Федеральный закон о получении жилья военнослужащим

Статья 15. Право на жилище

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 мая 2006 г. N 66-ФЗ в статью 15 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 15. Право на жилище

См. комментарии к статье 15 настоящего Федерального закона

См. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»

Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя см. Указ Президента РФ от 22 марта 2018 г. N 116

Об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих — граждан РФ, проходящих военную службу по контракту, ранее проходивших военную службу в дислоцировавшихся (располагавшихся) до 18 марта 2014 г. на территориях Республики Крым и г. Севастополя воинских частях вооруженных сил, воинских формированиях и правоохранительных органах Украины, см. Указ Президента РФ от 24 августа 2016 г. N 428

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 13 декабря 2019 г. — Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 416-ФЗ

1. Государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим — гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах — в других близлежащих населенных пунктах. При этом военнослужащим — гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке.

См. особенности обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в абзацах третьем — двенадцатом пункта 1 статьи 15 настоящего Федерального закона (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 405-ФЗ), и предоставления жилищных субсидий этим лицам

Военнослужащим — гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее — жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более — по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:

военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей;

офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей;

прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.

Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим — гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.

К закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

Военнослужащие — граждане, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

За военнослужащими, обеспечиваемыми служебными жилыми помещениями, на первые пять лет военной службы по контракту (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях или военных образовательных организациях высшего образования) сохраняется право на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу. Они не могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу.

Военнослужащим — гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих-граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом.

При признании военнослужащих-граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении им и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений учитываются положения статьи 53 и части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется по их желанию право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо на получение ими земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов.

Военнослужащие — граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащие — иностранные граждане размещаются на весь срок военной службы в общежитиях в воинских частях (военных городках).

Порядок предоставления жилищной субсидии и жилого помещения гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом настоящего пункта, устанавливается федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Разъяснение законов о предоставлении жилья военным-контрактникам

01.03.2019, /=РО=/ Жилищные гарантии военнослужащих и условия обеспечения их жилыми помещениями регламентированы в статьях 15 и 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Исходя из положений этих статей, а также Федерального закона накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» по объему жилищных прав военнослужащих можно условно разделить на 3 категории:

1 заключившие контракт о прохождении военной службы (далее — контракт) до 1 января 1998 года;

2 заключившие контракт в период с 1 января 1998 года до 2005 года;

3 заключившие контракт после 1 января 2005 года;

Первая и вторая категория военнослужащих праве рассчитывать на предоставление жилого помещения в натуре либо на получение жилищной субсидии или жилищного сертификата.

При этом первая категория военнослужащих вправе независимо от выслуги лет получить жилые помещения в собственность или по договору социального найма по месту службы, а при увольнении по отдельным основаниям (предельный возраст, болезнь, организационно-штатные мероприятия) при выслуге более 10 лет — по избранному месту жительства.

Вторая категория военнослужащих вправе рассчитывать на предоставление жилищной субсидии или жилого помещения, по выбору в собственность бесплатно или договору социального найма при календарной выслуге более 20 лет, а также при увольнении по отдельным основаниям (предельный возраст, болезнь, организационно-штатные мероприятия) при выслуге более 10 лет. Третья категория военнослужащих подлежит жилищному обеспечению по условиям накопительно-ипотечной системы. При этом права на получение постоянных жилых помещений в собственность или по договорам социального найма такие военнослужащие не имеют.

Читать еще:  Уакие последствия будут если вы забыли вытащить пистолет на заправке

Одним из условий предоставления жилья, субсидии или ГЖС первой и второй категориям военнослужащих является признание их нуждающимися в жилых помещениях.

Это означает, что в случае наличия у них или членов их семей жилых помещений в собственности либо по договорам социального найма по площади не менее учетной нормы (устанавливается органами местного управления отдельно для каждого населенного пункта) права на жилищное обеспечение за счет государства они не имеют.

При решении вопроса о признании военнослужащих нуждающимися в жилье учитываются площади всех жилых помещений, имеющихся у всех членов семьи на всей территории Российской Федерации.

При этом, поскольку данные правоотношения регулируются Жилищных кодексом РФ, к членам семьи военнослужащего могут относиться не только категории, указанные в ч. 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (супруги, дети, иждивенцы), но и совместно проживающие родители и другие родственники, вселенные в качестве членов семьи (ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса РФ).

Поэтому при решении вопроса о нуждаемости военнослужащих в жилье должна учитываться обеспеченность жильем и этих категорий граждан.

Например, вместе с офицером в квартире помимо супруги и детей в качестве членов семьи живут отец и брат.

При решении вопроса о признании военнослужащего нуждающимся в жилье подлежат учету жилые помещения, находящиеся в собственности или по договорам социального найма не только у офицера, его супруги и детей, но и у отца и брата.

Жилищная субсидия, представляющаяся военнослужащим первой или второй категория, введена с 2014 года и представляет собой единовременную выплату военнослужащему в целях приобретения или строительства жилого помещения.

При определении ее размера учитываются количество членов семьи, общая продолжительность военной службы, а также право на дополнительную площадь.

Например, при выслуге 20 лет и составе семьи 5 человек (супруга и трое детей) размер субсидии составит более 7 млн руб.

Накопительно-ипотечная система обеспечения военнослужащих жильем, регламентирована Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ и представляет собой совокупность персональных условных счетов на каждого военнослужащего, которые пополняются в размерах, предусмотренных бюджетом на соответствующий год и размер от инвестиционной деятельности.

Размеры ежегодных накопительных взносов ежегодно увеличиваются. Использовать денежные средства, накопленные на соответствующих счетах, можно несколькими способами.

Первый вариант — перечисление накопленных денежных средств на счет военнослужащего после того, как его льготная выслуга лет военнослужащего превысит 20 лет либо при увольнении по отдельным основаниям (предельный возраст, болезнь, организационно-штатные мероприятия) и наличии выслуги более 10 лет (в этом случае перечисляются дополнительные денежные средства, дополняющие накопленные), Ограничений по их использованию в дальнейшем не имеется.

Второй вариант — это использование накопленных на счете денежных средств после трех лет участия в системе (предоставление целевого жилищного займа) на приобретение жилья, на внесение первоначального взноса при оформлении ипотечного кредите либо на погашение обязательств уже имеющегося у военнослужащего ипотечному кредиту.

Наиболее часто используемым военнослужащими вариантом получения целевого жилищного займа является тот, при котором уже накопленные средства используются как первоначальный взнос при оформлении ипотечного кредита, а последующие платежи погашаются ежегодными накопительными взносами ФГКУ «Росвоенипотека».

При использовании целевого жилищного займа приобретенное военнослужащим жилое помещение находится в залоге в силу закона, распоряжаться им он сможет при условиях, изложенных в первом варианте использования накопленных денежных средств.

В случае, если военнослужащий приобрел жилье с использованием целевого жилищного займа, однако был уволен до получения права на использование накоплений, он обязан в течение 10 лет вернуть потраченные государством на его жилищное обеспечение денежные средства, а в дальнейшем самостоятельно исполнять обязательства по ипотечному кредиту.

Необходимо особо отметить, что на сумму предоставляемого военнослужащему целевого жилищного займа никакие налоговые вычеты не применяются, поскольку сам военнослужащий фактически никаких расходов не несет.

Кроме того, военнослужащим и членам их семей не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы предоставляются служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах — в других близлежащих населенных пунктах.

В период военной службы военнослужащие имеют право на улучшение жилищных условий также с учетом норм, очередности и льгот, установленных законодательством. В частности, норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения определена статьей 50 Жилищного кодекса РФ.

Уточнение порядка жилищного обеспечения военнослужащих

В Государственную думу внесён законопроект «О внесении изменений в статью 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в части уточнения порядка жилищного обеспечения военнослужащих. 18 июля законопроект зарегистрирован и направлен Председателю Госдумы.

В соответствии с внесённым пакетом документов планируется внести дополнения в абзац 13 пункта 1 статьи 15 закона о статусе военнослужащих:

«При этом при признании тех военнослужащих-граждан, которые самостоятельно не реализовали своё право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, нуждающимися в жилых помещениях, а также при предоставлении им жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, не учитывается площадь жилых помещений, которые были получены такими военнослужащими и членами их семей в качестве членов семей других граждан, при условии, если такие военнослужащие и члены их семей не являются нанимателями указанных жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками указанных жилых помещений или членами семьи собственника такого жилого помещения, за исключением случаев, указанных в статье 53 и части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанные во втором предложении настоящего абзаца военнослужащие-граждане также подлежат учёту в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.»

Абзацем 1 пункта 1 статьи 15 76-ФЗ военнослужащим гарантируется предоставление жилья в форме предоставления денежных средств на покупку или строительство жилых помещений, либо предоставления жилья в натуральной форме за счёт средств федерального бюджета.

При этом абзац 13 пункта 1 статьи 15 76-ФЗ закрепляет, что военнослужащие должны признаваться нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса. Вместе с тем, в последнее время получила распространение правоприменительная и судебная практика, в соответствии с которой военным отказывают в признании нуждающимися в связи с тем, что ранее они обеспечивались жильём, как члены семей, в том числе будучи несовершеннолетними, военнослужащих и других граждан, даже при наличии установленных Жилищным кодексом оснований для признания их нуждающимися в жилье и по прошествии пятилетнего срока с момента намеренного ухудшения жилищных условий.

Такая практика основывается на формальном подходе к применению в рассматриваемых случаях положений абзаца 1 пункта 14 статьи 15 76-ФЗ, устанавливающим, что право на обеспечение жилым помещением предоставляется военнослужащим и членам их семей за счёт федерального бюджета один раз. Это положение правоприменители и суды распространяют и на военнослужащих-бывших членов семей других граждан.

По информации Управления по обеспечению деятельности арбитражных и специализированных судов Судебного департамента при Верховном Суде РФ военными судами в 2018 г. рассмотрено 500 дел в отношении военных, уволенных со службы, и членов их семей, имеющих основания для признания нуждающимися в жилье в соответствии со ст. 51 Жилищного Кодекса, которым отказано в обеспечении по причине того, что они ранее были обеспечены жильём в качестве членов семей других граждан. Таким образом, фактически для военнослужащих введено дополнительное основание, не предусмотренное ст. 51 ЖК РФ, по которому они не могут признаваться нуждающимися в жилье, а именно: обеспечение таких военнослужащих жилой площадью в качестве членов семьи других граждан.

Необходимо отметить, что значительная часть военнослужащих по контракту являются потомственными военными, родители которых обеспечивались жильём от государства вместе с членами своих семей. Лишение военнослужащих права на жильё только по той причине, что они являются детьми обеспеченных ранее жильём военнослужащих, без учёта положений ст. 53 и части 8 ст. 57 ЖК РФ, нивелирует такую важную социальную гарантию для военных как право на жильё.

Данная правовая неопределённость неприемлема и проект закона направлен на её устранение для чего и предлагается дополнить абзац 13 пункта 1 статьи 15 76-ФЗ нормой о том, что при признании военных, которые самостоятельно не реализовали своё право на обеспечение жильём в качестве нуждающихся либо не получали денежные средства на приобретение или строительство жилья, не учитывается площадь жилья, которое было получено ими в качестве членов семей других граждан.

Отдельно предлагается закрепить, что указанные военнослужащие также как и другие военные подлежат учёту в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 Жилищного кодекса. Предлагаемые изменения позволят исключить практику применения фразы «право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз», содержащейся во втором предложении первого абзаца пункта 14 статьи 15 Федерального закона о статусе, к случаям, не описанным в первом предложении этого абзаца, и закрепит, что указанные требования распространяются только на военнослужащих, два и более раз поступавших на военную службу и обеспечивавшихся жильём на условиях, установленных в первом предложении рассматриваемого абзаца.

Читать еще:  Сроки рассмотрения обращения граждан в полицию

Законопроект принят к рассмотрению в примерную программу законопроектной работы Госдумы в период осенней сессии 2019 г. Срок представления в Комитет Госдумы по обороне отзывов, предложений и замечаний до 9 сентября 2019 г. Срок подготовки проекта закона к рассмотрению Госдумой в первом чтении – сентябрь 2019 г.

Разъяснение законов о предоставлении жилья военным-контрактникам

01.03.2019, /=РО=/ Жилищные гарантии военнослужащих и условия обеспечения их жилыми помещениями регламентированы в статьях 15 и 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Исходя из положений этих статей, а также Федерального закона накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» по объему жилищных прав военнослужащих можно условно разделить на 3 категории:

1 заключившие контракт о прохождении военной службы (далее — контракт) до 1 января 1998 года;

2 заключившие контракт в период с 1 января 1998 года до 2005 года;

3 заключившие контракт после 1 января 2005 года;

Первая и вторая категория военнослужащих праве рассчитывать на предоставление жилого помещения в натуре либо на получение жилищной субсидии или жилищного сертификата.

При этом первая категория военнослужащих вправе независимо от выслуги лет получить жилые помещения в собственность или по договору социального найма по месту службы, а при увольнении по отдельным основаниям (предельный возраст, болезнь, организационно-штатные мероприятия) при выслуге более 10 лет — по избранному месту жительства.

Вторая категория военнослужащих вправе рассчитывать на предоставление жилищной субсидии или жилого помещения, по выбору в собственность бесплатно или договору социального найма при календарной выслуге более 20 лет, а также при увольнении по отдельным основаниям (предельный возраст, болезнь, организационно-штатные мероприятия) при выслуге более 10 лет. Третья категория военнослужащих подлежит жилищному обеспечению по условиям накопительно-ипотечной системы. При этом права на получение постоянных жилых помещений в собственность или по договорам социального найма такие военнослужащие не имеют.

Одним из условий предоставления жилья, субсидии или ГЖС первой и второй категориям военнослужащих является признание их нуждающимися в жилых помещениях.

Это означает, что в случае наличия у них или членов их семей жилых помещений в собственности либо по договорам социального найма по площади не менее учетной нормы (устанавливается органами местного управления отдельно для каждого населенного пункта) права на жилищное обеспечение за счет государства они не имеют.

При решении вопроса о признании военнослужащих нуждающимися в жилье учитываются площади всех жилых помещений, имеющихся у всех членов семьи на всей территории Российской Федерации.

При этом, поскольку данные правоотношения регулируются Жилищных кодексом РФ, к членам семьи военнослужащего могут относиться не только категории, указанные в ч. 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (супруги, дети, иждивенцы), но и совместно проживающие родители и другие родственники, вселенные в качестве членов семьи (ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса РФ).

Поэтому при решении вопроса о нуждаемости военнослужащих в жилье должна учитываться обеспеченность жильем и этих категорий граждан.

Например, вместе с офицером в квартире помимо супруги и детей в качестве членов семьи живут отец и брат.

При решении вопроса о признании военнослужащего нуждающимся в жилье подлежат учету жилые помещения, находящиеся в собственности или по договорам социального найма не только у офицера, его супруги и детей, но и у отца и брата.

Жилищная субсидия, представляющаяся военнослужащим первой или второй категория, введена с 2014 года и представляет собой единовременную выплату военнослужащему в целях приобретения или строительства жилого помещения.

При определении ее размера учитываются количество членов семьи, общая продолжительность военной службы, а также право на дополнительную площадь.

Например, при выслуге 20 лет и составе семьи 5 человек (супруга и трое детей) размер субсидии составит более 7 млн руб.

Накопительно-ипотечная система обеспечения военнослужащих жильем, регламентирована Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ и представляет собой совокупность персональных условных счетов на каждого военнослужащего, которые пополняются в размерах, предусмотренных бюджетом на соответствующий год и размер от инвестиционной деятельности.

Размеры ежегодных накопительных взносов ежегодно увеличиваются. Использовать денежные средства, накопленные на соответствующих счетах, можно несколькими способами.

Первый вариант — перечисление накопленных денежных средств на счет военнослужащего после того, как его льготная выслуга лет военнослужащего превысит 20 лет либо при увольнении по отдельным основаниям (предельный возраст, болезнь, организационно-штатные мероприятия) и наличии выслуги более 10 лет (в этом случае перечисляются дополнительные денежные средства, дополняющие накопленные), Ограничений по их использованию в дальнейшем не имеется.

Второй вариант — это использование накопленных на счете денежных средств после трех лет участия в системе (предоставление целевого жилищного займа) на приобретение жилья, на внесение первоначального взноса при оформлении ипотечного кредите либо на погашение обязательств уже имеющегося у военнослужащего ипотечному кредиту.

Наиболее часто используемым военнослужащими вариантом получения целевого жилищного займа является тот, при котором уже накопленные средства используются как первоначальный взнос при оформлении ипотечного кредита, а последующие платежи погашаются ежегодными накопительными взносами ФГКУ «Росвоенипотека».

При использовании целевого жилищного займа приобретенное военнослужащим жилое помещение находится в залоге в силу закона, распоряжаться им он сможет при условиях, изложенных в первом варианте использования накопленных денежных средств.

В случае, если военнослужащий приобрел жилье с использованием целевого жилищного займа, однако был уволен до получения права на использование накоплений, он обязан в течение 10 лет вернуть потраченные государством на его жилищное обеспечение денежные средства, а в дальнейшем самостоятельно исполнять обязательства по ипотечному кредиту.

Необходимо особо отметить, что на сумму предоставляемого военнослужащему целевого жилищного займа никакие налоговые вычеты не применяются, поскольку сам военнослужащий фактически никаких расходов не несет.

Кроме того, военнослужащим и членам их семей не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы предоставляются служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах — в других близлежащих населенных пунктах.

В период военной службы военнослужащие имеют право на улучшение жилищных условий также с учетом норм, очередности и льгот, установленных законодательством. В частности, норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения определена статьей 50 Жилищного кодекса РФ.

Жилищное обеспечение военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации

Порядок обеспечения жильем военнослужащих

Особую значимость приобретает обеспечение жильем военнослужащих на современном этапе развития военной организации российского общества, характеризующегося, с одной стороны, оптимизацией структуры Вооруженных Сил, с другой — совершенствованием системы всестороннего обеспечения военнослужащих всем необходимым для выполнения возложенных на них обязанностей.

Под жилищным обеспечением военнослужащих понимается целенаправленная деятельность уполномоченных органов управления и должностных лиц по их снабжению и совместно проживающих с ними членов их семей жилыми помещениями по нормам и в порядке, установленном действующим законодательством.

Общий порядок жилищного обеспечения военнослужащих регулируется статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». На основании этого документа государство гарантирует предоставление военнослужащим и членам их семей жилых помещений. Порядок обеспечения жильем регламентируется приказом министра обороны Российской Федерации № 80 от 15 февраля 2000 г. «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации».

Предоставление военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений жилищного фонда социального использования (по договорам социального найма) осуществляется в соответствии со статьями 51 и 57 Жилищного кодекса РФ. Основания для предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма определяются исходя из уровня обеспеченности их жильем.

На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:

— военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей;

— офицеры, призванные на военную службу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации, а также офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей;

— прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.

Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В нем оговаривается порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

За военнослужащими, обеспечиваемыми служебными жилыми помещениями, на первые пять лет военной службы по контракту (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) сохраняется право на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу.

Читать еще:  Юриспруденция гражданско правовой профиль кем работать

Военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются бесплатно жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности. Это жилье они получают на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в собственность или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется по их желанию право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо на получение ими земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов.

Жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Военнослужащим и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения или общежития.

В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих

С 1 января 2005 года вступила в действие накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих, правовые основы которой определены Федеральным законом № 117-ФЗ от 20 августа 2004 года «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».

Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих — совокупность правовых, экономических и организационных отношений, направленных на реализацию прав военнослужащих на жилищное обеспечение.

Основными задачами новой системы обеспечения военнослужащих жильем являются:

1. Перевод обязательств государства перед военнослужащими в жилищной сфере из натуральной формы (предоставление квартиры) в денежную, что позволит расширить их возможности самостоятельно принимать решения по выбору места проживания, качеству и размеру приобретаемого жилья.

2. Возможность приобретения жилья в собственность уже через три года участия в ипотечно-накопительной системе за счет ипотеки.

3. Переход от обеспечения военнослужащих за счет государства отдельными квартирами к накоплению денежных средств для приобретения жилья в собственность по избранному месту жительства.

4. Стабилизация и закрепление военных кадров, прежде всего офицеров, на основе стимулирования военнослужащих в продолжении военной службы.

Решение этих задач основывается на следующих принципах:

а) действие накопительно-ипотечной системы распространяется на сержантов и старшин, солдат и матросов, заключивших второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 года, изъявивших желание стать участниками накопительно-ипотечной системы. Основанием для включения военнослужащего в реестр участников является выполненное в письменной форме обращение о включении его в реестр участников;

б) ежегодное перечисление денежных средств на именные накопительные счета военнослужащих для приобретения жилья; объем ежегодных начислений эквивалентен примерно 3 кв. метрам жилого помещения. При этом он будет ориентирован с учетом индексации по инфляции на накопление средств, достаточных для приобретения через 20 лет службы квартиры общей площадью 54 квадратных метра;

в) если военнослужащий увольняется до достижения 10 лет выслуги, то он теряет право на получение накопленных средств. В период между 10 и 20 годами службы в случае увольнения по уважительной причине (организационно-штатные мероприятия, состояние здоровья и др.) военнослужащий имеет право получить накопленные средства для решения жилищного вопроса самостоятельно;

г) накопленные средства по желанию военнослужащего могут быть использованы по истечении трех лет после его включения в накопительно-ипотечную систему для приобретения жилья в собственность с использованием целевого жилищного займа (ипотечного кредита). Кредит предоставляется банком под залог приобретаемого жилья. При этом процесс накопления средств продолжается, постепенно погашая полученный ипотечный кредит. Если и после погашения кредита военнослужащий продолжает службу, то за счет вновь накопленных средств он может повысить комфортность и размеры приобретенного жилья.

К участникам накопительно-ипотечной системы относятся следующие военнослужащие:

1) лица, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера с 1 января 2005 года, при этом указанные лица, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, могут стать участниками, изъявив такое желание;

2) офицеры, призванные на военную службу из запаса или поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса и заключившие первый контракт о прохождении военной службы с 1 января 2005 года;

3) прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет три года, с 1 января 2005 года, при этом указанные лица, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, могут стать участниками, изъявив такое желание;

4) сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 года, изъявившие желание стать участниками накопительно-ипотечной системы;

5) лица, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования в период после 1 января 2005 года до 1 января 2008 года и получившие первое воинское звание офицера в процессе обучения, могут стать участниками, изъявив такое желание;

6) лица, получившие первое воинское звание офицера в связи с поступлением на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера с 1 января 2005 года, при этом указанные лица, получившие первое воинское звание офицера до 1 января 2008 года, могут стать участниками НИС, изъявив такое желание;

7) военнослужащие, получившие первое воинское звание офицера в связи с назначением на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, с 1 января 2005 года, общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет менее трех лет, при этом указанные лица, получившие первое воинское звание офицера до 1 января 2008 года, могут стать участниками, изъявив такое желание;

8) военнослужащие, окончившие курсы по подготовке младших офицеров и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера с 1 января 2005 года, общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет менее трех лет, при этом указанные лица, получившие первое воинское звание офицера до 1 января 2008 года, могут стать участниками, изъявив такое желание.

Возможность приобретения военнослужащим жилья в собственность с использованием инструментов ипотечного кредитования в любое время по истечении трех лет участия в накопительно-ипотечной системе, не дожидаясь окончания срока службы, а также выбора месторасположения и размера жилья, является одной из новых форм реализации военнослужащим права на жилище.

Перевод обязательств государства перед военнослужащими в жилищной сфере из натуральной формы (предоставление квартиры) в денежную форму расширит возможности военнослужащих самостоятельно принимать решения по выбору места проживания, качеству и размеру приобретаемого жилья.

Методические рекомендации

Учитывая, что рассматриваемая тема занятия интересует почти всех слушателей, руководителю группы общественно-государственной подготовки необходимо подойти к изучению материала творчески. Желательно построить занятие таким образом, чтобы в ходе его проведения рассказать слушателям о сложившейся ситуации с обеспечением военнослужащих жилыми помещениями в гарнизоне, в котором они проходят службу.

Раскрывая первый вопрос лекции, необходимо заострить внимание слушателей на том, что военнослужащие, подлежащие обеспечению жилыми помещениями, делятся на тех, кто заключил контракт до 1 января 1998 года, и на тех, кто заключил его после этой даты. Важно разъяснить слушателям, в чем отличие этих категорий военнослужащих.

Рекомендуется в ходе занятий досконально раскрыть сущность всех программ: ГЖС, НИС.

При освещении второго вопроса важно подробно рассказать слушателям о механизме действия ипотеки.

Входе проведения семинарских занятий следует ответить на интересующие вопросы слушателей и, если есть возможность, пригласить на занятие представителей жилищной комиссии войсковой части и специалистов, которые занимаются вопросами организации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в части.

Рекомендуемая литература:

1. Федеральный закон № 76-ФЗ от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих».

2. Федеральный закон № 117-ФЗ от 20 августа 2004 г. «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».

3. Приказ министра обороны РФ № 80 от 15 февраля 2000 г. «О порядке обеспечения жилыми помещениями в ВС РФ».

4. Гладких А., Хачатрян А., Жилищное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих // Ориентир. — 2009. — №7.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector