Содержание

Типовое положение о закупках по 223 фз на 2018 год

Как изменить положение о закупках к 1 января 2019 года по Закону № 223-ФЗ

До конца 2018 года все заказчики, работающие по Закону № 223-ФЗ, обязаны привести свои положения о закупках в соответствие с изменениями, которые были внесены Федеральным законом от 31.12.2017 № 505-ФЗ. Как отразить эти изменения в положении и при этом сохранить привычную работу с закупками – расскажем в статье.

Конкуренция формальная и фактическая

В новой редакции Закона № 223-ФЗ повсеместно фигурирует термин «конкурентная закупка», и его необходимо грамотно отразить в новой редакции положения. Для этого нужно понимать суть термина.

В смысле Закона № 223-ФЗ конкурентная закупка значит не то же самое, что в привычном нам понимании. Прежде всего, к реальной конкуренции этот термин никакого отношения не имеет. Допустим, в одну закупку пробились всего два поставщика, а в другой участвуют десять — и всё в терминах обновлённого закона, только первая будет называться «конкурентной». При этом сам Закон № 223-ФЗ проводит однозначное разграничение между неконкурентной закупкой и закупкой у единственного поставщика. А значит, соревнование между потенциальными поставщиками подразумевается и в «конкурентной», и в «неконкурентной» закупке.

Рекомендуем дистанционный онлайн-курс « Участие в государственных, корпоративных и регламентированных закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ ». Профпереподготовка, 256 ак.часов Что же отличает конкурентную закупку от всех остальных? Для того, чтобы назваться таковой по правилам Закона № 223-ФЗ, закупка должна отвечать одновременно всем требованиям ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ. В частности, в закупочной документации нельзя указывать товарный знак без оговорки об эквиваленте, кроме закрытого перечня случаев, прямо указанных в п. 3 ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

При этом Закон № 223-ФЗ не указывает на то, какой объём закупок заказчик обязан проводить с использованием способов, именованных как «конкурентные». А значит, что даже при условии проведения лишь пресловутых 15% закупок с участием МСП конкурентными способами (в этом случае у заказчика выбора нет), требования закона не будут нарушенными.

Как использовать неторговые способы закупки в 2019 году

Никто не запрещает заказчику проводить т.н. «неконкурентные» закупки в электронной форме. Как же сохранить возможность использовать привычные неторговые способы закупки после 1 января 2019 года? Радикально переписывать соответствующие главы положения о закупках для этого не придётся — но только при условии, что заказчик внимательно отнесётся к обновлению их терминологии.

Во-первых, из названия неторговых способов закупки, которые с 1 января 2019 года буду именоваться «неконкурентными», необходимо исключить те термины, которые новой редакцией Закона № 223-ФЗ зарезервированы для конкурентных закупок. Это «запрос предложений», «запрос котировок», «конкурс» и «аукцион». Речь идёт именно про термины. Большинство заказчиков пользуются как раз запросом предложений и запросом котировок. И если они желают сохранить их в своей закупочной работе, то запрос котировок придётся переименовать в «запрос цен» (что, кстати, является более корректным термином с содержательной точки зрения), а запрос предложений — в «многокритериальное сопоставление» или «сопоставление предложений».

Во-вторых, из тех глав положения о закупках, в которых описываются эти способы, необходимо исключить упоминания о конкуренции. И здесь тоже речь идёт только о терминах. Разумеется, фактическая конкуренция при проведении таких закупок сохраняется, вот только в официальных документах заказчика для её обозначения теперь придётся использовать термин «соревнование» или «состязание». Собственно, переименованные закупки теперь и будут именоваться не неторговыми конкурентными, а неторговыми состязательными.

В-третьих, желательно исключить из тех глав, которые посвящены неконкурентным закупкам, требования, установленные Законом № 223-ФЗ исключительно для конкурентных закупок:

  • запрет на ценовое и неценовое соревнование в режиме реального времени (в рамках конкурентных закупок оно допустимо лишь для аукциона);
  • запрет на указание товарного знака без оговорки об аналоге;
  • обязательное выделение первой и второй частей заявок с запретом на указание сведений об участнике закупки в первой части заявки;
  • обязательное составление протокола по итогам каждого этапа закупки.

Кстати, некорректное именование каждого элемента закупки «этапом» также является отличительным признаком конкурентной закупки, а потому при регламентации неконкурентных способов предпочтительно пользоваться классическими терминами «элемент» или «стадия», если только речь не идёт собственно о первом этапе двухэтапной закупки.

Наконец, необходимо обратить внимание на то, что новеллами Закона № 223-ФЗ именно для целей этого закона запрос котировок и запрос предложений были отнесены к торгам. Соответственно, заказчик не имеет права отказываться от их проведения после завершения приёма заявок и обязан признать несостоявшейся закупку, в «финале» которой осталась лишь одна заявка. Оба эти ограничения прямо прописаны в Законе № 223-ФЗ. И обоих следует избегать при описании неконкурентных состязательных закупок.

«Конкурентные» закупки в новом смысле этого слова

Выше мы говорили по большей части о терминах. Содержательная часть норм, посвящённых классическим неторговым закупкам (теперь именуемым неконкурентными состязательными), остаётся неизменной, поскольку базируется не на изменённых частях Закона № 223-ФЗ, а прежде всего на требованиях Гражданского кодекса РФ и Закона «О защите конкуренции».

Но к 1 января 2019 года заказчику необходимо дополнить своё положение о закупках и нормами о тех способах, которые теперь именуются «конкретными» — даже если на практике он ими пользоваться не собирается. Главы «Конкурс», «Аукцион», «Запрос котировок» и «Запрос предложений» в положении о закупках появиться обязаны.

Юридико-технически можно с равным успехом избрать один из двух следующих методов: копировать требования Закона № 223-ФЗ в каждую из этих глав или же объединить все четыре главы в раздел «Конкурентные способы закупки», в общей части которой и будут один раз указаны все эти требования. Во втором случае каждая из глав будет содержать по две-три небольших статьи с указанием минимальных сроков на сбор заявок и принцип выбора победителя (их нужно перекопировать из пунктов 16–23 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ).

Какие общие требования к конкурентным закупкам необходимо включить в положение о закупке?

  1. Запрет на указание товарного знака без оговорки об аналоге (ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).
  2. Обязанность заказчика дать ответ на запрос разъяснений в течение трёх рабочих дней (части 2–4 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).
  3. Требование о предельном размере обеспечения заявки (ч. 27 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).
  4. Запрет на отказ от проведения конкурентной закупки после окончания срока подачи заявок (ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).
  5. Требование об обязательном использовании только усиленной квалифицированной электронной подписи при проведении конкурентной закупки в электронной форме (ч. 5 ст. 3.3 Закона № 223-ФЗ).
  6. Требование к участнику конкурентной закупки в электронной форме направлять разными файлами первую и вторую части своей заявки, а цену указывать отдельно в интерфейсе электронной площадки (части 10 и 12 ст. 3.3 Закона № 223-ФЗ). При этом в первой части запрещено указывать сведения об участнике закупке, во второй — сведения об условиях поставки, а цену запрещено указывать в обоих частях.

Рассмотрение частей заявки при проведении конкурентной закупки в электронной форме происходит по схеме электронного аукциона из Закона № 44-ФЗ: сперва заказчик знакомится с условиями поставки, указанными в первой части заявки, затем узнаёт цену и только после этого — имя потенциального победителя. Этот порядок тоже лучше закрепить в положении о закупках. Там же стоит ввести запрет на использование таких критериев сопоставления заявок, как, например, опыт работы: ведь сопоставлять заявки закупочная комиссия имеет право лишь при рассмотрении первых частей заявок, а сведения об опыте работы имеет право получить только при рассмотрении вторых частей.

На самом деле, если заказчик назвал свою закупку конкурентной, то все эти ограничения будут действовать для заказчика автоматически в силу прямого указания Закона № 223-ФЗ. И в этом смысле копирование их в положение о закупках является бессмысленным. Но если этого не сделать, то после 1 января 2019 года можно получить обвинение в том, что корпоративное положение о закупках не приведено в соответствие с новеллами Закона № 223-ФЗ — а значит и обязанность проводить все закупки по Закону № 44-ФЗ.

Логично прописать случаи проведения каждого из способов закупки. Эти случаи можно указать как в главах, посвящённых каждому отдельному способу, так и в общей части положения о закупках. Например, «все закупки на сумму свыше 100 млн рублей проводятся с использованием конкурентных способов закупки, а в том случае, если начальная (максимальная) цена закупки превышает 500 млн рублей, то заказчик проводит такую закупку посредством конкурса или аукциона».

Раз основной формой проведения конкурентных закупок в Законе № 223-ФЗ названа электронная форма, то в новом разделе стоит прописать ситуации, при наличии которых конкурентная закупка проходит в «бумажной» форме. Это может быть список, аналогичный списку оснований для проведения закупки у единственного поставщика.

Кроме того, в разделе «Конкурентные закупки» необходимо прописать состав информации, включаемой заказчиком в следующие протоколы:

  • Протокол предварительного этапа многоэтапной закупки.
  • Протокол предварительного квалификационного отбора.
  • Протокол вскрытия конвертов.
  • Протокол оценки и сопоставления заявок.
  • Протокол переторжки.
  • Протокол сопоставления окончательных предложений об условиях поставки.
  • Итоговый протокол закупок.

По Закону № 223-ФЗ заказчик обязан составлять протоколы во всех перечисленных выше случаях. Однако требования к содержанию нормами самого Закона предусмотрены лишь для последнего вида в ч. 14 ст. 3.2.

Читать еще:  Форма доверенности на получение денег от организации

Закупки с участием малого бизнеса

Если заказчик обязан оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства на основании Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, то в его положении о закупках, скорее всего, есть отдельная глава о таких закупках. Не отменяя всех тех норм, которые включены в эту главу на основании указанного Постановления — например, нормы об ограничении предельных размеров обеспечения заявки или обеспечения контракта, нормы о сроках расчётов по договору и т.п. — заказчику необходимо в 2018 году пересмотреть регламентацию алгоритма тех закупок, которые проводятся с участием исключительно СМПС. И сделать это необходимо не 31 декабря, а к 1 октября.

Учтите, конкурентные закупки с участием исключительно МСП проводятся теперь только в электронной форме и только на площадках, указанных Правительством РФ.

При регламентации способов конкурентных закупок с участием исключительно МСП заказчик не имеет право на нормотворчество и фактически обязан просто скопировать ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ.

Однако и это копирование нужно проводить с осмотрительностью. Например, заказчик не может изменить порядок проведения закупки, предписанного ему этой статьёй, однако может отказаться от тех её фрагментов, которые указаны в качестве факультативных. Особенно это важно при решении вопроса об использовании двухэтапных конкурсов, предусмотренных ст. 3.4: например, невозможно при проведении такого двухэтапного конкурса в порядке п. 2 ч. 4 ст. 3.4 не нарушить требования ч. 22 той же статьи.

В разделе, касающемся закупок у МСП, стоит упомянуть и о спецсчетах, которые участники таких закупок обязаны использовать для обеспечения своих заявок посредством резервирования денежных средств. Однако куда важнее указать то, что при использовании такого критерия, как отсрочка платежа, не учитывается значение более 30 дней: ведь согласно Постановлению № 1352, заказчик в любом случае обязан будет рассчитаться с поставщиком из числа МСП именно за 30 календарных дней.

Вообще, чем меньше критериев оценки заказчик будет использовать при проведении такой закупки, тем лучше. Идеальный способ закупки у МСП согласно новой редакции Закона № 223-ФЗ — это простейший одноэтапный аукцион, максимально приближенный к алгоритму Закона № 44-ФЗ.

Типовое положение о закупках по 223 фз на 2018 год

Установите требования к заявкам заказчиков. Учтите правила обеспечения заявок. Перечислите этапы конкурентных закупок среди МСП. Заказчик вправе разбить конкурс на пять этапов, а в аукцион и запрос предложений включить квалификационный отбор. Закрепите такое право в положении, а в документацию конкретной закупки этапы включайте на свое усмотрение. Однако если включили, то соблюдайте последовательность. При этом этапы не должны повторяться.

Пример: о закупках у малого и среднего бизнеса «Роскартография» выделила в положении раздел о закупке среди МСП. Правила закупки заказчик взял из статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ.
Заказчик описал, какими способами проводить закупки среди МСП, указал сроки для публикации извещения.

В аукцион и запрос предложений заказчик вправе включить этап квалификационного отбора. В конкурсе среди МСП выделили пять этапов.

Заказчик описал правила, по которым оператор электронной площадки обязан проводить аукцион среди МСП.

Отдельно заказчик прописал требования к обеспечению заявок, которое предоставляют участники закупок среди МСП.

В положении заказчик описал состав заявок в зависимости от способа конкурентной закупки.

Договор стороны заключают на электронной площадке. Порядок заказчик описал отдельным пунктом положения.

Требования к закупкам среди МСП заказчик прописал в разделе 18 положения о закупке.

Требования к извещению и документации

  • краткое описание предмета закупки согласно части 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ;
  • формулу цены или цену единицы продукции, а также максимальную цену договора (если нельзя рассчитать НМЦД);
  • порядок и сроки подачи заявок, порядок, в котором подведете итоги конкурентной закупки (или этапов закупки);
  • адрес электронной площадки при конкурентной закупке в электронной форме.
  • формулу цены или цену единицы продукции, а также максимальную цену договора (если нельзя рассчитать НМЦД);
  • порядок, в котором подведете итоги закупки;
  • требования к участникам закупки, к субподрядчикам и перечень документов, которыми подтвердят, что отвечают требованиям. Напишите требования и документы при закупке работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, закупке товаров, работ, услуг, которые связаны с использованием атомной энергии.
  • описание предмета закупки согласно части 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Порядок, в котором меняете извещение и документацию

В положении о закупке напишите, что вправе изменить извещение или документацию конкурентной закупки. Когда внесете правки, продлите срок подачи заявок. Между датами, когда опубликовали изменения и когда завершите принимать заявки, оставьте не менее половины срока подачи заявок согласно положению. Об этом сказано в части 11 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.

Например, заказчик разместил извещение об электронном аукционе 1 августа. Заявки принимает 20 календарных дней, то есть до 22 августа. 17 августа опубликовали в ЕИС правки извещения. Продлить прием заявок необходимо минимум на 11 дней, так как принимать заявки согласно положению необходимо 20 календарных дней. Заказчик продлил срок приема заявок на 11 дней – до 29 августа.

Требования к участникам

  1. Участник отвечает требованиям законодательства к лицам, которые поставляют товар, выполняют работы или оказывают услуги по договору. Например, у претендента должна быть лицензия или он должен состоять в СРО.
  2. Участник – юрлицо не ликвидируется, арбитражный суд не признал участника банкротом.
  3. Деятельность участника на день подачи заявок не приостановили.
  4. Сведений об участнике нет в реестре недобросовестных поставщиков.
  5. Участник обладает исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если по договору заказчик приобретает права на такие результаты. Исключение – договоры, по которым исполнитель создает произведения литературы или искусства, а также договоры на финансирование проката и показа национального фильма.
  1. Квалификация участника, в том числе опыт работы по аналогичным договорам.
  2. Наличие у претендента материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Обеспечение заявки при конкурентной закупке

  • денежный залог;
  • банковская гарантия;
  • другой способ по Гражданскому кодексу.

Кроме банковской гарантии и залога, обеспечить обязательства возможно неустойкой, удержанием вещи, поручительством, задатком, обеспечительным платежом или другим способом (п. 1 ст. 329 ГК).
При закупке среди МСП участники обеспечивают заявку только денежным залогом или банковской гарантией. Напишите это в положении о закупке.

Внимание: требуйте обеспечить заявки только при НМЦД выше 5 млн руб. включительно. Установите обеспечение не более 5 процентов НМЦД. Размер обеспечения при закупках у МСП не должен превышать 2 процентов НМЦД. Об этом сказано в части 27 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ и в пункте 23 положения из постановления Правительства от 11.12.2014 № 1352.
В положении напишите, в какие сроки вернете обеспечение. Перечислите случаи, когда обеспечение не вернете или потребуете выплату по гарантии.

Пример: требования к обеспечению заявки «Роскартография» в положении предусмотрела условия обеспечения заявки при закупке у МСП:

Для закупок на общих основаниях требования такие:

Заказчик не вернет обеспечение в двух случаях:

Правила обеспечения заявок описаны в части 25 статьи 3.2 и части 12 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ. Подробнее читайте в рекомендации.

Порядок работы комиссии по закупкам

Напишите в положении, что победителей конкурентной закупки выбирает закупочная комиссия. Опишите порядок, в котором создадите комиссию. Возьмите за основу порядок из Закона № 44-ФЗ или разработайте собственные правила. Требование создать комиссию установлено в части 8 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ.

Напишите, правила, по которым работает комиссия:

  • сколько участников необходимо для кворума;
  • какие решения принимает комиссия;
  • как комиссия оформляет решения.

Пример: раздел о закупочной комиссии в положении о закупке
В типовом положении правительство Самарской области перечислило, как заказчики создают комиссии.
Заказчик создает комиссию до начала закупки. В решении о создании комиссии определяет порядок работы комиссии и персональный состав, права и обязанности членов комиссии, назначает председателя. Возглавляет комиссию руководитель организации заказчика или заместитель. Вместо них руководить вправе представитель ГРБС.

Заказчик вправе создать единую комиссию или отдельные комиссии для каждого способа конкурентной закупки. Количество членов комиссии – не менее пяти человек. В состав комиссии не обязательно включать только штатных сотрудников. Комиссию заказчик формирует преимущественно из лиц, которые прошли профессиональную подготовку или повысили квалификацию в сфере закупок, а также со специальными знаниями по предмету закупки. Кроме того, в состав комиссии включают представителя ГРБС.

В состав комиссии нельзя включать лиц, которые лично заинтересованы в результатах закупки. Например, в комиссии не могут работать супруги или родственники участников закупки.

Комиссия принимает решение большинством голосов. Заседание правомочно, только если есть кворум – не менее 50 процентов от общего состава. Комиссия принимает решения:

  • допускает участника к закупке или отказывает;
  • выбирает победителя закупки;
  • признает закупку несостоявшейся.

Протокол по итогам заседания подписывают все члены комиссии.

Такие правила перечислены в пунктах 2.1.1–2.1.8 типового положения из постановления правительства Самарской области от 16.02.2017 № 99.

Требования к протоколам

Учтите в положении два вида протоколов конкурентной закупки. Первый – протокол, который комиссия составляет в ходе закупки или по этапу закупки. Второй – итоговый протокол. Напишите, какие сведения включите в протокол для каждой закупки отдельно, либо выделите блок с полной информацией о протоколах.

Например, напишите так:

Требования к протоколам перечислены в частях 13 и 14 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ. Какие сведения включить в протоколы, читайте в рекомендации.

Заключение договоров

Напишите в положении сроки, в которые заключите договор по результатам конкурентной закупки. Стороны вправе подписать договор не ранее чем через 10 и не позднее чем через 20 календарных дней с даты, когда заказчик разместит в ЕИС итоговый протокол закупки.

Перечислите исключения из сроков:

  1. Необходимо получить одобрение органа управления заказчика.
  2. Участник, региональная власть или корпорация МСП обжалуют закупку.

В этих случаях сделку заключите в течение пяти календарных дней с даты, когда получите одобрение или ФАС вынесет решение. Об этом сказано в части 15 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ.
Опишите порядок, в котором заключите договор: когда передадите проект победителю, в какой срок он обязан подписать документ и вернуть заказчику. Например, в положении для нижегородских заказчиков указано:

Читать еще:  Существенный недостаток технически сложного товара это

Перечислите случаи, когда вправе заключать договоры с несколькими участниками конкурентной закупки. Опишите порядок заключения таких договоров. Если не внесете эти сведения в положение, то заключать сделку с несколькими участниками по результатам одной конкурентной закупки не вправе. Вывод следует из части 28 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ.

Например, самарские заказчики вправе заключить с несколькими заказчиками договоры на закупку двух и более поисковых научно-исследовательских работ. Условие необходимо предусмотреть в документации. Об этом сказано в абзаце 3 пункта 4.1.3.5 типового положения из постановления правительства Самарской области от 16.02.2017 № 99.

Ежемесячная отчетность

Измените в положении сведения об отчетах, которые размещаете в ЕИС. Напишите, что до 10 числа каждого месяца публикуете в ЕИС сведения о количестве и стоимости договоров по результатам всех закупок, закупок у едпоставщика, а также договоров с едпоставщиком по результатам несостоявшейся закупки. Такое правило установлено в части 19 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.

Размещать ежемесячный отчет о закупках у МСП после 1 июля 2018 года не нужно. Если включали обязанность отчитываться в положение, то удалите этот пункт. Если оставите, то согласно положению о закупке обязаны отчитываться. В этом случае, если не разместите отчет, сотрудник заплатит штраф от 30 000 до 50 000 руб., организация – от 100 000 до 300 000 руб. Об этом сказано в части 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ и в части 5 статьи 7.32.3 КоАП.

Внимание: пункт о ежемесячной отчетности по закупкам у МСП удаляйте только после 1 июля. До 1 июля отчет обязателен.
Новые правила действуют с 1 июля 2018 года. Однако предусмотрен переходный период. Измените, утвердите и опубликуйте в ЕИС положение о закупке до 1 января 2019 года. Применяйте правила, как только опубликуете измененное положение. Если не разместите положение до 1 января 2019 года, будете работать по Закону № 44-ФЗ до тех пор, пока не опубликуете исправленное положение в ЕИС. Об этом сказано в части 5.1 статьи 8 Закона № 223-ФЗ и в части 3 статьи 4 Федерального закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ.

Юридические услуги опытных юристов и адвокатов

Как оформить положение о закупках по 223-ФЗ

Образец положения об отделе закупок по 223 ФЗ — это свод норм и правил, в соответствии с которыми заказчик и приобретает товары, работы, услуги по 223 ФЗ. Документ стандартизирует закупочную деятельность заказчика и является обязательным.

Для чего нужно положение о закупках по 223 ФЗ

Закупочная деятельность в рамках 223 ФЗ регулируется не только законом о закупках отдельными видами юридических лиц и подзаконными актами, но и таким внутренним нормативом заказчика, как положение о закупках. Закон о контрактной системе строго регулирует деятельность заказчика, устанавливая правила относительно всех госзакупок и их результатов. Поэтому положение о закупках по 44 ФЗ не нужно — закон жестко контролирует заказчиков, регламентируя каждый шаг процедуры от планирования до момента заключения контракта. А вот законодательство о закупках отдельными видами юридических лиц более гибкое, многие моменты описаны достаточно свободно. Поэтому заказчику необходим внутренний стандарт, который бы нормировал закупочную деятельность исходя из потребности организации и при этом не шел в разрез с действующими законами. Положение по 223 ФЗ для бюджетных учреждений на 2019 год с изменениями содержит:

  • правила подготовки и осуществления электронных и бумажных закупочных процедур;
  • возможные способы определения поставщика;
  • особенности заключения и исполнения договоров по результатам заказов;
  • порядок ведения договорных отношений с единственными поставщиками;
  • прочие важные аспекты проведения торгов по 223 ФЗ.

Помимо общего стандарта, заказчикам рекомендуется разработать документ и об отделе закупок, в котором будут четко определены полномочия сотрудников, которые отвечают за проведение торгов по 223 ФЗ. Этот документ должен аккумулировать права и обязанности работников отдела закупок и определять ответственность за нарушение законодательства и несоблюдение требований основного норматива о закупочной деятельности.

Порядок согласования и размещения

Порядок согласования напрямую зависит от организационно-правовой формы учреждения, выступающего в роли заказчика (ч. 3 ст. 2 223-ФЗ). Выбор инстанции, которая согласовывает положения по 223 ФЗ, зависит от ОПФ:

  • для госкорпораций или государственных компаний необходимо согласование высшего управленческого органа (ФЗ № 7 «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996);
  • в государственных и муниципальных унитарных предприятиях документ утверждают непосредственно руководители (ФЗ № 161 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002);
  • для автономных учреждений согласующим органом выступает наблюдательный совет (ФЗ № 174 «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006);
  • в акционерных обществах документ утверждается решением совета директоров, общего собрания или иным коллегиальным исполнительным органом (ФЗ № 208 «Об акционерных обществах» от 26.12.1995);
  • в обществах с ограниченной ответственностью документацию согласовывает общее собрание участников, совет директоров или коллегиальный исполнительный орган (ФЗ № 14 «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998);
  • для документов государственных и муниципальных бюджетных учреждений необходимо согласование учредителя (ФЗ № 7 «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996);
  • у публично-правовых компаний утверждением стандарта занимается наблюдательный совет (ФЗ № 236 «О публично-правовых компаниях» от 03.07.2016).

После подписания положение о закупках товаров, работ, услуг по 223 ФЗ нужно разместить в Единой информационной системе в 15-дневный срок. Стандарты заказчиков находятся в открытой части сайта, поэтому доступны для ознакомления всем пользователям ЕИС. Заказчик вправе разместить документ и на своем официальном сайте.

Требования к структуре и содержанию

Документ заказчика нужно составлять в полном соответствии с законом о закупках отдельными видами юридических лиц 223 ФЗ от 18.07.2011 и о защите конкуренции 135 ФЗ от 26.07.2006. Учитываются и нормативы Федеральной антимонопольной службы — «Стандарт осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц». Ключевая задача заказчика — разработать такие правила, которые будет полностью регулировать его деятельность в области заказа. Норматив должен соответствовать главным принципам по отношению к участникам торгов:

  • равноправие;
  • справедливость;
  • отсутствие дискриминации;
  • необоснованное ограничение конкуренции.

В состав положения целесообразно включить разделы:

  • терминология;
  • цели и принципы осуществления закупок;
  • порядок утверждения документа;
  • регламент внесения изменений;
  • плановая деятельность;
  • внесение изменений в план закупок;
  • способы определения исполнителей;
  • подготовка к торгам;
  • разработка и утверждение документов заказа;
  • порядок описания объекта;
  • критерии оценки;
  • требования к поставщикам;
  • правила проведения торгов;
  • осуществление контроля заказа;
  • возможность обжалования результатов;
  • условия договора;
  • обязательства и ответственность сторон;
  • ведение отчетов по 223 ФЗ;
  • порядок хранения документации.

Применение типовых положений

Подведомственные учреждения могут использовать типовые положения о закупках, разработанные и утвержденные вышестоящими организациями. Ответственными за формирование типовых регистров выступают органы исполнительной власти федерального, регионального или муниципального уровней. Они утверждают не только типовые стандарты, но и список учреждений, которые обязаны их применять (ч. 2.1, 2.2 ст. 2 223-ФЗ). Некоторые разделы типовых стандартов используются в обязательном порядке всеми государственными и муниципальными заказчиками (ч. 2.3 ст. 2 223-ФЗ):

  • порядок подготовки и проведения заказов;
  • выбор способа определения поставщика в зависимости от объекта торгов;
  • сроки подписания договоров после определения победителя по итогам госзакупок.

Эти разделы должны быть приведены в стандартах ГУП и МУП, бюджетных и автономных организаций. В регистрах надлежит прописывать и правила осуществления закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с нормами ПП РФ № 1352 от 11.12.2014.

То же самое нужно сделать, если изменится типовое положение о закупках по 223 ФЗ на 2019 год с июля 2019 года. 31 июля начнет действовать 70 ФЗ от 01.05.2019, который изменит правила обращения с деньгами, которые подарены, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования) или полученные по завещанию. Такие средства можно будет тратить по 223 ФЗ. Главное, чтобы прописали право на это в положении о закупке. Изменить можно до 01.10.2019.

Когда размещать в ЕИС

Образец положения о закупках по 223 ФЗ с июля 2019 года, составленный с учетом типовых изменений, специалист заказчика должен утвердить и разместить в ЕИС в течение 15 дней после внесения корректив. Есть и специальные сроки для публикации положения о закупке. Его нужно выложить в течение трех месяцев со дня:

  • регистрации, если только создали заказчика (ч. 5 ст. 8 223-ФЗ);
  • получения уведомления о том, что изменилась совокупная доля госучастия в уставном капитале, если 223 ФЗ стал распространяться в итоге таких трансформаций (ч. 6 ст. 8 закона № 223-ФЗ).

Заказчика, который нарушил сроки, оштрафуют от 10 000 до 30 000 руб. Должностное лицо, которое нарушило сроки публикации изменений в положение о закупках, оштрафуют на сумму от 5000 до 10 000 руб. (ч. 4, 6 ст. 7.32.3 КоАП).

Где найти типовые положения

Все актуальные типовые и стандартные положения заказчиков различных типов, отраслей и организационно-правовых форм можно изучить в Единой информационной системе в открытом доступе абсолютно бесплатно. Для этого пользователь переходит на официальный сайт ЕИС и в контекстном меню выбирает раздел «Планирование». Все стандарты организаций-заказчиков будут представлены именно там.

Типовое положение РАН

Типовой стандарт РАН разработан Министерством науки и высшего образования (Приказ № 949 от 07.11.2018) в качестве реализационной меры по выполнению требований ч. 3 ст. 4 505-ФЗ и поручения Правительства РФ № ТГ-П8-7573 от 01.11.2018. Он регламентирует закупочную деятельность организации-заказчика, которым в данном случае выступает Российская академия наук.

Положение о закупке по новым правилам

Положение о закупке — это документ, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Федерального законаот 18.07.2011 г. N 223-ФЗ, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положения о закупке должны быть приведены в соответствие с требованиями Федерального закона N 223-ФЗ, утверждены и размещены в единой информационной системе не позднее 01.01.2019 г. (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ).

Однако следует учесть и другой фактор: до 01.10.2018 г. государственные, муниципальные унитарные предприятия вправе изменить и (или) утвердить положение о закупке и план закупки для осуществления закупок в 2018 г., предусмотренных без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ч.12 ст.8 Федерального закона N 223-ФЗ, в ред. Федерального закона от 29.06.2018 г. N 174-ФЗ).

Читать еще:  Типовой договор безвозмездного пользования нежилым помещением

По новым правилам в своих положениях заказчики должны предусмотреть два вида закупок — конкурентные и неконкурентные.

Конкурентные закупки можно проводить в виде конкурсов, аукционов, запросов предложений, запросов котировок. Заказчик вправе продумать иные конкурентные способы, если они будут соответствовать положениям Федерального закона N 223-ФЗ. Если заказчик не установит иное правило, возникает обязанность проводить все конкурентные процедуры на электронных площадках. Конкурентные закупки, в которых могут участвовать исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства, следует проводить только в электронной форме.

Заказчикам необходимо прописать порядок проведения конкурентной закупки. Например, участники смогут направлять запросы о разъяснении положений документации. В течение трех рабочих дней с даты их поступления заказчик должен дать ответ и разместить его в ЕИС с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил запрос. Заказчик сможет отменить конкурентную закупку до окончания срока подачи заявок. По истечении этого срока и до заключения договора отменить конкурентную закупку можно будет только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы.

Отдельно Федеральным законом N 223-ФЗ установлены порядок проведения конкурентной закупки в электронной форме и особенности ее проведения среди субъектов малого и среднего предпринимательства. Такие закупки будут проводиться на электронной площадке. Список электронных площадок утвержден Распоряжением Правительства РФ от 12.08.2018 N 1447-р.

В положение о закупке необходимовнести способы проведения неконкурентной закупки, а также порядок проведения и исчерпывающий перечень случаев закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Законом закреплены правила описания предмета закупки (ч.6.1 ст.3 Федерального закона N 223-ФЗ). В частности, в документации надо будет указать его функциональные, технические и качественные, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости). Если в описании предмета закупки используется товарный знак, то его указание надо сопровождать словами «или эквивалент». Исключением из правил можно считать, например, закупку запасных частей к используемому оборудованию, при несовместимости товаров.

В извещении, документации вместо сведений о начальной (максимальной) цене договора можно будет установить цену единицы товара, работы или услуги и максимальную цену договора или формулу определения цены договора и ее максимальное значение.

Внесенные в 223-ФЗ правки в некоторой степени делают данный закон ближе к 44-ФЗ. Процедуры становятся более упорядоченными, регламентированными, что не может не повлиять на ограничение свободы заказчиков.

Если заказчик в установленные законом сроки не разместит утвержденное с учетом всех изменений положение о закупке или решение о присоединении к положению о закупке вышестоящей организации, возникнет обязанность применения основных положений Федерального закона N 44-ФЗ.

Обзор изменений в закупках по 223-ФЗ в 2018 году

В законе появится термин «конкурентная закупка». Он предполагает выбор поставщика из нескольких участников путем проведения выбранной конкурсной процедуры. Одновременно с этим появится описание базовых способов приобретения продукции и услуг: аукционов, конкурсов, запросов котировок и предложений. Для каждого определен порядок их реализации и регламентированные сроки.

За заказчиком сохранится право самостоятельно выбирать тот или иной способ определения поставщика. Разрешено использовать и дополнительные этапы, например, переторжки.

Законодательно будут закреплены общие правила проведения конкурентных закупок:

  1. Документация о закупке должна быть приложена к любому извещению, за исключением случаев проведения запросов котировок.
  2. При реализации конкурентной закупки заказчик обязан собирать комиссию.
  3. Исключается возможность подачи альтернативных предложений. Один участник может подать только одну заявку.
  4. Отмена процедуры допускается до момента окончания подачи предложений. Более поздний отказ от закупки возможен только при условии появления обстоятельств непреодолимой силы.
  5. Заказчик обязан размещать в ЕИС ответы на запросы разъяснений документации. При этом в ответе не допускается указывать автора запроса.
  6. Разрешено проводить многоэтапные конкурентные закупки.

В законе появятся и регламентированные сроки проведения процедур. Они приведены в таблице 1.

Действие

Тип закупочной процедуры

Срок

Публикация в ЕИС извещения и соответствующей документации

Размещение в ЕИС ответов на запросы разъяснения документации

В трехдневный срок с момента их поступления

Внесение корректировок в документацию

В трехдневный срок с даты принятия соответствующего решения. При этом оставшийся срок подачи предложений не должен быть меньше половины от первоначального

Не менее 10 и не больше 20 суток с момента подписания финального протокола

Хранение всей документации, касающейся закупки

3 года с момента окончания процедуры

Кроме того, будет легализована возможность проведения «зонтичных» закупок — заказчики получат возможность заключать контракт сразу с несколькими поставщиками.

Электронные закупки

В 223-ФЗ будет введено понятие «Электронной формы закупки». Так именуются все процедуры приобретения товаров и услуг, реализуемые посредством функционала ЭТП. В законе появится точное определение торговой площадки, основные требования, предъявляемые к ней, а также ответственность оператора за нарушение норм.

Теперь заказчики обязаны проводить закупки в электронной форме. Перечень исключений из этого правила должен быть приведен в положении о закупках. Выбор электронной торговой площадки также остается правом заказчика. Все участники закупки обязаны использовать усиленную квалифицированную подпись.

Поправки в действующее законодательство расширят и полномочия Правительства России. Теперь оно может формировать список ЭТП, которые отвечают установленным требованиям. Кроме того, Правительство будет определять правила ведения электронного документооборота.

Нововведения, коснувшиеся малого и среднего бизнеса

Немаловажная часть поправок в 223-ФЗ коснется субъектов малого и среднего предпринимательства. Особое внимание необходимо обратить на следующие аспекты:

  1. Если раньше на заказчика была возложена обязанность приобретать товары и услуги у МСП на сумму не меньше 10% от всего объема закупок, то теперь эта цифра увеличена до 15%. В Правительстве уверены, что эта мера станет своеобразной помощью малому бизнесу.
  2. Для таких субъектов определен закрытый перечень способов закупок и этапов их проведения. Указаны пороги цены для каждого метода.
  3. Все закупки у МСП должны проводиться исключительно в электронном виде.

Расширен и перечень компаний, на которые возложена обязанность закупать товары у СМП. Теперь в него входят дочерние компании, в уставном капитале которых более 50% принадлежит государственным организациям. Аналогичная обязанность возлагается и на хозяйственные общества, более 50% от уставного капитала которых принадлежит РФ и чей годовой объем выручки по данным бухгалтерского отчета за предшествующий год превышает 500 миллионов рублей. Для таких фирм объем закупок у малого бизнеса должен оказаться не меньше 9% от общего количества приобретенной продукции и услуг.

Эти сведения не подлежат корректировке при утверждении документа конкретным заказчиком. Составленные типовые положения разместят в ЕИС. В открытом доступе они должны появиться в течение 15 суток с момента утверждения. Визированием и проверкой документов займется ФОИВ.

Мониторинг соответствия требованиям

С марта 2018 года в силу вступают поправки, согласно которым будет осуществляться регулярный мониторинг действий следующих групп заказчиков:

  1. Автономные учреждения федерального уровня.
  2. Заказчики, чей итоговый объем заключенных контрактов за предшествующий год оказался выше 250 миллионов рублей.
  3. Дочерние хозяйственные общества, доля государства в уставном капитале которых более 50%.
  4. Дочерние хозяйственные общества, более 50% уставного капитала которых принадлежит дочерним хозяйственным обществам.
  5. Заказчики, чей объем годовой выручки превышает 10 миллиардов рублей.
  6. Заказчики, заключившие за прошедший год контрактов на общую сумму менее 50 миллионов рублей.
  7. Все выявленные в ходе мониторинга нарушения будут фиксироваться. По результатам проверки наложат соответствующее взыскание.

Обновление формы отчета о закупках

Уже с января 2018 года будет изменена форма отчета о закупках. Среди основных нововведений отмечают:

  1. Сведения о договорах, заключенных с представителями малого бизнеса будут вноситься в отдельные графы.
  2. Появится строка, в которую нужно внести информацию об общем объеме закупок за год. При этом приобретение товаров и услуг у МСП выносится отдельно. После эти две цифры суммируются.
  3. Для каждой категории договоров нужно, как и раньше, указать общую стоимость и количество реализованных контрактов. Отдельно отображается число контрактов, срок исполнения которых более года.

Старая форма отчета больше приниматься не будет. В связи с этим заказчикам следует внимательно изучить новую структуру документа.

Правительству России предоставлено право определять перечень закупок, которые реализуются в закрытом режиме. Для этих целей будут приобретаться отдельные торговые площадки. Перечень конкретных ЭТП еще окончательно не сформирован и в любой момент может быть скорректирован.

Пройти регистрацию на такой площадке смогут только определенные организации. Для этого они должны будут иметь соответствующее персональное приглашение.

Обжалование действий

Корректировки внесены и в перечень действий, разрешенных к обжалованию. Обращаться в ФАС теперь могут только те компании, которые подавали заявки на участие в рассматриваемой закупке. Теперь в список действий входят:

  1. Нарушения, которые допустил заказчик при проведении закупки.
  2. Отсутствие в ЕИС положения о закупке отдельного заказчика, а также прочей информации обязательной к размещению.
  3. Предъявление заказчиком избыточных требований к участникам.
  4. Приобретение заказчиком товаров или услуг при отсутствии утвержденного положения о закупке.

С июля этого года обжаловать можно будет и действия операторов торговых площадок. Рассмотрение всех поступающих жалоб будет проводиться на основании только тех доводов, которые отвечают предмету рассматриваемого вопроса. При этом оспорить решение ФАС на том основании, что вопрос не входит в ее компетенцию будет крайне сложно.

С 2018 года начнут действовать еще несколько важных поправок:

  1. Участвовать в закупке, проводимой в рамках 223-ФЗ, сможет любое юридическое или физическое лицо. Удалено указание на то, что участники должны соответствовать требованиям, приведенным заказчиком в положении о закупках.
  2. Начальная цена договора может быть указана путем приведения НМЦК контракта, указания на формулу расчета цены и максимально допустимую стоимость всего лота, а также обозначением цены каждой отдельной позиции.
  3. Указание на конкретный товарный знак или производителя в техническом задании возможно только с припиской «или эквивалент». При этом заказчики будут вынуждены указывать параметры эквивалентности, дабы в дальнейшем избежать спорных ситуаций.

Вносить корректировки в договор, заключенный с унитарным предприятием необходимо по нормам 223-ФЗ. Если изменился объем приобретаемых товаров, их стоимость или срок реализации контракта — данные об этом должны появиться в ЕИС в течение 10 дней с момента внесения правок.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector