Проблемы в получении гражданства рф

Как получить гражданство РФ без проблем?

Существуют различные пути приобретения гражданства РФ как в общем, так и в упрощенном порядке.

В настоящее время наибольшей популярностью пользуются два способа получения гражданства РФ, относящихся к упрощенному:

  1. По программе переселения соотечественников в Россию.
  2. В качестве носителя русского языка (НРЯ).

Оба этих способа позволяют получить гражданство РФ в максимально сжатые сроки. «С нуля» и до получения паспорта гражданина Российской Федерации проходит всего 6-10 месяцев.

Обсудим преимущества и недостатки каждого из этих способов.

Программа переселения соотечественников

Подходит для гражданина любой страны как ближнего, так и дальнего зарубежья, как визовых, так и безвизовых стран. Где бы ни проживал будущий участник программы переселения соотечественников, он сможет получить Свидетельство участника программы в ближайшем консульском учреждении РФ на территории страны своего проживания. Для этого не придется выезжать в РФ, что для многих очень удобно.

После получения Свидетельства, прием документов на РВП (разрешения на временное проживание) в РФ также осуществляется консульскими учреждениями РФ за рубежом.

Мы осуществляем всю необходимую юридическую помощь, помощь в сборе и подготовке необходимых для этого документов и пересылает их клиенту для предъявления в консульство РФ.

Затем иностранный гражданин приезжает в РФ для постановки отметки РВП в свой паспорт и получения гражданства и паспорта гражданина России, где ему также нами оказывается вся необходимая юридическая помощь.

Обычно сроки рассмотрения документов государственными органами составляют 2-3 месяца для Свидетельства участника программы переселения, 2 месяца для РВП и 3 месяца для гражданства.

Как вы видите, рассмотрение документов в упрощенном порядке государство обеспечивает в максимально короткие сроки, и это действительно очень быстро по сравнению с процедурой получения гражданства РФ в общем порядке.

Мы, в свою очередь, помогаем и поддерживаем клиента на каждом этапе оформления, осуществляем юридическое сопровождение, предоставляем информацию, помогаем собрать и подготовить все необходимые документы и успешно преодолеть все формальности.

Многих людей, незнакомых с законами РФ смущает само понятие «Соотечественник». Иностранный гражданин думает, что если он сам, например, не жил в России или в Советском Союзе, то он таковым, т.е. соотечественником в юридическом смысле не является. Это заблуждение.

Соотечественники – это «лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе:

лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;

выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.» Согласно статьи 1 Федерального закона от 24.05.1999 N 99-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом».

То есть, если сказать проще, то любой гражданин, любой страны имевший ранее сам, или его предки гражданство СССР, является соотечественником.

Если вы или ваши предки соответствуете этому определению, то добро пожаловать в Россию по программе переселения Соотечественников.

Недостатков у этого способа получения гражданства РФ не наблюдается, за исключением того, что если мигрант желает получить от государства финансовую помощь, то он должен будет отработать в регионе переселения 2-3 года. Но ведь от этой помощи можно и отказаться. Тогда ничего не помешает из региона переселения сразу перебраться туда, куда хочет мигрант.

Также существует способ получения гражданства по программе переселения соотечественников полностью на территории РФ, не задействуя консульства РФ за рубежом. Это удобно для иностранных граждан уже находящихся на территории России. В таких ситуациях мы также оказываем комплексную юридическую и представительскую помощь «с нуля» и до получения паспорта гражданина РФ.

Программа получения гражданства РФ для НРЯ – носителей русского языка

Этот способ получения российского гражданства подходит в наибольшей мере для граждан Украины, Таджикистана и лицам, не имеющим никакого гражданства (ЛБГ).

Всем остальным придется документально доказывать выход из предыдущего гражданства, что является существенным недостатком этой программы.

Однако, для граждан Украины в настоящее время, благодаря принятым властями РФ решениям, не потребуется подтверждения выхода из гражданства Украины, что очень удобно и значительно упрощает получение гражданства РФ по этой программе.

Максимально быстро получить гражданство РФ носителям русского языка (НРЯ) возможно лицам, имеющим факт постоянного проживания его самого или его родственников по прямой восходящей линии (родители, бабушки, дедушки) на территории РФ, либо на территории ранее относящихся к СССР или Российской Империи, в пределах государственной границы Российской Федерации.

Вкратце, процедура «с нуля» и до получения паспорта выглядит следующим образом:

  1. Сбор, подготовка, укомплектование и подача документов в органах ГУВМ МВД на признание иностранного гражданина или ЛБГ носителем русского языка (НРЯ). Срок рассмотрения 1 неделя.
  2. Сбор, подготовка, укомплектование и подача документов в органах ГУВМ МВД на получение ВНЖ в РФ. Срок рассмотрения 3 месяца.
  3. Сбор, подготовка, укомплектование и подача документов в органах ГУВМ МВД на гражданство РФ. Срок рассмотрения 3 месяца.

Если мигрант уже имеет ВНЖ в РФ, то процедура упрощается и состоит из двух этапов:

  1. Получение решения о признании иностранного гражданина или ЛБГ носителем русского языка.
  2. Получение гражданства РФ.

Наша организация также осуществляет всестороннюю помощь и поддержку на всех этапах оформления, подготовку к успешному прохождению комиссии ГУ МВД РФ по признанию иностранного гражданина или ЛБГ носителем русского языка, а также необходимое юридическое сопровождение для успешного прохождения всех формальностей.

Если иностранный гражданин или ЛБГ сам не может разобраться со своим статусом или попал в какую-либо затруднительную миграционную ситуацию, то и в таких сложных и запутанных случаях мы всегда окажем юридическую помощь и законным образом поможем преодолеть все препятствия на пути к получению гражданства и паспорта гражданина РФ.

В случае необходимости осуществляем защиту прав и законных интересов иностранных граждан в суде.

Будем рады видеть вас в числе наших клиентов.

Проблемы в получении гражданства рф

В упрощенном порядке в российское гражданство принимаются лица, которые ранее обладали гражданством СССР и проживали или проживают в государствах, которые входили в состав СССР, не получили гражданство этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства. После распада Советского Союза и выделения из его состава других государств многие граждане, проживающие на территории этих государств, оказались лишенными не только российского гражданства, но и гражданства страны, в которой они проживают.

Также законодательство определяет упрощенный порядок приема в российское гражданство для недееспособных лиц. В этом случае говорится о детях. В частности, в упрощенном порядке в российское гражданство принимается ребенок, если один из родителей, либо единственный родитель имеет гражданство РФ, — по заявлению этого родителя и при согласии другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Один из родителей, если отсутствуют сведения о месте нахождения другого родителя, предоставляет заявление, которое составлено в произвольной форме, удостоверенное личной подписью, сделанной в присутствии должностного лица, принявшего заявление. В нем отображается факт ознакомления гражданина со статьями 22 и 41 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации». Если же ребенка опекает только один родитель, необходимо только его заявление для натурализации ребенка. Другой родитель не имеет права каким-либо образом влиять на его судьбу. Не выполняются для этих лиц условия, которые указаны в 13 статье, так как было бы недопустимо требовать от ребенка наличия законных средств к существованию, либо сдавать экзамен по русскому языку. Так как ребенок является недееспособным лицом и не может единолично принимать какие-либо решения. За него это делают его законные представители, то есть родители. Благодаря этому нормами российского права определена необходимость заявления одного из родителей о приеме ребенка в гражданство РФ и согласие второго. Для детей не устанавливается каких-либо дополнительных условий, поскольку они едва ли могут преследовать корыстные цели при приобретении гражданства. Законодательство не требует согласия второго родителя при приеме ребенка в гражданство РФ, если он проживает на территории России, на том основании, что ребенок должен посещать школу, детский сад, состоять на учете в детской поликлинике, имея, таким образом, правовую связь с государством. Во всех случаях изменения гражданства ребенка, достигшего 14-летнего возраста, обязательно требуется его согласие.

Читать еще:  Порядок проведения документальной ревизии

Иностранные граждане и лица без гражданства, которые проживают на территории Российской Федерации и имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации, вместе с заявлением представляют:

— вид на жительство;

— один из перечисленных документов, которые подтверждают наличие законного источника средств к существованию;

— один из перечисленных документов, которые подтверждают владение русским языком, если заявитель не освобождается на основании названного пункта от представления этих документов;

— свидетельство о рождении заявителя;

— паспорт нетрудоспособного родителя, который состоят в гражданстве Российской Федерации;

— один из документов, удостоверяющий нетрудоспособность родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации — удостоверение инвалида, пенсионное удостоверение, справка об инвалидности, выданная учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы.

Лица без гражданства, которые имели гражданство СССР и проживавшие и проживающие в государствах, которые входили в состав СССР, если они не получили и не получали гражданства этих государств, вместе с заявлением, то представляют:

1) вид на жительство (для лиц, проживающих на территории Российской Федерации);

2) один из перечисленных документов, которые свидетельствуют о наличии законного источника средств к существованию;

3) один из перечисленных документов, которые подтверждают владение русским языком, если заявитель не освобождается на основании названного пункта от представления этих документов;

4) свидетельство о рождении заявителя, которое выдано органом записи актов гражданского состояния на территории СССР или дипломатическим представительством либо консульским учреждением СССР на территории иностранного государства. Если свидетельство о рождении выдано органом иностранного государства, подтверждением того, что заявитель состоял в прошлом в гражданстве СССР, могут служить надлежащие официальные данные полномочного органа или справка полномочного органа иного государства, входившего в состав СССР, об обмене паспорта гражданина СССР на документ лица без гражданства, либо паспорт гражданина СССР.

ГРАЖДАНСТВО РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

А.Б. БЛИНОВ, Н.Ю. ЧАПЛИН
Блинов А.Б., юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.
Чаплин Н.Ю., юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.
Гражданство является одним из важнейших элементов правового статуса личности, а также главной предпосылкой обязанности государства защищать права и свободы личности.
Поэтому важнейшие нормы о гражданстве содержатся в Конституции РФ. На основании статьи 6 Конституции вопросы гражданства должны разрешаться федеральным законом.
В июле 2002 года вступил в силу Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации». Новый Закон конкретизирует и развивает закрепленные в Конституции принципы и нормы, став основным регулятором норм о гражданстве.
Его принятие — решительная мера по преодолению основных недостатков в области российского гражданства и важный шаг на пути к формированию гражданского общества.
Несмотря на сходство в названии, действующий Закон значительно отличается от Закона о гражданстве РФ, принятого в 1991 году.
Прежде всего изменена структура Закона. Законодатель исключил из Закона преамбулу; при этом сохраняется общее количество глав (девять), число статей сократилось с 51 до 45. В отдельную главу выделены вопросы отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации. А глава об исполнении решений по делам о гражданстве была преобразована в статью нового Закона.
Мы полагаем, что важным преимуществом нового Закона является отказ от гражданства субъектов Российской Федерации. Так, гражданство можно рассматривать в качестве атрибута субъекта Федерации наряду с флагом, гимном и т.д. при условии, что это будет элементом сплочения народов, проживающих на территории субъекта, но не основанием для сепаратизма.
В новом Законе законодатель исключил в качестве оснований приобретения гражданства категории признания и регистрации. С нашей точки зрения, категория регистрации не оправдала надежд российских законодателей и правоприменителей, так как ряд государств, республик бывшего СССР, не был в этом заинтересован.
Значительные изменения Федеральный закон вносит в условия приобретения гражданства. Срок непрерывного проживания на территории Российской Федерации до подачи заявления о приеме в гражданство увеличивается с трех до пяти лет, что соответствует Европейской конвенции о гражданстве и укоренившейся практике европейских государств. Например, Законом о гражданстве Германии (Staatsangehoerigkeitsgesetz) установлена длительность непрерывного проживания в стране в восемь лет. Также в России появились новые условия приема в гражданство — владение русским языком, наличие законного источника средств к существованию, а также обращение в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося гражданства, отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или действующим Законом о гражданстве либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин. Данные условия имеют много общего с условиями приема в гражданство в Германии. Так, чтобы стать гражданином Германии, необходимо быть в состоянии обеспечить себя и свою семью, отказаться от прошлого гражданства, владеть в необходимой степени немецким языком и т.д.
Новеллой российского Закона о гражданстве является то, что в целях противодействия заключению фиктивных браков срок постоянного проживания для приобретения гражданства супругом, состоящим в браке с гражданином Российской Федерации три года, составляет один год. Это положение соответствует Нью-Йоркской конвенции о гражданстве замужней женщины 1957 года.
По сравнению с Законом 1991 года получили более детальное закрепление нормы о производстве по делам о гражданстве Российской Федерации, а также об обжаловании решений полномочных органов и должностных лиц, ведающих делами о гражданстве РФ.
Однако, несмотря на свои достоинства, Закон не лишен существенных недостатков.
Статья 7 предусматривает предоставление защиты и покровительства гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами. Но в Законе не дается определения, что такое защита и что такое покровительство и какое различие между этими двумя категориями.
С нашей точки зрения, неполным является также положение статьи 14, закрепляющее правила приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. Так, по упомянутой статье в упрощенном порядке получить гражданство России имеют право лица, имеющие хотя бы одного нетрудоспособного родителя, обладающего гражданством Российской Федерации. Но на практике возможна и обратная ситуация, когда дети обладают гражданством России, а их родители претендуют на его получение. Тем самым законодатель поставил в неравное положение «отцов и детей».
Не лишена недостатков статья 16 рассматриваемого нами Закона, устанавливающая основания отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и восстановлении в гражданстве Российской Федерации. Так, отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, состоящими на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства.
Российская практика начала 90-х годов показала, что военнослужащие из бывших республик Союза ССР, получившие российское гражданство в соответствии с требованиями Закона о гражданстве, утратившего силу, добросовестно исполняют свои обязанности, а в некоторых случаях даже лучше, чем их сослуживцы. Такая же ситуация сложилась с работниками органов прокуратуры и внутренних дел.
Отдельное внимание авторы хотели бы уделить институту двойного гражданства. Конституция Российской Федерации допускает для своих граждан право иметь гражданство иностранного государства, но в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ (статья 62). Равно как и иностранный гражданин наделен правом иметь одновременно российское гражданство на основе международного договора России с государством, гражданством которого обладает данный гражданин.
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» во исполнение конституционных положений определяет двойное гражданство как наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства.
Правоведы приводят ряд убедительных аргументов в пользу двойного гражданства.
Во-первых, лица, обладающие двойным гражданством, получают возможность безвизового въезда в страну второго гражданства, а также во все иные страны, с которыми имеются соглашения о безвизовом въезде с государствами, гражданством которых обладает лицо.
Во-вторых, лица с двойным гражданством имеют более широкие права в сфере предпринимательства и трудоустройства, которые труднодоступны иностранцам.
В-третьих, наличие двойного гражданства в некоторых странах решает проблемы с медицинским обслуживанием и социальным обеспечением.
В-четвертых, в некоторых правопорядках вместе с получением гражданства приобретаются и льготы в налогообложении.
С точки зрения гражданина, к отрицательным сторонам двойного гражданства в некоторых странах следует отнести необходимость исполнения обязанности по несению военной службы, ряд ограничений в отношении занятия ряда государственных должностей, возможные проблемы в налоговой области, связанные с разницей в налоговом законодательстве, а также иные проблемы.
Работая над вопросами гражданства, авторы столкнулись с проблемой употребления различных терминов в российской правовой системе и правовых системах развитых европейских государств. Речь идет о таких понятиях, как двойное и множественное гражданство. В законодательстве большинства развитых европейских государств используется такой термин, как множественное гражданство. Европейская конвенция о гражданстве 1997 года оперирует такой же категорией, подразумевая под множественным гражданством обладание одним и тем же лицом одновременно гражданством двух и более государств. Если сопоставить определение двойного гражданства в российском Законе и определение множественного гражданства, которым оперирует Страсбургская конвенция, то мы не сможем найти различия в содержании определений. Мы считаем, что законодатель использовал более узкое понятие (двойное гражданство), хотя практически Конституция Российской Федерации употребляет аналогичный термин, если бы в Законе использовался термин «множественное гражданство», то никакого противоречия между Конституцией и Законом не было бы, кроме того, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации не запрещают лицу обладать только гражданством двух государств.
Несмотря на указанные нами выше недостатки, новый российский Закон о гражданстве является значительным шагом на пути к гражданскому обществу, к строительству которого нас призывает Президент России В.В. Путин.
В заключение хотелось бы отметить высокую законодательную технику авторов и плодотворную работу экспертов Закона, а также своевременность его внесения Президентом и принятия Федеральным Собранием.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Читать еще:  Порядок назначения арбитражного управляющего

«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
ЗАКОН РФ от 28.11.1991 N 1948-1
«О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.05.2002 N 62-ФЗ
«О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(принят ГД ФС РФ 19.04.2002)
«КОНВЕНЦИЯ О ГРАЖДАНСТВЕ ЗАМУЖНЕЙ ЖЕНЩИНЫ»
(Принята в г. Нью-Йорке 29.01.1957 Резолюцией 1040 (XI)
Генеральной Ассамблеи ООН)
«ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О ГРАЖДАНСТВЕ» (ETS N 166) [рус., англ.]
(Вместе с «ПОЯСНИТЕЛЬНЫМ ДОКЛАДОМ К ЕВРОПЕЙСКОЙ КОНВЕНЦИИ О
ГРАЖДАНСТВЕ»)
(Заключена в г. Страсбурге 06.11.1997)
Конституционное и муниципальное право, N 4, 2002

Недосягаемый паспорт: почему соотечественникам за рубежом сложно получить российское гражданство

Бюрократия и право

Российские соотечественники, которые живут за рубежом и хотят вернуться на родину, нередко сталкиваются с серьёзными проблемами, несмотря на существование специальных программ. Из-за бюрократических проволочек люди не могут вовремя подать необходимые документы, иногда теряя при этом право на упрощённый процесс получения паспорта. Эксперты рассказали RT, что главное препятствие, с которым сталкиваются желающие вернуться в Россию, — это необходимость отказаться от гражданства другой страны.

  • © Агентство городских новостей «Москва»

RT опубликовал серию материалов о соотечественниках, которые вернулись в Россию и пытаются получить гражданство. Эти истории наглядно демонстрируют, с какими проблемами сталкиваются люди при оформлении необходимых документов и как на этот процесс влияет человеческий фактор и сложность бюрократических процедур.

Например, Андрей Миронов, русский по национальности, но родившийся в Узбекистане, подал заявление на получение гражданства по программе «Признание носителем русского языка». Носителем его признали, однако из-за бюрократических проволочек он не может собрать необходимый пакет документов. Сейчас у него заканчивается временная регистрация. Если Андрей не успеет подать документы до окончания действия миграционной карты, то он уже не сможет прибегнуть к помощи программы, поскольку ею можно воспользоваться всего один раз.

22-летний Максим Мосунов получил паспорт гражданина РФ ещё подростком, когда переехал из Казахстана в Россию, к родному отцу. Однако через четыре года выяснилось, что из-за ошибки УФМС выданный паспорт не был зарегистрирован, а по номеру его заявки россиянином стал выходец из Закавказья. В итоге Мосунов стал человеком без гражданства. Впрочем, после выхода на сайте RT материала о сложившейся ситуации Мосунов сообщил, что ему одобрили получение вида на жительство.

Пережившая блокаду Ленинграда и артиллерийские обстрелы в Донецке Клавдия Мальцева была вынуждена доказывать своё право на российское гражданство в течение года.

Специалисты миграционной службы отправили 82-летнюю женщину получать паспорт в порядке общей очереди несмотря на то, что она родилась в Ленинграде и является ветераном Великой Отечественной войны. В итоге пенсионерке пришлось несколько раз ездить в миграционный центр столицы, расположенный в Новой Москве, в 50 км от МКАД.

И только после того, как ситуацию взяла на личный контроль начальник Главного управления по вопросам миграции МВД России генерал-майор полиции Ольга Кириллова, заявление Мальцевой приняли на рассмотрение в льготном статусе.

86-летняя уроженка Иркутской области Елена Азимова 30 лет проработала в СССР военным медиком, а в 1983 году переехала в Молдавию. Полтора года назад она возвратилась в Россию. Но получить гражданство по упрощённой форме женщина не смогла. В ФМС без объяснения причин ей предложили подождать оформления паспорта пять лет. И эти случаи — далеко не единственные.

  • Елена Азимова
  • © Фото из личного архива

«Одни разговоры и очень мало дел»

По мнению первого заместителя председателя комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Константина Затулина, проблемы с получением гражданства возникают из-за подмены понятий.

«У нас утвердилась ошибочная практика. Мы говорим о желании поддержать соотечественников, а на самом деле рассматриваем их исключительно как трудовой ресурс. Даже в рамках госпрограммы по переселению. Существует разница между идеей репатриации, то есть возвращения на родину, и миграцией по трудовым причинам», — считает Затулин.

Депутат вносил в Госдуму три законопроекта, касающихся наших соотечественников, которые находятся на территории РФ без российского гражданства, но ни одна из предложенных инициатив не была одобрена.

Затулин отмечает, что зачастую люди сталкиваются с трудностями из-за требования отказаться от гражданства другой страны, прежде чем подавать документы на получение паспорта РФ.

«Вроде бы должна быть система, которая всё это в щадящем режиме организовывает (процесс оформления гражданства для соотечественников, которые хотят вернуться в Россию. — RT), но подобная система так и не сложилась, — комментирует Затулин. — Чтобы представить подтверждение о выходе из гражданства, например, Украины, до прошлого года требовалось предоставить справку от самой Украины о том, что человек вышел из гражданства. Естественно, сама Украина таких справок не выдавала».

Эксперт считает, что требование выхода из гражданства противоречит обязательствам, которые прописаны в законе «О государственной политике в отношении соотечественников за рубежом» 1999 года.

«Мы им всем обещали упрощённое гражданство: и тем, кто собирается вернуться в Россию, и тем, кто живёт за её пределами, — комментирует Затулин. — Почему бы всем этим людям не быть ещё и гражданами России, если они этого хотят? Разработчики прошлого закона о гражданстве требуют обязательного выхода из гражданства страны проживания. В результате мы не можем толком паспортизировать нашу диаспору за пределами РФ — надо, чтобы они сюда приехали. А когда они сюда приезжают, вступают в силу другие правила: их заставляют ждать, обивать пороги и выполнять массу невыполнимых условий. Поэтому у нас, к сожалению, одни разговоры и очень мало дел».

94% приезжих — люди трудоспособного возраста

Председатель комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Леонид Калашников также считает, что процесс получения российского гражданства станет существенно проще, если не будет необходимости отказываться от гражданства другого государства. По его словам, ряд чиновников выступают против этого шага, поскольку опасаются, что такое решение спровоцирует неконтролируемый поток желающих получить российской паспорт.

  • Работа многофункционального миграционного центра
  • © Агентство городских новостей «Москва»

«Мне кажется, что это несущественное основание для отказа — считать, что понаедут за пенсией и за деньгами. К примеру, Израиль принимает всех: и пенсионеров, и ветеранов. Но наши эксперты говорят, что 94% приезжих — это люди трудоспособного возраста, которые поднимут демографию, трудовой резерв и экономику», — отмечает Калашников.

На недавнем заседании Совета по правам человека, который был посвящён проблемам миграционного законодательства, участники отметили большое число отказов на участие в госпрограмме по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом.

Причём сотрудники миграционных центров, по мнению правозащитников, зачастую отказывают заявителям по непредусмотренным законом основаниям (стаж работы, профессия, возраст и др.). Отсутствует прозрачность в работе комиссий, из-за чего принимаемые решения носят субъективный характер.

В миграционных центрах, по мнению экспертов, не хватает сотрудников, образуются большие очереди, и поэтому участники госпрограммы не успевают оформить документы в срок.

Для решения существующих проблем члены СПЧ предлагают, в частности, амнистировать бывших граждан СССР и их потомков, проживавших в России в течение пяти лет и ставших «нелегалами поневоле», выдав им вид на жительство и право на получение гражданства. Члены совета также рекомендуют разработать процедуру дистанционной подачи документов для участия в госпрограмме.

Предложения МВД

Председатель комиссии по нормативно-правовым инициативам совета по делам национальностей при правительстве Москвы Юрий Московский считает, что нехватка сотрудников в миграционных службах провоцирует появление так называемых боковушек, в которых предлагают за определённую сумму оформить гражданство в ускоренном порядке. При этом, по мнению Московского, интерес в появлении таких контор сосредоточен в низовом бюрократического аппарате.

Читать еще:  Проводки по дивидендам у упрощенца

«По факту получается так, что они получают незаконные источники доходов. В принципе, это можно исправить за пару месяцев. Поставить перед юристами чёткую и понятную задачу максимально упростить приём людей в российское гражданство», — уверен Московский.

Эксперты также отмечают, что в законодательстве отсутствует правовой акт об основном документе, удостоверяющем личность лица без гражданства, в связи с чем бывшие граждане СССР и их потомки не могут получить в России медицинское и социальное обеспечение, а также возможность трудоустройства.

В пресс-центре МВД RT рассказали, что ведомство вносит необходимые изменения в миграционное законодательство для упрощения порядка получения гражданства русскими людьми. В частности, по словам представителей Главного управления по вопросам миграции (ГУМВ), в 2017 году в закон «О гражданстве» внесены изменения, упрощающие процедуру для граждан Украины, являющихся носителями русского языка.

«В настоящее время МВД России подготовлен проект федерального закона, упрощающий процедуру приобретения гражданства Российской Федерации участниками государственной программы, носителями русского языка, а также выпускниками вузов, с отличием закончивших наши учебные заведения», — заявили в ведомстве.

МВД выступило с предложением освободить от обязательной сдачи экзамена по русскому языку при получении российского гражданства граждан Украины и Белоруссии. В рамках упрощённой процедуры также смогут получить гражданство иностранные студенты, с отличием окончившие российские вузы и пожелавшие остаться на территории страны. Кроме того, МВД готовит к внесению в Госдуму законопроект, который позволит соотечественникам при переселении в РФ вместо регистрации вставать на учёт в органах внутренних дел по месту съёма жилья.

Согласно официальной статистике МВД, за январь — апрель 2018 года российское гражданство получили 82 027 человек, при этом в страну прибыли и были поставлены на учёт 32 479 соотечественников и членов их семей. В прошлом году эти цифры составили 77 908 и 35 776 человек соответственно.

Ольга Чудиновских: Ускоренная раздача гражданства России грозит проблемами

Тема миграции постоянно присутствует в общественной дискуссии, но мы крайне мало знаем о том, кто и почему получает гражданство России. Между тем это важнейший момент в миграционной биографии человека, уравнивающий его в правах с коренным населением.

За весь постсоветский период (1992-2013 гг.) гражданство России приобрели около 8 млн человек. Из них 5,8 млн после прибытия в Россию, через органы МВД или начиная с 2002 г. — ФМС, а около 2,2 млн — через загранучреждения РФ. За то же время, по данным Росстата, на постоянное жительство в Россию переехало около 9,6 млн.

В эти годы 99,9% (!) всех соискателей становились гражданами России в упрощенном (ускоренном) порядке. В 1990-е гг. гражданство можно было оформить в порядке регистрации, подав заявление в компетентные органы. После вступления в действие закона о гражданстве (2002 г., поправки 2003 г.) срок проживания в России до получения гражданства для подавляющего большинства мигрантов не превышал 1,5-2 лет. Граждане Киргизии, Казахстана и Белоруссии еще совсем недавно могли получить российский паспорт всего через три месяца после прибытия в Россию. С конца 2011 г. срок ожидания для этой категории мигрантов увеличился, но и теперь не превышает полутора лет.

Редким исключением из правила является общий порядок приобретения гражданства, по которому надо прожить в России не менее года по разрешению на временное проживание и пять лет — по виду на жительство. Из десятков тысяч (а до 2010 г. — сотен тысяч) иностранцев, ежегодно принимаемых в гражданство, в общем порядке его получают всего 50-60 человек.

В зарубежных странах ситуация обратная: общий порядок является основным и обычно предполагает 5-10 лет непрерывного законного проживания в стране. Исключения делаются лишь для отдельных категорий заявителей. В России, наоборот, почти все иностранцы натурализуются в ускоренном порядке, и эта практика постоянно расширяется. Взамен закрывающихся каналов упрощенного получения гражданства появляются (становятся востребованными) другие, не менее либеральные.

Именно этим объясняется рост популярности госпрограммы содействия добровольному переселению соотечественников. В 2006-2009 гг. она не пользовалась особой популярностью. С 2010 г., после отмены ст. 14 ч. 4 закона о гражданстве, по которой раньше получали гражданство многие иностранцы, начался рост популярности госпрограммы. За 2009-2013 гг. число ее участников (с членами семей), приобретших гражданство, выросло с 7000 до 46 000. Сейчас это самая многочисленная группа иностранцев, получающих гражданство по линии ФМС, ее доля в 2013 г. достигла 34%.

Принятый в апреле 2014 г. закон «о носителях русского языка» открыл еще один канал ускоренной натурализации. Носители языка, отказавшиеся от прежнего гражданства, смогут получить российский паспорт за 3-5 месяцев после получения вида на жительство. Весь период ожидания не превысит двух лет. Этот путь к гражданству может составить конкуренцию госпрограмме.

Основные риски упрощенного приема в гражданство связаны с очень короткими сроками проживания заявителей в России до приобретения гражданства и нерегулируемым этническим и конфессиональным составом мигрантов (но регулировать его и не следует). Когда запускалась госпрограмма по переселению соотечественников и принимались решения о преференциях для носителей русского языка и культуры, в медиа было много комментариев о собирании «русского мира». Закон о носителях языка открывает ускоренный доступ к гражданству всем, кто научится или умеет говорить по-русски, что не редкость на постсоветском пространстве.

Это заставляет задуматься не столько об этническом составе новых россиян (скорее всего, он будет более азиатским, чем славянским), сколько о возможности новоселов безболезненно влиться в принимающее сообщество и говорить со старожилами «на одном языке». Здесь могут возникнуть проблемы. Проживание на протяжении длительного времени в странах с иной культурой и уровнем жизни неизбежно влияет на менталитет людей. Английский и французский — государственные языки во многих развивающихся странах, но после переезда в США или Францию мигрантам из государств третьего мира все равно требуется несколько лет для вживания в новую реальность.

Учитывая ситуацию вокруг вынужденных мигрантов с Украины, можно ожидать дополнительных шагов со стороны российских госорганов по скорейшему урегулированию статуса мигрантов и получению ими гражданства России. Но эти меры должны иметь четко ограниченные временные рамки и касаться исключительно вынужденных мигрантов из регионов, пострадавших от вооруженного конфликта.

В конце июня 2014 г. руководитель администрации президента Сергей Иванов высказал идею предоставлять гражданство России всем, кто родился на ее территории. К чему это приведет, не обсуждается и не просчитывается. Такой подход применялся в отношении лиц, родившихся до распада СССР. Это было оправданно с точки зрения человеческой и исторической справедливости. Но сейчас мы живем в ином мире: дети иностранцев уже не ассоциируют себя с Россией. Кроме того, Россия не имеет такой иммиграционной истории, как США или Канада, и страны с правом «почвы» при получении гражданства не должны служить нам примером для слепого подражания.

Нужно обратить внимание еще на одно обстоятельство. С 1990-х гг. у нас применяется беспрецедентная практика приема в российское гражданство лиц, проживающих за рубежом. Это десятки тысяч людей в год. Такой шаг был оправдан в 1990-е гг., когда сотни тысяч русскоязычных жителей республик экс-СССР были вынуждены уезжать в Россию. Возможность получить гражданство через консульство, до выбытия, очень многим помогла уменьшить трудности переезда. Сейчас для сохранения этой практики оснований не остается.

Только в 2003-2013 гг. загранучреждения приняли в гражданство РФ более полумиллиона человек, проживавших за границей. Из них свыше 141 000 человек жили на территории Молдавии (почти все — в Приднестровье). Сейчас около половины взрослого населения непризнанной республики — граждане России. Продолжается прием в гражданство и жителей других стран, в том числе со сложной геополитической обстановкой. Большинство этих людей никогда не жили в России, но легко становятся частью электората, способного влиять на судьбу ее населения. По закону о гражданстве они подлежат защите со стороны России, если будет решено, что им что-либо угрожает. Это не способствует росту доверия к нашей стране.

Российская политика в области приобретения гражданства давно нуждается в пересмотре. Последние законодательные инициативы, ускоряющие прием в гражданство, явно ослабляют селекцию мигрантов. Но упрощение приема в гражданство не может быть главным способом усиления миграционной привлекательности страны. Натурализация открывает иммигрантам доступ к профессиям и должностям, закрытым для иностранцев: работа в полиции, госорганах и проч. Расширяя возможности ускоренного получения гражданства, законодатели должны хорошо взвесить «за» и «против». Иначе мы можем оказаться в ситуации, когда решения по вопросам правопорядка или управления коренным населением будут принимать люди, совсем недавно приехавшие в нашу страну.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector