Содержание

Служебное произведение как объект авторского права

Авторы и работодатели: разграничение прав на служебное произведение

По общему правилу автор самостоятельно определяет судьбу созданного произведения, вправе разрешать либо ограничивать его использование третьими лицами. Однако если результат интеллектуальной деятельности создан в рамках трудовых отношений, то права возникают не только у автора-создателя, но и у его работодателя. А это часто приводит к конфликту интересов и судебным спорам.

Если создано «по заданию»

В силу ст. 1295 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) авторские права на произведения науки, литературы или искусства, созданные в пределах, установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору.

Объектами авторского права признаются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения, в том числе литературные, драматические и музыкально-драматические произведения, хореографические произведения и пантомимы, музыкальные и аудиовизуальные произведения, произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы, произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, и др. (ст. 1259 ГК РФ).

Часть прав (неимущественных) принадлежит автору и не может быть отчуждена. Это право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения. Иные права (имущественные) могут быть переданы работодателю (cт. 1255 ГК РФ). Порядок, объем и условия передачи прав регулируются ГК РФ и соглашением сторон.

Исключительное право на использование служебного произведения любыми законными способами (воспроизведение, тиражирование, распространение и др. (ст. 1270 ГК РФ) принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное. Работодатель должен распорядиться своим правом в трехлетний срок, иначе оно возвращается к автору. Автор же имеет встречное право на вознаграждение (ст. 1295 ГК РФ).

Необходимые условия для признания произведения служебным:

— наличие трудовых отношений между автором и работодателем (что может быть подтверждено трудовым договором, приказом о приеме на работу, записью в трудовой книжке и др.)

— должностные обязанности автора должны включать в себя создание служебных произведений (в качестве доказательства представляются трудовой договор, должностная инструкция, приказ о возложении обязанностей, служебное задание, дополнительные соглашения и отдельные договоры на создание произведений и др.)

— определение времени создания служебного произведения и момента перехода права к работодателю (что может быть подтверждено актом приема-передачи, публикацией произведения, передачей произведения третьим лицам по договору и др.).

Если творят «для себя»

Служебными не могут быть признаны произведения, созданные работниками в свое свободное время, вне рамок должностных обязанностей. Так, одно из учреждений пыталось доказать наличие прав на книгу, выпущенную своим сотрудником. Однако анализ табеля учета рабочего времени позволил суду сделать вывод о том, что произведение не является служебным: количество часов, проведенных автором на рабочем месте, было явно меньше времени, необходимого для написания книги.

Даже если сотрудник в свое рабочее время, на рабочем месте, с использованием оборудования и материалов работодателя создает объект авторского права (вне рамок профобязанностей), такое произведение не будет служебным. И все права на него останутся у работника — нарушителя трудовой дисциплины.

Предприятиям необходимо очень четко отслеживать момент перехода исключительных прав и в случае соавторства, когда один из авторов не является сотрудником. В таком случае поможет заключение гражданского договора, предусматривающего передачу исключительных прав.

Если возник спор

Своевременное и четкое оформление документов позволит работодателю не только избежать дальнейших споров с работником, но и защитить свои права от посягательств третьих лиц.

В спорах, связанных с защитой интеллектуальной собственности, предприятиям в первую очередь необходимо доказать законность возникновения исключительных прав. Предоставление указанных выше внутренних и кадровых документов позволит подтвердить и факт создания произведения, и наличие права на защиту.

Например, по спору между производителями майонезов истец с помощью кадровых документов доказал, что художественное изображение «поваренок», размещенное на упаковке, было создано работником предприятия, указанное произведение является служебным. В результате с ответчика была взыскана крупная компенсация, наложен запрет на использование изображения.

Напомню, что правообладатель может потребовать от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от 10 тысяч до 5 млн рублей либо в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения, либо в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель (ст. 1301 ГК РФ). Отсутствие же документов может служить основанием для взыскания аналогичной компенсации работником (автором) с работодателя.

Если сотрудник создает объект авторского права в рабочее время, на рабочем месте, используя оборудование работодателя, но вне рамок своих профессиональныхобязанностей — такое произведение не будет служебным. И все права на него останутся у работника

Вознаграждение автору

Работодателю необходимо урегулировать с работником и вопрос выплаты авторского вознаграждения. В отсутствие договоренностей и выплаты автор вправе обратиться в суд (ст. 1295 ГК РФ). Размер вознаграждения и порядок его выплаты можно предусмотреть как в трудовом договоре, так и в отдельном гражданско-правовом договоре, допсоглашении к трудовому договору, положении об авторском вознаграждении и т.д. Целесообразно производить начисление и выплату вознаграждения отдельной строкой, во избежание будущих споров.

Работодатель обязан уведомить автора о своем намерении сохранить произведение в тайне — в таком случае автор не сможет ссылаться на неиспользование работодателем служебного произведения в течение трех лет.

Работодатель и автор вправе заключить иное соглашение, регулирующее объем, сроки, условия передачи исключительных прав. В таком случае к отношениям сторон будут применяться положения этого соглашения.

Часто авторы полагают (и эта вера поддерживается работодателями), что полностью передали предприятию свои статьи, фотографии, дизайн-макеты и т.д., отказались от всех прав и не могут ссылаться на них в дальнейшем. Однако в соответствии с законом автор имеет право требовать указания своего имени под своей работой. Про право на вознаграждение уже говорилось выше.
У автора есть и право на неприкосновенность произведения — на запрет без согласия автора вносить изменения, сокращения и дополнения, снабжать произведение иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.

Извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации (ст. 1266 ГК РФ). Кроме того, авторы могут выступать инициаторами заключения договоров, предусматривающих иное распределение прав.

Как не стать «заложником ситуации»

Хотелось бы обратить внимание работодателей, определяющих дальнейшую судьбу служебных произведений, на объем прав. В первую очередь это касается ситуаций, когда предприятие-работодатель выступает в роли подрядчика (исполнителя) и передает служебные произведения третьим лицам. Очень часто заказчикам передаются права, которые отсутствуют у самого работодателя. Например, нельзя передать право на сокращение или дополнение произведения, не получив на это специальное согласие автора (право на неприкосновенность произведения). Невозможно предоставить третьему лицу право на многократное использование архитектурного проекта без получения дополнительного согласия автора (ст. 1294 ГК РФ).

В ряде случаев автору принадлежат дополнительные права, ограничивающие право работодателя. Например, автор произведения архитектуры имеет право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта. Вправе он также требовать от заказчика архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта предоставления права на участие в реализации своего проекта, если договором не предусмотрено иное (ст. 1294 ГК РФ).

Чтобы не стать «заложником ситуации», третьим лицам необходимо специально оговаривать полномочия правообладателей в договорах, распределять бремя ответственности в случае возникновения споров об исключительных правах. Разграничение прав на служебное произведение — тот случай, когда «лишние» документы не являются лишними, а помогают сэкономить время, силы и деньги.

Служебное произведение как объект авторского права

Hirtle, Copyright Term and the Public Domain in the United States, 1 January 2007 Архивировано 4 июля 2012 года..

  • ↑ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ № 2 (10) 2014
  • Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. — М. : ТК «Велби»; Проспект, 2004. — С. 164.
  • Право интеллектуальной собственности: актуальные проблемы : монография / под общ. ред. Е. А. Моргуновой. — М. : НОРМА; Инфра-М, 2014.
  • O’Connor S. M. Hired to Invent vs. Work Made for Hire (служебные произведения): Resolving the Inconsistency Among Rights of Сorporate Personhood, Authorship and Inventorship // 35 Seattle U. L. Rev. — 2012. — P. 1227—1246.
  • Ландау, Майкл (Апрель 2000). «Вопросы собственности в авторском праве»». GigaLaw.com. Заархивированный из оригинала 12 августа 2002.

Авторское право на служебные произведения

Вместе с тем путем составления отдельного гражданско-правового (авторского) договора можно предусмотреть, например, что некоторые права на использование произведения остаются за автором, либо переходят к работодателю лишь на определенный срок; или же что автору будет выплачиваться вознаграждение (помимо зарплаты) за каждый способ использования произведения. Служебными признаются произведения, создаваемые в порядке выполнения служебных обязанностей штатными сотрудниками редакций газет, журналов и т.п.
В случае же, когда произведение штатного сотрудника не связано непосредственно с его трудовыми обязанностями, служебным оно считаться не будет. Иными словами, если автор создал произведение, которое не предусмотрено условиями трудового договора, то оно не будет считаться служебным и права на его использование будут всецело принадлежать автору.

4.7. авторское право на служебное произведение

Как уже было отмечено, задание, данное работнику, не может считаться служебным, если оно выходит за рамки служебных обязанностей или за пределы норм труда.4. Служебное задание может быть конкретным («сфотографировать определенный объект») или общим («подготовить три статьи по актуальной тематике»).Для определения того, выходит ли данное задание за рамки служебных обязанностей, могут быть использованы должностные инструкции, приказы и распоряжения по предприятию.Обычно произведение попадает в категорию служебных с того момента, когда автор передает его работодателю (а не с момента создания, выражения в объективной форме).5.

Читать еще:  Сдать анализы на рвп

Вы точно человек?

В Соединенных Штатах «работа по найму» (после 1978 года) получает защиту авторских прав до 120 лет после её создания или 95 лет после публикации, в зависимости от того, что наступит раньше. Это отличается от стандартного американского авторского права — срок жизни автора плюс 70 лет.[4] Работы, опубликованные до 1978 года, не имеют дифференциации в отношении сроков.

В судебном деле Weinstein против University of Illinois профессор Иллинойского университета, написавший статью в соавторстве с другими профессорами, потребовал признать авторство за ним и указать его имя в качестве автора в публикации статьи. Университет же заявил, что работа является служебным произведением, и все права принадлежат университету.
Суд не смог принять чью-либо сторону, оставив иск без рассмотрения по процессуальным причинам.

Служебные произведения.

ГК РФ в любой форме и любым не противоречащим закону способом, в том числе: воспроизводить произведение; распространять произведение путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров; осуществлять публичный показ произведения; импортировать оригинал или экземпляры произведения в целях распространения; осуществлять прокат оригинала или экземпляра произведения; публично исполнять произведение; сообщать в эфир или по кабелю; переводить или создавать другие производные произведения (обработка, экранизация, аранжировка, инсценировка и т.п.); доводить произведение до всеобщего сведения и др.

Авторское право на служебное произведение

О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах»: «Размер и порядок выплаты авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения устанавливаются договором автора с работодателем. Такой договор носит гражданско-правовой характер, и на него распространяются общие правила о порядке заключения договоров».


Представляется, что такая позиция Верховного Суда не вполне обоснована по следующим причинам: трудовые обязанности работника могут целиком и полностью сводиться к созданию служебных произведений (например, у художника-оформителя), при этом за выполнение трудовых обязанностей работнику выплачивается вознаграждение в виде заработной платы.

Понятие и правовой режим служебных произведений как объектов авторского права

Служебное произведение как объект авторского права

В соглашении должна быть написана фраза «работа по найму» или «работы по найму».[1]Написание во взаимном соглашении, что работа сотрудника — это работа по найму, не является достаточным условием для авторства. Любое соглашение, не удовлетворяющие всем вышеперечисленным критериям является не допустимым для соглашения по работе по найму и все права на работу остаются за создателем произведения.

Суды также учитывают, что соглашение о работе должно быть заключено, хотя может быть и не подписано, до начала работы.[2] Сторона найма, например, киностудия, для создания кинофильма может нанять десятки авторов произведений (например, авторов нот, сценария, авторов звуковых эффектов, костюмов) каждый из которых может потребовать повторных соглашений с создателями, если для показа фильма или условий его создания что-то изменилось.

Служебное произведение как объект авторского права

Однако статьи, опубликованные в научных журналах, или работы, произведённые фрилансерами для журналов обычно не являются произведениями, созданными в работах по найму, поэтому издатели, при желании, могут только требовать от правообладателя, автора, оформить соглашение о передаче авторских прав издателю. [] Авторы служебных произведений сохраняют только моральные права. Содержание

  • 1 Авторское право на служебные произведения в Российской Федерации
  • 2 Авторское право на служебные произведения в Соединенных Штатах
    • 2.1 Взаимоотношения между работником и работодателем
  • 3 Продолжительность авторского права
  • 4 Споры
  • 5 См.

Авторское право на служебные произведения

Условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (примерами являются условия о неустойке, иных дополнительных способах обеспечения обязательств; особенности исполнения установленных обязательств и пр.). Итак, в тексте договора необходимо прежде всего четко определить предмет договора, т.е. на какой именно объект ИС уступается исключительное право. К существенному условию, вытекающему из содержания статьи 1234 ГК РФ, относится условие о вознаграждении (если договор является возмездным).


Остальные условия не относятся к существенным (если, конечно, нет заявления одной из сторон договора об отнесении, по ее мнению, какоголибо условия к существенным).

4.7. авторское право на служебное произведение

Принадлежит автору, но исключительные права на использование созданных работ, если в договоре не было предусмотрено иное, принадлежат уже работодателю. Таким образом, издательства, научные организации могут воспроизводить и распространять служебные произведения в любом объеме и в любые сроки, не спрашивая на то согласия автора. Вследствие этого они, как правило, заинтересованы, чтобы их отношения с авторами рассматривались как трудовые.
В сущности для перехода к работодателю всех имущественных авторских прав на служебное произведение достаточным основанием будет служить заключение обычного трудового договора.

Вы точно человек?

При этом необходимо помнить, что в соответствии со ст. 1228 ГК РФ не признаются авторами граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание произведения, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ. Между автором произведения и работодателем должны существовать трудовые отношения. Здесь следует отметить, что само по себе наличие надлежаще оформленного трудового договора не всегда является обязательным.
В соответствии с ч. 2 ст. 67 ТК РФ трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. Создание произведения должно входить в трудовые обязанности работника.

Служебные произведения.

Авторское право на служебное произведение

Основ ГЗ 1991 года, в соответствии с которой право использования служебного произведения принадлежало работодателю, но только в ограниченных пределах и на ограниченный срок (до трех лет с момента представления произведения).Поскольку ровно через один год — 3 августа 1993 года — эта норма была отменена в связи с принятием Закона об авторском праве, ограничения перехода к работодателю авторских прав, касающиеся срока, несомненно утратили силу. Вместе с тем ограничения, связанные с объемом переходящих к работодателю прав, сохраняют силу и ныне.Норма ст. 140 Основ не применяется к служебным произведениям, созданным до 3 августа 1992 года. Она действует по отношению лишь к тем служебным произведениям, которые были созданы с 3 августа 1992 года по 2 августа 1993 года.17.
Часть 1 п.

Понятие и правовой режим служебных произведений как объектов авторского права

Служебное произведение как объект авторского права

ГК РФ, если работодатель в течение трех лет с момента предоставления в его распоряжение произведения начнет его использование или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора — судом.

В тексте вышеуказанной нормы законодатель не уточняет, о каком договоре идет речь — трудовом или гражданско-правовом. Ответ на данный вопрос можно найти в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 19.06.2006 г.

§ 4.6. Авторское право на служебные произведения

Служебным произведением может быть любое произведением с особым режимом охраны. В законодательстве большинства стран СНГ служебным произведением считается произведение, которое создано в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания.

‘ Гражданский кодекс Республики Бела-русь. Официальное издание. Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. 1999. С. 88.

2 Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Проспект, 1999. С. 674-688.

Возникновение авторского права 135

изведения оплачено нанимателем (работодателем) автора. Другими словами, наниматель или работодатель, по существу, покупает у автора его произведение и связанные с ним исключительные имущественные авторские права.

Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» от 11 августа 1998 года устанавливает особый правовой режим служебного произведения, который заключается в том, что «личные неимущественные права принадлежат автору служебного произведения, а имущественные права на такое произведение принадлежат нанимателю»^, если договором между автором и нанимателем не предусмотрено иное.

Следовательно, автору служебного произведения принадлежат личные неимущественные права, а нанимателю или работодателю могут принадлежать исключительные имущественные права на использование произведения. Иначе говоря, при рассмотрении принадлежности авторского права на служебное произведение речь может идти только об исключительных имущественных правах.

Приведенный выше правовой режим служебных произведений не появился случайно. В большинстве национальных законодательств по авторскому праву имущественные права принадлежат лицу, которое финансировало создание произведения. Следует отметить, что такая трактовка служебных произведений существует в течение длительного времени и она с особой ясностью выражена в Тунисском модельном законе об авторском праве2, в котором прямо говорится об авторском праве на служебное произведение (п. 1 ст. 11). Несмотря на то что многие положения Тунисского модельного закона устарели, правовая трактовка служебных произведений остается справедливой. В соответствии с Тунисским модельным законом в случае произведения, созданного автором для физического или юридического лица по трудовому соглашению в поряд-

Читать еще:  Сменить паспорт в рязани быстро как можно

1 Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1998. № 31-32. Ст. 472.

2 Tunis Model Law on Copyright for Developing Countries. Geneva, VVIPO, No. 812 (E), 1976. — P.14.

ке выполнения служебных обязанностей или по служебному заданию такого физического или юридического лица: — •

авторское право принадлежит в первую очередь это му лицу, если иное не предусмотрено в договоре; •

имущественные права считаются переданными нани мателю или лицу, по заданию которого создано произ ведение, если иное не предусмотрено в договоре. •

Такая же норма, по крайней мере по отношению к одному из распространенных видов произведений — компьютерным программам, принята в странах Европейского Союза. Директива «О правовой охране компьютерных программ» устанавливает, что «в случае создания компьютерной программы при исполнении служебных обязанностей или служебного задания исключительно нанимателю предоставляется право обладания всеми имущественными правами на созданную таким образом программу, если договором не предусмотрено иное»1 (п.

В Законе Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» от 11 августа 1998 года в отношении служебных произведений принят аналогичный подход не столько для гармонизации с международными нормами, сколько для того, чтобы изменить противоречивые нормы, которые содержались в старой редакции Закона и нанесли финансовый урон государству.

Во-первых, в Законе Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» от 16 мая 1996 года из категории служебных произведений был исключен такой их вид, как произведения, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей. В результате государство, как и иной наниматель, потеряло имущественные права на произведения, создание которых оно же и финансировало! Грабеж государства был узаконен. Это не допускалось ни Законом Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», ни Гражданскими кодексами союзных республик 1964 года.

‘ Counsil Directive 91/250/EEC On Legal Protection of Computer Program, May 14, 1991.

Возникновение авторского права 137

Во-вторых, в конце 80-х годов во время «перестройки», когда разрешалось все, что якобы не запрещалось, в Республике Беларусь объявились зарубежные эмиссары, которые проявляли особый интерес к интеллектуальному потенциалу государства. Пользуясь бесконтрольностью и безнаказанностью, руководство существовавшей тогда системы научно-технической информации подписывало любые «протоколы о намерениях» с заезжими бизнесменами по изучению, поддержке и сохранению интеллектуального потенциала республики. На первом этапе сведения о зарегистрированных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках передавались.бизнесменам, а затем начиналась работа с носителями интеллектуального потенциала республики. Создавались организации для сбора информации о важнейших работах, разработках, изобретениях и их авторах. Формировалась сеть «экспертов» и «консультантов», которые добывали информацию. Затем велась работа с авторами, готовились анкеты и вопросники. Информация собиралась, обобщалась и уходила из республики. Почти во всех случаях речь шла о произведениях и изобретениях, созданных в порядке выполнения служебных обязанностей и авторами которых были сотрудники академических научно-исследовательских и отраслевых институтов, университетов и других высших учебных заведений. Самые находчивые «эксперты» и «консультанты» передавали отчеты, результаты исследований, описания изобретений своим зарубежным эмиссарам, несмотря на то, что все эти объекты интеллектуальной собственности по существу принадлежали государства, которое финансировало исследования и разработки. Трудно оценить ущерб, который был нанесен республике действиями таких организаций, экспертами и консультантами. Значительная часть интеллектуальной собственности была разворована, разграблена и вывезена из республики в другие страны, где за собранную информацию щедро платили. Главной причиной такого положения стала недооценка государственными структурами интеллектуальной собственности. В результате правоохранительные органы бездействовали, а несовершенство национального законодательства не способствовало сохранению и развитию интеллектуального потенциала республики.

В-третьих, до сих пор бытует особое отношение к служебным произведениям, взращенное коллективистской идеологией, когда человек был уверен, что «все вокруг колхозное, все вокруг мое». Как это ни странно, но именно в сфере интеллектуальной собственности этот принцип считался естественным. Любой сотрудник НИИ считал, что он автор всего, что было выполнено им в рабочее время. Когда же он узнавал, что в соответствии с законом он может считаться автором какого-либо служебного произведения, но имущественные права на это произведение ему могут и не принадлежать, он начинал уже по этому поводу упрекать государство, которое, выплачивая ему зарплату, смеет предъявлять права на служебное произведение. Ситуация парадоксальна и абсурдна. Едва ли кому-либо из разработчиков какого-либо конкретного технического объекта (например, легкового автомобиля) придет в голову заявлять, что он имеет права на выпускаемый объект — автомобиль. Но автор служебного произведения или изобретения обычно думает именно так.

Принимая во внимание все вышесказанное, в Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» от 11 августа 1998 года введена современная форма охраны служебных произведений, в соответствии с которой автору принадлежат личные неимущественные права на служебное произведение, а нанимателю — имущественные права.

Аналогичная точка зрения высказывалась и известными российскими специалистами1. Более того, именно такие же положения уже были включены в законодательство Молдовы2 и Казахстана3.

В связи с тем что в законодательстве об авторском праве стран СНГ правовой режим служебных произведений отличается от режима, установленного в Законе Республики

1 См.: Гражданское право. Учебник. Ч. Ill/Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 1998. С. 62.

2 Авторское право и смежные права /Сборник; Под ред. М. Чуша. Кишенэу:’Литера, 1997. С. 158.

3 Авторское право. Нормативные акты. М.: Элит-клуб: Юрид. книга, 1998. С. 308.

Возникновение авторского права 139

Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» от 11 августа 1998 года, представляется целесообразным прокомментировать Закон Республики Беларусь.

1. Личные неимущественные права на произведение, созданное в порядке выполнения служебного задания или служебных обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору.

В ранее действовавшем законе содержались противоречивые формулировки даже в отношении служебных произведений, созданных в порядке выполнения служебного задания, поскольку устанавливалось, что «авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебного задания, принадлежит автору»1 (п. 1 ст. 13). Так как авторское право вкл.ючает как личные неимущественные, так и имущественные права, формулировка допускала, что имущественные права также принадлежат автору, т.е. автор мог по своему усмотрению использовать произведение, создание которого оплатил наниматель. Последующее уточнение, что «право на использование такого произведения способом, обусловленным целью задания, и в вытекающих из него пределах, принадлежит лицу, по заданию которого оно создано»2, не меняло положения.

Такой подход к служебным произведениям привел к значительному материальному ущербу нанимателям, в число которых входили и государственные предприятия, учреждения и организации. Например, разработчик получал финансирование на разработку компьютерной программы, а после создания программы продавал ее как свой продукт на основании именно этой статьи, хотя ему по существу могли принадлежать только личные неимущественные права на компьютерную программу. Для снятия противоречий действовавшего ранее закона и для защиты интересов нанимателей, в том числе и государственных организаций, в Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» от 11 августа 1998 года введена непроти-

1 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1996. № 20. С. 366.

воречивая норма в отношении служебных произведений, с которой согласились и специалисты Всемирной организации интеллектуальной собственности.

2. Имущественные права на служебное произведение

принадлежат нанимателю, если договором между ним

и автором не предусмотрено иное.

Несмотря на то что имущественные права на служебное произведение принадлежат нанимателю, между автором и нанимателем возможно заключение договора, в котором может быть предусмотрено иное, т.е. наниматель может передать свои имущественные права полностью или в части автору. Закон такое право предоставляет нанимателю вне зависимости от того, воспользуется он им или нет.

Принадлежность нанимателю имущественных прав на служебное произведение не означает, что автор произведения лишен права на дополнительное вознаграждение в случае использования произведения. Наоборот, «автор имеет право на авторское вознаграждение за каждый вид использования произведения»1 (п. 3 ст. 16).

Таким образом, при использовании служебного произведения его автор помимо заработной платы имеет право на дополнительное авторское вознаграждение. При этом выплачивать это авторское вознаграждение обязано лицо, которое использует служебное произведение. Например, в случае публичного исполнения служебного произведения авторское вознаграждение выплачивает пользователь этого произведения, при этом размер этого авторского вознаграждения не может быть ниже ставок, установленных правительством Республики Беларусь2. В случае тиражирования в промышленности произведения декоративно-

1 Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1998. № 31-32. Ст. 472.

2 См. «Об управлении имущественными правами авторов на коллек тивной основе и минимальных ставках авторского вознаграждения за использование некоторых произведений литературы и искусства». Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 мая 1997 года № 452 // Собрание декретов, указов Президента и поста новлений Правительства Респубдики Беларусь, 1977. № 14. Ст. 517; Рэспубл1ка. 1997. 21 мая. № 104.

Возникновение авторского права 141

прикладного искусства авторское вознаграждение выплачивает организация, выполняющая тиражирование. Такой организацией может быть и организация, в которой было создано это служебное произведение.

Необходимо отметить, что нормы новой редакции Закона не привели к ущемлению имущественных прав автора, поскольку они вместе с передачей имущественных прав предоставили автору право на дополнительное авторское вознаграждение, но только в случав использования служебного произведения. Право на дополнительное авторское вознаграждение появляется у автора служебного произведения не автоматически, а только в случае использования произведения. Если произведение не используется, а «лежит на полке» по тем или иным причинам, то право на дополнительное авторское вознаграждение не возникает.

Читать еще:  Регистрация в москве на три месяца сколько стоит

3. Автор служебного произведения не вправе препятствовать его обнародованию нанимателем. Данная норма оказалась необходимой для того, чтобы наниматель мог воспользоваться своим исключительным имущественным правом на служебное произведение. Дело в том, что в числе личных имущественных прав автор обладает правом на обнародование произведения в любой форме. Если установить, что автор служебного произведения обладает правом на обнародование служебного произведения, то наниматель не сможет обнародовать служебное произведение без согласия автора произведения. По тем или иным причинам автор может и не дать согласия на обнародование служебного произведения. В таком случае наделение нанимателя имущественными правами оказывается чисто формальным и субъективным, т.е. полностью зависимым от желания или нежелания автора.

Для того, чтобы нормы данной статьи Закона не были декларативными, они дополнены запретом автору служебного произведения препятствовать обнародованию этого произведения нанимателем.

Итак, Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» от 11 августа 1998 года устанавливает,

что автору служебного произведения право на обнародование служебного произведения не принадлежит, что еще раз подтверждает, что право на обнародование не может относиться к личным неимущественным правам. По существу обсуждаемая оговорка означает передачу по закону права на обнародование служебного произведения нанимателю.

Такой нормы не было в действовавшем ранее законе, нет ее и в Законе Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 года. Другими словами, автор служебного произведения имеет право не дать согласия на обнародование служебного произведения работодателем. Отсутствие такой нормы ведет к очевидной коллизии между имущественными правами работодателя и правом автора на обнародование любого произведения, в том числе и служебного.

Служебное произведение: юридические риски и судебная практика

  • Катков П. | директор юридического департамента ОАО «Система Масс-медиа» (АФК «Система»), член Ассоциации юристов России

Понятие и признаки служебных произведений

П од служебным произведением понимается произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (п. 1 ст. 1295 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 г. № 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006 г.)).

Нужно выделять следующие формы служебного произведения:

  • литературные произведения;
  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения;
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства и др.

Актуальность для работодателя

Как видно из характера служебных произведений, данный вид объекта интеллектуальной собственности актуален для работодателей разных отраслей. В частности, под служебные произведения могут попадать сценарии, рекламные слоганы. И если приведенные образцы характерны главным образом для медийной сферы, то графические решения интернет-сайта, оформление бренда, создание текстов являются общими для организаций различных профилей работы. Вместе с тем указанные объекты (сайт, бренд) являются неотъемлемой частью бизнеса, а зачастую — одним из основных предметов его капитализации.

Необходимо отметить, что для данных произведений характерно наличие следующих условий:

  1. работник должен вложить свой творческий труд в его создание;
  2. служебным можно считать лишь то произведение, создание которого входило непосредственно в трудовые функции работника. Если же произведение создано в рабочее время, но не в связи с выполнением трудовых функций, то служебным оно не является;
  3. существенное значение для правильной квалификации имеет и понятие «служебное задание». Однако сама по себе выдача задания вне трудовой функции, даже если оно будет исполнено, не дает оснований для признания произведения служебным;
  4. правовой режим служебного произведения не изменяется в случае если работник уволился. Не имеет также значения, является работник штатным или же совместителем;
  5. место его создания не влияет на признание произведения служебным. Практике известны случаи, когда произведения признавались служебными, хотя создавались работниками дома;
  6. факт использования материалов или оборудования организации, где работает автор, не приводит к определению произведения как служебного;
  7. служебное произведение должно быть создано в рабочее время. Если произведение создано за пределами рабочего времени, оно также является служебным при условии, что его создание входит в трудовые обязанности работника.

Руководителю организации и должностным лицам необходимо понимать, что соответствие либо несоответствие результата интеллектуального труда указанным признакам является не просто теоретической категорией, а прямо влияет на ее правовую квалификацию, имеющую конкретное значение в судебной перспективе.

Права работника (автора) и работодателя

За работником в отношении произведения, созданного в рамках служебного задания, сохраняются следующие права:

  1. Право авторства (то есть право признаваться автором произведения).
  2. Право автора на имя (предполагает, что автор может выбрать способ указания своего имени: истинное имя, псевдоним, анонимно).
  3. Права на неприкосновенность произведения (без согласия автора не допускается внесение в произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями).
  4. Право на обнародование произведения (право осуществлять действия или давать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом).

Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от имущественных прав (например, права собственности) и сохраняются за ним в случае передачи исключительных прав на использование произведения третьим лицам.

Работодатель имеет право:

  1. Использовать произведение по своему усмотрению, разрешать или запрещать другим лицам его использование. А именно: воспроизводить произведение, распространять (в том числе путем продажи), публично показывать, импортировать, сдавать в прокат и др.
  2. Распоряжаться своим исключительным правом (передавать это право путем заключения договора об отчуждении исключительного права или предоставлять другому лицу право использования произведения на основе лицензионного договора).
  3. Сообщать автору о сохранении служебного произведения в тайне.

При использовании служебного произведения работодатель может указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

Ограничения

Следует помнить об ограничениях, установленных в отношении данной правовой категории. Исключительное право на служебное произведение переходит к автору, если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение:

  • не начнет использование этого произведения;
  • не передаст исключительное право на него другому лицу;
  • не сообщит автору о сохранении служебного произведения в тайне. Подобное сообщение желательно оформить в письменном виде (например, в виде приказа).

В случае если трехлетний срок прошел, работодатель вправе:

  • использовать такое произведение способами, обусловленными целью служебного задания и в вытекающих из задания пределах;
  • обнародовать такое произведение (если договором между работодателем и работником не предусмотрено иное).

Анализ судебной практики

Анализ судебной практики последних лет (2008—2010 гг.) позволяет сделать некоторые существенные выводы относительно споров, связанных с рабочим заданием, их основных черт, причин и источников.

Например, существенным является наличие договора и условий выплаты автору вознаграждения, оформление произведения как отдельного объекта и, наконец, факт его использования (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2009 г. по делу № А41-11030/09). Примечательно, что в качестве такого договора может быть принят судом и приказ соответствующего содержания (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2008 г. № 09АП-11912/2008-ГК по делу № А40-17507/08-67-145). Непредоставление трудового договора и, как одно из следствий, недоказанность наличия трудовых отношений и служебного характера произведения, также нередко встречается в делах данной категории (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2009 г. № 09АП-12126/2009-ГК по делу № А40-31267/08-110-207). Недоказанность наличия трудовых отношений как существенная черта данной категории дел отмечается и высшими судебными инстанциями (Определение Верховного Суда РФ от 13.10.2009 г. № 83-В09-10), в поле зрения которых уже попали и дела по рабочему заданию, связанные с интернет-22.04.2008 г. № 255/08 по делу № А63-14046/2006-С1). Дела по составам с рабочим заданием с элементами интернет-права имеют интересные особенности: в них в качестве доказательной базы используется метод нотариальной фиксации интернет-доказательств, обусловленный «виртуальным» характером Интернета (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2008 г. № 09АП-18222/2007-ГК по делу № А40-42782/07-5-392-10, постановление ФАС Московского округа от 01.04.2010 № КГ-А40/2382-10 по делу № А40-69677/09-27-553).

Отдельный интерес представляют дела, в которых спор, связанный с рабочим заданием, выходит за рамки стандартного гражданского производства и, например, затрагивает компетенцию правоохранительных органов, касающуюся уголовного преследования либо производства по составам Кодекса РФ об административных правонарушениях. К таким делам относится, в частности, Решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.01.2008 г. по делу № А40-65092/07-79-408, в материалах которого присутствует эпизод, согласно которому благодаря правильному оформлению документов организации удалось избежать ответственности по ст. 14.10 КоАП РФ. В целом анализ судебных актов по данной категории дел позволяет сделать вывод, что несмотря на различие между обстоятельствами разных дел, их объединяет одно: зачастую работодатель попадает в неприятное положение именно из-за неправильного оформления либо неоформления необходимых документов.

Рекомендации автора по решению проблем

Для оптимизации рисков, связанных с созданием и использованием рабочего задания, основной проблемой и источником которых является неправильное оформление либо неоформление документов, необходимо разработать и внедрить на предприятии локальные акты, регулирующие порядок юридического закрепления прав на служебные произведения.

Данная документация должна обеспечивать:

  • контроль за созданием служебного произведения;
  • порядок оформления прав на служебные произведения;
  • документальное оформление перехода прав;
  • контроль за сроком действия исключительного права;
  • учет служебных произведений;
  • ответственность сотрудников за ненадлежащее оформление документов.

В качестве дополнительной рекомендации можно посоветовать ввести практику заключения договоров гражданско-правового характера с работниками, что до известной степени нивелирует необходимость доказывания служебного характера объекта.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector