Оформление на работу беженцев

Прием на работу беженца в 2020 году

Беженец – это лицо, которое получило временное убежище. Такие лица могут трудиться на территории РФ и для этого они не должны оформлять разрешение на работу. Но предоставляется эта льгота только до того момента, как им будет утрачен статус беженца. Работодателю для приема на работу беженца не нужно будет оформлять разрешение на привлечение иностранных работников. Трудовая деятельность беженцев осуществляется по тем же правилам, что действуют и для российских граждан. То есть, принимаются они на работу в порядке, предусмотренном для приема граждан РФ. В статье рассмотрим прием на работу беженца в 2020 году.

Прием на работу беженца в 2020 году

В первую очередь работодатель должен получить от беженца определённый перечень документов. В этот перечень в обязательном порядке входит документ, удостоверяющий личность. Беженец в этом случае предъявляет удостоверение беженца. Выдается это удостоверение на срок не более трёх лет, с возможностью продлить его ещё на пол года. Оно выдается на тот срок, пока иностранец признается беженцем.

Если иностранец получил временное убежище, то для него в качестве документа, удостоверяющего личность, будет является свидетельство о предоставлении временного убежища в РФ. Это удостоверения выдается на срок до одного года.

Справка о том, что иностранцу предоставлено временное убежище не предусмотрена и в качестве документа, удостоверяющего личность, представлена быть не может. Национальный паспорт иностранца и другие его документы, удостоверяющие личность, хранятся в миграционной службе и поэтому работодателю представлены быть не могут (Читайте также статью ⇒ Прием на работу мигранта с патентом).

Беженцы из Украины

Беженцы, прибывшие из Украины, в нашей стране находятся как временно пребывающие лица. Позже они оформляют статус временного убежища (временного проживания), которое выдается на 1 год. Получив его, прибывшие из Украины могут получить статус беженца, дающий право на социальную поддержку со стороны российского государства, а также на возможность трудоустройства в РФ.

Статус беженца

Важно! Для того, чтобы официально подтвердить свой статус беженца, прибывшими гражданами оформляется удостоверение беженца. Это удостоверение позволяет пребывать в РФ, а также удостоверяет личность гражданина. Присваивается такой статус бессрочно, но его можно лишиться. В соответствии с законом «О беженцах» прибывшие в РФ лица, признанные беженцами должны каждые полтора года проходить переучет.

Даже если граждане, прибывшие из Украины не получили статус «беженец» или «временное убежище», они вправе трудоустроится, если у них есть патент. Если один из указанных статус у них оформлен, то дополнительных документов для трудоустройства не потребуется. Патент оформляется на 1 год в ГУВМ МВД в отделении по месту регистрации. Стоимость патента складывается из базовой стоимости, равной 1200 рублей, которая умножается на коэффициент-дефлятор и региональный коэффициент. Таким образом, стоимость патента будет различаться в зависимости от региона. Например, в Москве она составит 4200 рублей. При приеме на работу прибывшего из Украины гражданина, имеющего статус «временное убежище», оформление дополнительных документов не потребуется. Это связано с тем, что граждане, прибывшие из Украины относятся к безвизовым иностранцам.

Прием на работу беженца с Украины

Порядок трудоустройства украинских беженцев практически не отличается от приема граждан России. Исключение будет составлять перечень документов, в состав которых входят некоторые дополнительные документы. Иногда работодатели принимают на работу беженцев из Украины на сезонную работу, при которой предоставляется жилье и питание. Трудовое соглашение оформляется в письменном виде. Помимо основных условий в договоре также могут указываться и дополнительные условия. Для оформления потребуется предоставить определенный перечень документов:

  • Паспорт, либо другой, удостоверяющий личность документ;
  • Трудовую книжку;
  • СНИЛС (если его нет, работодатель должен его оформить);
  • Документы воинского учета;
  • Документы об образовании;
  • Справку об отсутствии судимости, уголовного преследования;
  • Справку об отсутствии административных наказаний за потребление наркотических или психотропных веществ без медназначения;
  • Миграционную карту;
  • Удостоверение беженца, иной документ для подтверждения статуса временного проживания.

Работа для граждан с Украины

Работа, которая предоставляется беженцам с Украины – это вахтовая работа, сезонная работа. В этом случае гражданам предоставляют проживание в общежитиях. Устроиться они могут на любую специальность или профессию, например, строителем, инженером, монтажником или т.д. Отдельное жилье в этом случае, как правило, не предоставляется, обычно это просто общежитие.

Алгоритм приема на работу беженца с Украины

Важно! Если кандидат, принимаемый на работу, имеет статус беженца, то он должен предоставить соответствующее удостоверение. Только если этот документ у него есть, на работу его можно принимать по правилам, действующим и для российских граждан.

После этого в обязательном порядке необходимо уведомить миграционную службу. Граждане Украины являются иностранными гражданами, а значит и требования по уведомлению одинаковы. Алгоритм действий при приеме на работу будет следующим:

  • Первым делом необходимо выяснить какой статус имеет иностранец. В зависимости от его статуса будет различаться и порядок приема на работу.
  • Запрос документов. Принимаемый на работу иностранец должен предоставить указанный выше перечень документов.
  • Заключение трудового договора. После того, как иностранец предоставит нужные документы, с ним можно заключить трудовой договор. После этого оформляется приказ на работу и вносится запись в трудовую книжку работника.

Уведомление о приеме иностранца на работу

После того, как будет заключен трудовой договор с иностранцем из Украины, об этом необходимо уведомить миграционную службу. После того, как трудовой договор с ним будет расторгнут, также необходимо направить уведомление в миграционную службу. И в первом и во втором случае сделать это нужно не позднее трех дней с момента заключения или расторжения договора. Форма уведомления утверждена Приказом ФМС России №147 от 28.06.2010. При заполнении форма можно пользоваться техническими средствами, аббревиатуры, сокращения, исправления не допускаются. Направить уведомление можно лично, по почте, либо в электронном виде в отдел ГУВМ МВД.

Прием граждан ДНР и ЛНР

Важно! Граждане из ДНР и ЛНР являются особой группой украинцев. При трудоустройстве они могут предъявить паспорт гражданина ДНР, либо ЛНР. В РФ эти паспорта признаются и они могут приниматься как удостоверения личности

При этом следует помнить, что признание этих паспортов будет действовать только до момента, пока ситуация не будет урегулирована. После этого такой паспорт не будет являться официальным документом, поэтому будет лучше, чтобы при трудоустройстве они предоставили украинские паспорта.

Принимаем на работу беженца: какие нужны документы и как оформить

Можно ли российскому работодателю принять на работу гражданина Украины, признанного беженцем на территории РФ? Какие документы должен представить такой гражданин при приеме на работу?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Российский работодатель вправе принять на работу гражданина Украины, имеющего статус беженца: разрешение на привлечение и использование иностранных работников в этом случае ему не требуется. Документы, необходимые для трудоустройства беженца, перечислены ниже.

По общему правилу работодатели имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии соответствующего разрешения, а иностранные граждане, в свою очередь, имеют право осуществлять трудовую деятельность лишь при наличии разрешения на работу (п. 1 ст. 2, п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», далее — «Закон N 115-ФЗ»). Однако такой порядок не распространяется на категории иностранных граждан, перечисленные в подпунктах 1-12 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, в том числе на лиц, признанных беженцами на территории РФ (пп. 11 указанной нормы).

В свою очередь, пунктом 9 ст. 8 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-I «О беженцах» (далее — «Закон о беженцах») также установлено, что лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены семьи имеют право на работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами РФ в соответствии с законодательством РФ. Соответственно, гражданину Украины, признанному беженцем в РФ, для осуществления трудовой деятельности не требуется разрешение на работу, а его работодателю в этом случае не нужно получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников.

Согласно части пятой ст. 11 ТК РФ действие трудового законодательства в полной мере распространяется и на трудовые отношения с участием иностранных граждан. Следовательно, если с иностранным гражданином заключается трудовой договор, то он обязан предъявить работодателю документы, предусмотренные ст. 65 ТК РФ (с учетом ряда особенностей):

— документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина. В рассматриваемой ситуации это должно быть удостоверение беженца, так как в соответствии с п. 8 ст. 7 Закона о беженцах при получении удостоверения беженца национальный (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность лица, признанного беженцем, остаются на хранении в ФМС России либо в его территориальном органе на срок признания данного лица беженцем;

— трудовую книжку. Республика Украина входила в состав СССР, соответственно, если иностранный гражданин представит трудовую книжку образца 1974 г. или 2004 г., заводить новую нет необходимости. В случае отсутствия у иностранного гражданина трудовой книжки установленного образца работодатель должен завести на работника новую трудовую книжку (письмо Управления правового обеспечения Федеральной службы по труду и занятости от 15.06.2005 N 908-6-1 «Об оформлении трудовой книжки для иностранного работника»);

— документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

Если с учетом специфики будущей работы установлено требование о представлении дополнительных документов, то иностранный гражданин должен представить и такие документы (часть вторая ст. 65 ТК РФ).

Поскольку в силу п. 10 ч. 1 ст. 8 Закона о беженцах лица, обладающие этим статусом, имеют право на социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами РФ, полагаем, что данные лица подлежат обязательному пенсионному страхованию в РФ. Поэтому при заключении трудового договора страхователь имеет право потребовать от иностранного гражданина СНИЛС (часть первая ст. 15 Закона N 27-ФЗ). Вместе с тем лицо, впервые поступившее на работу по трудовому договору или заключившее договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы, получает СНИЛС через страхователя (п. 2 ст. 7 Закон N 27-ФЗ). Аналогичная норма закреплена в ст. 65 ТК РФ. Иными словами, если у застрахованного лица есть страховое свидетельство, то оно должно быть представлено страхователю (организации) при заключении трудового договора. Если же физическое лицо впервые поступает на работу, не имея СНИЛС, то работодатель обязан в установленный срок представить органам ПФР сведения об этом лице, получить на застрахованное лицо СНИЛС и безвозмездно под расписку передать его застрахованному физическому лицу (часть вторая ст. 15 Закона N 27-ФЗ).

Читать еще:  Очередь на землю многодетным семьям

Документы воинского учета иностранные граждане при приеме на работу не представляют, так как они не являются военнообязанными лицами по законодательству РФ (п. 1 ст. 15 Закона N 115-ФЗ, ст. 1 и ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Цезарева Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

30 января 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Оформление на работу беженцев

В связи с военными событиями на Донбассе, его жители спасаются от них в России, растворяясь в городах милионниках — Москве и Санкт-Петербург. Обустраиваясь на новом месте, они ищут работу в Санкт-Петербурге. Для оформления отношений с работодателем они должны иметь один из статусов: беженца / временное убежище.

Беженец: понятие, порядок получения

Беженцами называются лица, которые вследствие опасных для них обстоятельств покидают собственную страну, не могут пользоваться ее защитой как граждане, не могут / не хотят туда возвратиться в силу существования опасности. Для оформления данного статуса заинтересованное лицо подает ходатайство, которое рассматривается в два этапа: предварительное рассмотрение; по существу.

На период предварительного рассмотрения выдается соответствующее свидетельство. После окончания процедуры совершеннолетнему украинскому гражданину выписывается удостоверение беженца.

Орган, куда подаются документы, – ФМС.

Срок действия статуса – без ограничения.

Украинский паспорт (иной украинский паспортный документ) при этом изымается, передается в ФМС на хранение.

Временное убежище: понятие, порядок получения

Временное убежище предоставляется украинским гражданам, покинувшим зону конфликта, которые не могут рассчитывать на статус беженца, но и выдворить из РФ их также нельзя в связи с продолжающейся опасностью. Оно дается на годичный срок, по его истечению – вновь продлевается на такой же период, если основания его предоставления не изменились.

Орган присвоения статуса – ФМС.

Срок рассмотрения документов – три месяца.

После сдачи документов лицо получает справку, подтверждающую законность нахождения в РФ, но не относящуюся к документам, удостоверяющим личность. Окончательным документом для украинских граждан, оформившим убежище, является свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ. Украинский паспорт (иной украинский паспортный документ) при этом изымается, передается в ФМС на хранение.

Особенности трудоустройства беженцев, лиц с временным убежищем

При оформлении трудовых отношений для данной категории действуют следующие правила:

не требуется разрешение на работу или патент, как для обычных иностранцев (до 16.05.2014 года такое разрешение требовалось, за нарушение данного требования полагается штраф согласно КоАП РФ);

не оформляется разрешение на привлечение относительно таких работников;

не допускается трудоустройство в силовые, воинские структуры, организации, связанные с оборотом ядерного оружия, с использованием государственной тайны, на госслужбу – это общее ограничение для иностранцев;

не требуется уведомление миграционного органа, службы занятости о трудоустройстве;

прием на работу беженца допускается на основании свидетельства о рассмотрении ходатайства о статусе беженца по существу / удостоверения беженца, а лица с временным убежищем – на основании свидетельства о предоставлении временного убежища;

обязательное оформление работодателем страхового свидетельства;

необходимость оформления российским работодателем новой трудовой книжки (книжка украинского образца пенсионными органами РФ не признается) без переноса предыдущих записей. При наличии у работника книжки советского образца заведение новой не требуется;

необходимость нотариального перевода диплома (на русский язык);

необходимость предоставления карты миграционного учета;

документы воинского учета не требуются, поскольку граждане Украины военнообязанными в РФ не являются;

позиция госорганов является спорной относительно уведомления налоговых органов при приеме украинских беженцев. Срок уведомления – 10 дней после оформления трудовых отношений. Обязанность по уведомлению возложена на работодателя, однако, по мнению Президиума ВАС РФ, при трудоустройстве работника, въехавшего без визы, подавать такое уведомление не нужно.

Документы, подаваемые украинскими беженцами, для приема на работу:

документ, подтверждающий статус;

трудовая книжка (при наличии);

документ об образовании;

страховое свидетельство (при наличии);

полис добровольного медстрахования (только для получивших временное убежище);

справка об отсутствии / наличии уголовного преследования / судимости – если трудовая деятельность связана с несовершеннолетними.

Налоги, обязательные платежи для украинских беженцев

Беженец с Украины независимо от полученного статуса являются в РФ временно пребывающим. Для налогообложения доходов он должны находиться на налоговом учете – для этого ему присваивается идентификационный номер, выдается соответствующее удостоверение.

При налогообложении доходов украинских беженцев применяются общие правила с учетом таких особенностей.

НДФЛ (налог с доходов граждан)

Объектом налогообложения являются доходы от трудовой деятельности, иные доходы (материальная помощь, подарки, дивиденды и др.). Размер налога зависит от наличия / отсутствия статуса налогового резидента, он обуславливается фактическим местонахождением украинского гражданина в России. Налоговыми резидентами признаются украинские беженцы, находящиеся в течение последнего года в РФ не менее 183 дней. Факт пребывания необходимо подтвердить документально, в том числе картами миграционного учета. 12-месячный период должен быть непрерывным, может начинаться в одном календарном году и заканчиваться в другом. В 12-месячный период включается временной промежуток перед заключением трудового договора. Ставка НДФЛ для иностранцев при отсутствии статуса налогового резидента – 30 %, при его наличии – 13 %.

До 01 января 2015 года украинские беженцы платили НДФЛ первые 183 дня после прибытия в РФ 30 %, а по их истечении – 13 %. С 01 января 2015 года им было предоставлено льготное налогообложение трудовых доходов на уровне 13 %.

Пример. Если украинский гражданин только прибыл в РФ, до получения любых статусов он платит налог с зарплаты (вознаграждения) – 30 %. После присвоения статуса – 13 %, но только на выплаты от трудовой деятельности, все иные доходы – по ставке 30 %. После пребывания в РФ более 183 дней безвыездно, он становится налоговым резидентом и по всем доходам платит 13% налог.

Налоговыми агентами признаются юридические лица, предприниматели, пользующиеся наемным трудом беженцев и выплачивающими зарплату, вознаграждение. Они до приобретения украинскими гражданами какого-либо статуса удерживают с их доходов 30 % налог, а после оформления беженца / временного убежища – 13 % налог. Налоговый статус работника определяется налоговым агентом в индивидуальном порядке на каждую дату получения дохода. Окончательный налоговый статус украинских беженцев определяется по результатам налогового периода. Если лицо так и не стало налоговым резидентом, 30 % НДФЛ не пересчитывается. При изменении такого статуса в периоде излишне удержанные суммы возвращаются работнику после заполнения налоговой декларации.

Пенсионные взносы для украинских беженцев

До 01 января 2015 года застрахованными лицами являлись только те украинские беженцы, которые заключили трудовой / гражданско-правовой договор на постоянной основе или на срок не менее 6 месяцев на протяжении календарного года. Доходы иных украинских работников обложению взносами не подлежали. С 01 января 2015 года все украинские беженцы являются застрахованными независимо от срока / даты оформления договора с ними.

Страховой тариф ПФР установлен наравне с россиянами по ставкам 22 и 10 % (независимо от возраста). На работодателя возлагается обязанность оформления страховых свидетельств пенсионного страхования для беженцев. Пенсионный фонд по месту их пребывания обязан открыть таким лицам индивидуальный счет в течение трех недель со дня предоставления ему анкеты застрахованного лица – украинского гражданина.

Социальное страхование для украинских беженцев

Здесь выделяют две категории взносов:

Взносы по нетрудоспособности (больничные, беременность, роды) – они не уплачиваются временно проживающими иностранцами, поскольку данная категория лиц не страхуется от наступления данных страховых случаев. Украинские беженцы данные взносы также не платят.

Взносы на случай травматизма – их уплачивают российские граждане, иностранцы, оформленные по трудовым договорам. По гражданско-правовому договору их уплата производится, если это предусмотрено его условиями. Поэтому привлечение беженца к трудовой деятельности неизбежно связано с уплатой взносов на травматизм.

Медицинское страхование

Украинские беженцы, в отличие от обычных иностранцев, имеют доступ к медицинской помощи наравне с россиянами, поэтому их доходы облагаются страховыми выплатами в ФФОМС. Лица с временным убежищем данные взносы не платят, поскольку права на медпомощь не имеют.

Социальное обеспечение беженцев, лиц с временным убежищем

Беженцы из Украины более социально защищены, нежели лица, имеющие временное убежище. Несмотря на неуплату ними взносов по нетрудоспособности (ФСС), они имеют право на:

медицинскую, лекарственную помощь;

содействие в трудоустройстве;

социальную защиту, социальное обеспечение;

места для детей в садиках, школах (при наличии мест).

Беженцам выплачивается такие пособия:

по беременности, родам;

единовременная помощь женщинам, пребывающим на учете с ранних сроков беременности;

при рождении ребенка;

ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Лица с временным убежищем на данные пособия рассчитывать не могут. Также украинские граждане, находящиеся в связи с военным конфликтом в РФ, не имеют права на пособие по нетрудоспособности. При наступлении травматизма на производстве беженцы получают помощь от работодателя за счет специальных взносов по травматизму.

Право на пенсию возникает только у беженцев и только на период действия статуса, временное убежища такой возможности не предоставляет.

Пособия по инвалидности, потере кормильца выплачивают всем приехавшим украинским беженцам – требуется удостоверение беженца, документы об инвалидности, потере кормильца (при отсутствии последних проходится медицинский осмотр).

Читать еще:  Перерасчет больничного листа после оплаты какие предоставлять документы в фсс

Беженцы из Украины имеют право оформить медицинский страховой полис, тогда медпомощь предоставляется им из фонда обязательного медицинского страхования. Основанием для получения полиса являются удостоверение беженца / свидетельство о рассмотрении заявления о признании беженцем. Лицам с временным убежищем оказывается только экстренная помощь, плановая амбулаторная и стационарная помощь.

Трудоустройство украинцев, не получивших какого-либо статуса

Многие украинцы покидающие зону конфликта, не оформляли каких-либо статусов – тогда они считаются временно пребывающими иностранцами, причем виза на их въезд не требуется.

Для принятия их на работу следует работодателю:

оформить въездное приглашение (при необходимости);

заключить договор (трудовой, гражданско-правовой);

поставить на миграционный учет после трудоустройства в течение семи дней;

сообщить в миграционный оран, службу занятости в трехдневный срок.

При этом такие украинские граждане обязаны оформлять разрешение на работу, однако для безвизовых иностранцев, разрешение на привлечение от работодателя не нужно. Данное разрешение действует в пределах определенного региона РФ – данное ограничение не касается высококвалифицированных специалистов. Российским законодательством определен перечень профессий иностранцев, которым разрешается работать в другом регионе продолжительностью не больше 90 дней на протяжении года, если работа имеет разъездной характер.

Срок нахождения украинцев без статуса в РФ

Украинцы принадлежат к категории безвизовых иностранцев, непрерывное пребывание которых не должно превышать 90 дней, при условии оформлении регистрации. Данный срок может быть продлен на период трудового / гражданско-правового контракта, но более одного года. После обострения конфликта временно пребывающим украинцам разрешили находиться в России до 270 дней – перед окончанием 90-дневного срока лицо должно обратиться в ФМС для продления безвыездного пребывания еще на 180 дней.

Беженцы с Украины (особенности приема на работу и начисления «зарплатных налогов»)

С тех пор как на Украине стали происходить небезызвестные всем события, число людей, прибывающих оттуда в Россию, возрастает. И многие из них обращаются в органы ФМС с просьбой предоставить им временное убежище на территории РФ.

Специально для беженцев с Украины сейчас действует упрощенный порядок предоставления такого убежища: соответствующее решение миграционная служба должна принимать в течение 3 рабочих дней с даты подачи беженцем заявления . И уже на основании решения человеку выдается свидетельство о предоставлении временного убежища . Оно является документом, удостоверяющим личность его владельца на территории РФ .

К нам поступают вопросы о том, есть ли какие-то особенности в трудоустройстве беженцев с Украины. Поэтому мы подготовили отдельный материал на эту тему.

Временное убежище предоставляется на срок до 1 года. Срок его предоставления продлевается на каждый последующий год решением территориального органа ФМС, на учете в котором состоит беженец, на основании письменного заявления беженца .

Разрешение на работу

Миграционный учет

Уведомление органов ФМС и занятости о найме украинца

  • прибыли в РФ в безвизовом порядке;
  • имеют разрешение на работу.

А как мы уже сказали, мигранты, получившие временное убежище, могут работать у вас без разрешения.

В защиту этой позиции говорит и тот факт, что в форме уведомления работодатель должен указать реквизиты пресловутого разрешения на работу. А сделать он это опять-таки не сможет. И в Федеральной миграционной службе нам подтвердили нашу правоту.

Из авторитетных источников

Пресс-служба ФМС России

«Обязанность работодателя и заказчика работ (услуг) по уведомлению территориального органа ФМС и органа занятости субъекта РФ возникает только в отношении иностранных граждан, имеющих разрешение на работу».

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ

Беженцев с Украины нельзя нанимать фирмам и предпринимателям, занимающимся :

  • торговлей в палатках и на рынках (код ОКВЭД 52.62);
  • прочей розничной торговлей вне магазинов (код 52.63);
  • розничной торговлей фармацевтическими товарами (код 52.31).

За это фирме или ИП грозит штраф 800 тыс. — 1 млн руб., а директору — 45 тыс. — 50 тыс. руб.

НДФЛ и страховые взносы в ПФР

  • менее 183 дней — ставка НДФЛ 30%;
  • 183 дня и более — ставка 13%.

Пенсионными взносами облагаются выплаты в пользу тех временно пребывающих украинцев, с которыми фирма заключила :

  • один трудовой договор не менее чем на 6 месяцев, приходящихся на один календарный год;
  • несколько трудовых договоров, каждый из которых имеет продолжительность менее 6 месяцев, но в совокупности срок их действия составляет не менее чем 6 месяцев в течение одного календарного года.

Примечание. А вот со следующего года взносы придется платить независимо от того, на какой срок с иностранными работниками заключен трудовой договор .

Еще надо получить на работника-украинца пенсионное свидетельство, где будет указан страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) . Ведь он — застрахованное лицо , а значит, придется сдавать на него персонифицированную отчетность, где этот номер указывается . Для получения свидетельства надо направить в свое отделение ПФР анкету работника по форме АДВ-1 и опись по форме АДВ-6-1 .

Также надо не забыть завести иностранцу трудовую книжку российского образца, если он проработал больше 5 дней . Трудовая книжка украинского образца на территории РФ не признается . Если же украинец при устройстве на работу представил вам трудовую книжку советского образца , то вы можете смело вносить в нее записи о работе, поскольку эти книжки продолжают действовать на территории РФ .

Из авторитетных источников

МНЕНИЕ Пресс-службы ФМС России к статье Суховской М.Г. «БЕЖЕНЦЫ С УКРАИНЫ»

Пресс-служба ФМС России

«Обязанность работодателя и заказчика работ (услуг) по уведомлению территориального органа ФМС и органа занятости субъекта РФ возникает только в отношении иностранных граждан, имеющих разрешение на работу».

  1. п. 5 Временных правил, утв. Постановлением Правительства от 22.07.2014 N 690
  2. п. 7 Временных правил, утв. Постановлением Правительства от 22.07.2014 N 690
  3. п. 9 Порядка, утв. Постановлением Правительства от 09.04.2001 N 274
  4. п. 12 Порядка, утв. Постановлением Правительства от 09.04.2001 N 274
  5. подп. 11, 12 п. 4 ст. 13 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ
  6. п. 7 ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 20, п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ
  7. ст. 1 Соглашения от 16.01.97
  8. п. 2 ч. 3 ст. 20 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ
  9. п. 2 Порядка (приложение N 6 к Приказу ФМС от 28.06.2010 N 147)
  10. утв. Приказом ФМС от 28.06.2010 N 147
  11. п. 9 ст. 13.1 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ
  12. Постановление Правительства от 19.12.2013 N 1191
  13. ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ
  14. пп. 1, 2 ст. 207, пп. 1, 3 ст. 224, п. 2 ст. 226 НК РФ
  15. п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ; п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 22.1 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ
  16. подп. «а» п. 2 ст. 3 Закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ
  17. ст. 65 ТК РФ
  18. п. 1 ст. 7 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ
  19. подп. 1 п. 2 ст. 11 Закона от 01.04.96 N 27-ФЗ
  20. утв. Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п
  21. пп. 9, 10 Инструкции, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 14.12.2009 N 987н
  22. ст. 66 ТК РФ
  23. Письмо Роструда от 15.06.2005 N 908-6-1
  24. утв. Постановлением Совмина СССР от 21.04.75 N 310
  25. п. 2 Постановления Правительства от 16.04.2003 N 225

Прием на работу беженцев из Украины

Организация планирует принять на работу беженцев из Украины, которые были вынуждены уехать из этой страны из-за военных действий. Какие документы они должны предъявить для подтверждения своего статуса беженца? Есть ли какие-либо особенности трудоустройства этой категории иностранных граждан? Нужно ли уведомлять ФМС России и службу занятости населения о приеме таких работников?

Получение иностранным гражданином статуса беженца

Основания и порядок признания лица беженцем на территории Российской Федерации, экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев установлены Федеральным законом от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» (в ред. от 02.07.2013; далее — Федеральный закон № 4528-1).

Беженец — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (ст. 1 Федерального закона № 4528-1).

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона № 4528-1 процедура признания лица беженцем предусматривает следующие этапы:

  1. Обращение лица с ходатайством о признании беженцем (например, в территориальный орган ФМС России по месту пребывания этого лица).
  2. Предварительное рассмотрение ходатайства.
  3. Принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу.
  4. Выдача свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу.
  5. Рассмотрение ходатайства по существу.
  6. Принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем.
  7. Выдача удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

Лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста 18 лет, обязано лично или через уполномоченного представителя обратиться с ходатайством о признании беженцем в письменной форме (п. 1 ст. 4 Федерального закона № 4528-1):

  • в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ, если заявитель не находится на территории РФ;
  • в орган пограничного контроля ФСБ России в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при ее пересечении;
  • в органы пограничного контроля ФСБ России или в территориальный орган МВД России, ФМС России при вынужденном незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и в пункте пропуска либо вне пункта пропуска через границу в течение суток со дня пересечения Государственной границы Российской Федерации;
  • в территориальный орган ФМС России по месту своего пребывания на законном основании на территории Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона № 4528-1 сведения о прибывших вместе с лицом членах его семьи, не достигших возраста 18 лет, заносятся в ходатайство одного из родителей.

Порядок предоставления Федеральной миграционной службой и территориальными органами ФМС России государственной услуги по рассмотрению в соответствии с Федеральным законом № 4528-1 ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации определен Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденным Приказом ФМС России от 19.08.2013 № 352.

Читать еще:  Офиц сайт собянина

Ходатайство вместе с прилагающимися к нему документами рассматривается территориальным органом ФМС России в срок от одного до трех месяцев.

Решение о признании беженцем на территории Российской Федерации, а также уведомление об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации направляются или вручаются заявителю в течение трех рабочих дней со дня принятия решения органом ФМС России (п. 4, 10 ст. 7 Федерального закона № 4528-1).

Таким образом, после рассмотрения всех документов лица, ходатайствующего о признании его беженцем на территории Российской Федерации, территориальный орган ФМС России принимает решение о признании его беженцем либо об отказе в этом признании. По результатам рассмотрения выдается соответственно удостоверение беженца либо уведомление об отказе в признании беженцем.

Кстати

Форма удостоверения беженца, а также Положение об оформлении, выдаче и обмене удостоверения беженца утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.05.2011 № 356 «Об удостоверении беженца» (в ред. от 27.10.2012). Удостоверение беженца по установленной форме подтверждает полученный лицом (в том числе иностранным гражданином) статус беженца на территории Российской Федерации и является документом, удостоверяющим личность этого лица.

Необходимо учитывать, что согласно п. 8 ст. 7 Федерального закона № 4528-1 при получении удостоверения беженца национальный (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность лица, признанного беженцем, остаются на хранении в ФМС России или в территориальном органе ФМС России по месту учета на срок признания этого заявителя беженцем.

Кроме того, для выезда за пределы территории России и въезда в Россию беженцам оформляется проездной документ (ст. 8.1 Федерального закона № 4528-1).

Лицо, признанное беженцем, имеет право на получение, в частности, содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве, а также на работу по найму или предпринимательскую деятельность, на социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами России в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Отметим, что на сайте ФМС Росси 25 июня 2014 г. специально для граждан Украины размещена подготовленная этим ведомством Памятка для желающих получить статус беженца или временное убежище на территории Российской Федерации[1].

ПОРЯДОК ПРИЕМА НА РАБОТУ БЕЖЕНЦЕВ

По общему правилу работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников (для привлечения визовых иностранцев), а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 21.17.2014) (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ). Однако указанный порядок не распространяется на отдельные категории иностранных граждан, к числу которых, например, относятся беженцы (пп. 11 п. 4 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ). При этом данная льгота действует для упомянутой категории иностранных граждан до утраты ими статуса беженца или лишения их статуса беженца.

Беженцы были включены в перечень «льготных» категорий иностранных граждан Федеральным законом от 05.05.2014 № 127-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”». Данный закон вступил в силу с 16 мая 2014 г.

Для граждан Украины установлен безвизовый порядок въезда в Российскую Федерацию, то есть они являются безвизовыми иностранцами. Таким образом, граждане Украины, официально получившие статус беженцев, могут не получать разрешение на работу для трудоустройства в российскую организацию. В остальном порядок приема на работу этой категории иностранцев не отличается от общего порядка для безвизовых иностранцев.

Чтобы принять на работу беженца из Украины необходимо:

1. Потребовать у иностранного работника документы, перечисленные в ст. 65 ТК РФ, и миграционную карту по форме, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.08.2004 № 413 (в ред. от 06.05.2006).

Документы воинского учета гражданин Украины представлять не обязан, так как иностранцы не являются военнообязанными в России (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ (в ред. от 21.07.2014) «О воинской обязанности и военной службе», п. 1 ст. 15 Федерального закона № 115-ФЗ).

Если у иностранного работника, подлежащего обязательному пенсионному страхованию, страховое свидетельство отсутствует, необходимо оформить его при заключении трудового договора (ч. 4 ст. 65 ТК РФ).

Кроме того, иностранный гражданин должен представить работодателю документы, подтверждающие законность его нахождения на территории Российской Федерации. Таким документом для беженца является удостоверение беженца по установленной форме. Как уже было сказано выше, такое удостоверение является документом, удостоверяющим личность беженца.

2. До подписания трудового договора нужно ознакомить иностранного работника с действующими у работодателя Правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором (при его наличии в организации) (ч. 3 ст. 68 ТК РФ).

3. Заключить с иностранным работником трудовой договор (ст. 67 ТК РФ).

С иностранным работником можно заключить как срочный трудовой договор (при наличии оснований, предусмотренных ч. 1 или ч. 2 ст. 59 ТК РФ), так и трудовой договор на неопределенный срок (ч. 5 ст. 11, ч. 1 ст. 58 ТК РФ).

Оформить трудовой договор нужно письменно, включив в него сведения и обязательные условия, предусмотренные трудовым законодательством (ч. 1–2 ст. 57 ТК РФ). В трудовой договор также могут быть включены дополнительные условия, указанные в ч. 4 ст. 57 ТК РФ (об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте, об испытании, о неразглашении коммерческой тайны и др.).

По общему правилу трудовой договор оформляется в двух экземплярах (по одному для обеих сторон), каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Работник расписывается на экземпляре работодателя за получение своего экземпляра трудового договора.

4. Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Приказ (распоряжение) о приеме на работу составляется по унифицированной форме № Т-1 (Т-1а)[2] или по форме, самостоятельно разработанной и утвержденной работодателем (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 28.12.2013)).

Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения) (ч. 1–2 ст. 68 ТК РФ).

5. Оформить иностранному работнику трудовую книжку. Записи о работе у российского работодателя нужно делать в трудовую книжку российского образца (в том числе можно вести книжки, оформленные на территории бывшего СССР на бланках, действующих в России до настоящего времени). Если у работника трудовая книжка неустановленной формы (иностранного образца), нужно завести ему российскую трудовую книжку как работнику, поступающему на работу впервые (ч. 4 ст. 65, ст. 66 ТК РФ, Письмо Роструда от 15.06.2005 № 908-6-1).

Запись о приеме на работу в трудовую книжку вносится в порядке, предусмотренном п. 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утв. Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69 (п. 4 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 (в ред. от 25.03.2013)).

6. Оформить на иностранного работника личную карточку по унифицированной форме № Т-2 или по форме, самостоятельно разработанной и утвержденной работодателем (п. 12 Правил ведения и хранения трудовых книжек).

Что касается вопроса об уведомлении миграционной службы и службы занятости населения о приеме на работу гражданина Украины, имеющего статус беженца, необходимо учитывать следующее, что обязанность по уведомлению территориального органа ФМС России и службы занятости населения возложена на работодателей, привлекающих к трудовой деятельности иностранцев, если одновременно соблюдаются следующие условия:

  • иностранный гражданин прибыл в Россию в порядке, не требующем получения визы («безвизовый» иностранец);
  • иностранный гражданин имеет разрешение на работу (п. 9 ст. 13.1 Федерального закона № 115-ФЗ).

Граждане Украины прибывают в Россию в порядке, не требующем получения визы (на основании миграционной карты), то есть являются безвизовыми иностранцами[3]. При этом получать разрешение на работу им не нужно в силу прямого указания закона, значит, не соблюдается одно из двух указанных выше условий для возникновения у работодателя обязанности по уведомлению.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод о том, что при заключении трудового договора с гражданином Украины работодатель не обязан уведомлять территориальный орган ФМС России и службу занятости населения о приеме такого работника на работу.

В заключение отметим, что в Государственную Думу внесен законопроект, направленный на обеспечение более эффективной защиты прав и интересов граждан Украины, прибывающих на территорию Российской Федерации[4]. В числе защитных мер планируется законодательно закрепить особенности осуществления трудовой деятельности гражданами Украины на территории Российской Федерации в 2014 г. Согласно предлагаемым изменениям в Федеральный закон № 115-ФЗ предусматривается возможность осуществления гражданами Украины трудовой деятельности на территории России без получения разрешения на работу до получения ими статуса беженца или гражданства Российской Федерации.

Разработку законопроекта его авторы обосновывают тем, что с июня текущего года из-за обострения ситуации на юго-востоке Украины возрос поток беженцев в Россию. По приведенным в пояснительной записке к документу данным, с начала политического кризиса на Украине в Россию прибыли более 400 тыс. украинцев. По данным МЧС России, в приеме беженцев из восточных областей Украины уже задействованы более 10 российских регионов.

[2] утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

[3] Письмо МИД России от 27.04.2012 № 19261/кд «О режиме въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию».

[4] Проект федерального закона № 556196-6 «О внесении изменений в статьи 14 и 35 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” и в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”».

И. Г. Умяров, юрист

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 9, 2014.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector