутствие надлежащего контроля и организации управления со стороны государства в сфере миграции рабочей силы, что способствует разрастанию теневого сектора экономики, что наносит непоправимый ущерб региональным бюджетам и способствует деградации трудовых рынков [3].

В целях модернизации механизмов, регулирующих миграцию трудовых ресурсов, необходимо прибегнуть к их классификации. Согласно наиболее распространенными подходами миграционные процессы следует разделять на следующие группы: Политические, социально-культурные и административно-правовые [4] Как отмечает С.А. Трыканова, механизм квотирования иностранной рабочей силы является одним из наиболее эффективных[5].

Необходимо уделить значительное внимание одному из фундаментальных механизмов регулирования миграции, которым является законодательство. В целях реализации всего потенциала, который содержится в процессах миграции, система их регулирования в России подлежит модернизации. В частности, подлежит модернизации их правовая основа. Отечественное миграционное законодательство не соответствует потребностям развития государства, а также интересам работодателей и российского общества, что нашло свое отображение в утвержденной Президентом России В. В. Путиным, Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года [6]

За период с 2012 по 2017 годы была проведена модернизация механизмов правового регулирования миграционных процессов, в том числе и меры ответственности, предусмотренные за нарушение миграционного законодательства, а также меры противодействия незаконной миграции.

а) были скорректированы общие правила осуществления мигрантами трудовой деятельности в России, что способствовало сокращению числа незаконных трудовых мигрантов и увеличило количество иностранных граждан, трудящихся на территории Российской Федерации на законных основаниях;

б) проведена оптимизация правил нахождения на территории Российской Федерации иностранных граждан, которые проходят обучение благодаря чему возросло их число (с 153,8 тыс. человек в 2010/2011 году до 291 тыс. человек в 2017 2018 году);

в) установлены и применяются минимальные требования к уровню знаний государственного языка, истории Российской Федерации и основ законодательства, которые необходимы для осуществления мигрантами трудовой деятельности и получения разрешения на временное проживание и для дальнейшего получения вида на жительство;

г) увеличено количество прибывающих россиян, которые проживают за границей, а также проведено упрощение правил получения российского гражданства иностранными гражданами, которые являются носителями русского языка, выпускниками российских ВУЗов, инвесторами, предпринимателями путем создания условий, которые способствуют их добровольному переселению;

д) проходят практическое испытание применение различных подходов к совершенствованию социальной и культурной адаптации инностранных мигрантов;

е) установлена административная и уголовная ответственность за правонарушения в сфере миграции, а также ужесточены меры ответственности за организацию незаконной миграции;

ж) установлен перечень оснований для запрета и ограничения въезда мигрантов на территорию Российской Федерации [7].

По нашему мнению, главной проблемой отечественной политики в сфере миграции, является ее концептуальная неясность и отсутствие перспективных ориентиров [8].

Главной целью регулирования трудовой миграции является формирование действующей модели, которая будет способствовать привлечению иностранных рабочих, и которая будет соответствовать потребностям трудового рынка России при этом, соблюдая баланс интересов российских работников и трудовых мигрантов.

Считаем, что в целях модернизации регуляционных механизмов в сфере трудовой миграции необходима реализация комплекса мер:

1) реализация миграционной политики должна сопровождаться общественной разъяснительной работой;

2) совершенствование сотрудничества общества и государства по вопросам трудовой миграции;

3) повышение оптимизации миграционных процессов путем развития сотрудничества на международном уравне.

На фоне плачевной демографической ситуации в государстве международная миграция является средством, способствующим ликвидации диспропорции на трудовом рынке и поддержанию функциональности малопрестижных и низкооплачиваемых профессиональных сфер.

В настоящее время, Российская федерация является Меккой трудовой миграции.

Отсутствие эффективных механизмов регулирования миграционных процессов способствует росту нелегальной миграции, что негативно сказывается на всех сферах жизни общества и государства. Поэтому выработка государственной политики в сфере трудовой миграции, которая бы нейтрализовала негативные последствия международной миграции является актуальна для современной России.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector