Учетная политика при едином сельскохозяйственном налоге

ЕСХН: организация налогового учета

Применение спецрежима в виде уплаты единого сельхозналога часто вызывает у бухгалтеров вопросы. Наш материал даст ответы на многие из них, поможет наладить учет в организации и оптимизировать труд работников бухгалтерии.

Определяемся с порядком учета

Начнем с того, что организации, перешедшие на специальный налоговый режим в виде уплаты ЕСХН, должны вести полноценный бухгалтерский учет. Что касается учета показателей для исчисления налоговой базы и суммы ЕСХН, то его они обязаны вести на основании данных бухгалтерского учета.

Однако в отличие от бухучета, где все правила регламентированы, для налогового учета никаких специальных книг и жестких стандартов не установлено. Поэтому сельхозорганизации имеют право самостоятельно разрабатывать систему налогового учета.

Формируем систему учета

При формировании системы налогового учета (на основании бухгалтерского учета) необходимо разработать такую методологическую и организационную основу, которая позволит наиболее рационально, с наименьшими затратами времени и средств, вести оба вида учета.

Инструментом сближения учетов послужат учетная политика, рациональный документооборот, выбор регистров налогового учета, применение бухгалтерских счетов третьего порядка.

В этой работе целесообразно:

– определить объекты учета, по которым правила бухучета совпадают с налоговыми или отличаются незначительно;
– разработать порядок использования данных бухучета для целей налогового учета (ввести дополнительные субсчета);
– выделить те объекты учета, по которым правила учета различны, и разработать формы регистров налогового учета;
– разработать формы бухгалтерских справок, необходимые для расчета единого сельхозналога;
– организовать обособленный учет доходов и расходов, связанных с реализацией (выбытием) основных средств и НМА.

Группировку доходов и расходов в бухучете можно обеспечить с применением субсчетов и аналитических счетов. Их данные позволят исключить из расчета налоговой базы доходы и расходы, которые не признают при налогообложении.

Основным первичным документом налогового учета будет бухгалтерская справка, составленная на основании первичных бухгалтерских документов. В ней указывают реквизиты, позволяющие (при необходимости) обратиться к первоисточнику. Организацию учета расчетов по единому сельскохозяйственному налогу можно представить в виде схемы. Она приведена в приложении 1.

Составляем бухгалтерские справки

Данные бухгалтерских справок, оформляемых на каждом участке учета, могут быть использованы для составления практически любого налогового расчета. Рассмотрим на примере порядок учета доходов от реализации, принимаемых для расчета ЕСХН.

ПРИМЕР 1

Фирма ООО «Заря» перешла на уплату ЕСХН. Она выращивает крупный рогатый скот мясного направления. Допустим, 14 мая 2008 года по накладной № 23 был реализован бычок на сумму 10 000 руб. По договору покупатель обязан был внести эту сумму в течение десяти календарных дней после отгрузки. Однако на счет фирмы «Заря» поступила частичная оплата в сумме 8000 руб.

Для того чтобы было легче проконтролировать поступление доходов от реализации, а также сумму дебиторской задолженности за покупателем, бухгалтер заполнил справку о доходах от реализации сельхозпродукции, принимаемых для расчета ЕСХН (бухгалтерская справка № 1 приведена в приложении 2).

В справке бухгалтер указал реквизиты первичных бухгалтерских документов, на основании которых в бухучете начислена выручка от реализации продукции. Одновременно в ней зарегистрирована и фактическая оплата продукции покупателем. Это связано с тем, что при исчислении налоговой базы по ЕСХН применяется кассовый метод учета доходов и расходов.

В графе «Отклонение» определяется разница между бухучетом доходов и суммой, учитываемой для расчета ЕСХН.

Рассмотрим другую ситуацию.

ПРИМЕР 2

Фирма «Заря» по накладной № 33 от 23 мая 2008 года продала принадлежащий ей трактор за 100 000 руб., а 27 мая 2008 года по накладной № 25 были реализованы покупные товары на сумму 50 000 руб. По данным операциям покупатели расплатились в полном объеме.

На эти операции по учету доходов от реализации прочего имущества бухгалтер заполнил справку (бухгалтерская справка № 2 приведена в приложении 2).

По правилам пункта 4 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ при реализации основных средств до истечения трех лет с момента учета расходов на их приобретение налогоплательщик должен пересчитать налоговую базу, уплатить дополнительную сумму налога и пени. При реализации основного средства со сроком полезного использования свыше 15 лет пересчет делают, если прошло менее 10 лет. В примере данный пересчет не показан.

Формируем сводный налоговый регистр

На основании бухгалтерских справок, данных по счетам учета реализации (счета 90 и 91), а также счетов учета денежных средств, расчетов и т. п. формируется сводный налоговый регистр по учету доходов от реализации, принимаемых для расчета ЕСХН. Его форма показана в приложении 3.

В данном регистре выделяют доходы в соответствии со спецификой производства в разрезе выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, продукции первичной переработки и прочих доходов. Кроме того, в регистре налогового учета целесообразно показать доходы по источникам поступления.

Так, к внереализационным доходам могут относиться, например, доходы от долевого участия в других организациях, от безвозмездно полученного имущества, в виде списанной кредиторской задолженности.

По такому же принципу можно построить и учет расходов. К учетной политике необходимо приложить формы бухгалтерских справок-расчетов, которые будут применять в учете.

В заключение отметим, что предложенный вариант системы учета расчетов по ЕСХН носит рекомендательный характер. С его помощью можно анализировать данные, используемые в бухгалтерских записях, что повысит сопоставимость бухгалтерской и налоговой информации.

Учетная политика при ЕСХН — особенности формирования

Учетная политика ЕСХН

ЕСХН — специальный налоговый режим, поэтому, начиная разговор об учетной политике (УП) для применяющих ЕСХН коммерсантов, необходимо исходить из общих требований Налогового кодекса.

ВАЖНО! В соответствии со ст. 313 НК РФ в своей УП для целей налогообложения налогоплательщик устанавливает правила ведения налогового учета при осуществлении своей деятельности.

При этом от коммерсанта потребуется:

  • разработать УП еще до начала своей работы;
  • утвердить УП приказом руководителя;
  • применять последовательно из периода в период;
  • корректировать УП в необходимых случаях (при изменении законодательства, при осуществлении новых видов деятельности и др.).

Формируя УП и определяя правила налогового учета, спецрежимнику-сельхозтоваропроизводителю необходимо учесть требования ст. 346.5 НК РФ.

В п. 8 указанной статьи сформулировано основное требование к форме налогового учета сельхозкоммерсантов на ЕСХН. Необходимую для расчета сельхозналога информацию они обязаны отражать следующим образом:

  • фирмы на ЕСХН — на основании данных бухучета с учетом требований гл. 26.1 НК РФ;
  • ИП на ЕСХН — в специальной книге учета доходов и расходов ИП, утвержденной приказом Минфина России от 11.12.2006 № 169н.

Таким образом, применяющие ЕСХН фирмы должны формировать УП двух видов:

  • для целей бухучета;
  • налоговую УП.

Оформить их можно в виде утвержденных руководителем двух отдельных документов или в форме единой УП, в которой нюансам бухгалтерского и налогового учета отведены отдельные разделы.

Для ИП на ЕСХН, отражающих доходы и расходы в специальной книге, форма и порядок заполнения которой утверждены законодательно, УП для целей бухучета не нужна — им позволено этот вид учета не осуществлять (п. 2 ст. 6 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ о бухучете).

Однако УП для целей налогового учета ИП лучше оформить. Для чего? Расскажем в следующем разделе.

О составлении учетной политики при УСН читайте в этой статье.

Учетная политика ИП на ЕСХН

На первый взгляд, требование к оформлению УП для предпринимателя на ЕСХН кажется избыточным по той причине, что гл. 26.1, посвященная вопросам ЕСХН, не предусматривает многовариантности способов и методов учета доходов и расходов, а переписывать в УП один к одному нормы НК РФ законодательство не требует.

Однако в действительности все не совсем так. Дело в том, что ст. 313 НК РФ предусматривает, что данные налогового учета должны подтверждаться:

  • первичными учетными документами;
  • аналитическими регистрами налогового учета;
  • расчетами налоговой базы.

Это означает, что ИП в своей УП обязаны предусмотреть следующие важные аспекты:

  • формы применяемых для оформления хозяйственных операций первичных документов;
  • алгоритмы документооборота и процедуры обработки учетной информации;
  • иные важные для целей налогового учета решения.

Поскольку ИП на ЕСХН вправе вести учет своих доходов и расходов как на бумаге, так и в электронном виде, избранный способ также необходимо закрепить в УП.

Кроме того, любой коммерсант заинтересован в сохранности своего имущества, поэтому в УП должны найти отражение вопросы проведения инвентаризации имущества и обязательств, а также аспекты внутреннего контроля за учетным процессом.

Другим важным нюансом, требующим непременного отражения в УП, является детализация такой учетной процедуры, как раздельный учет — если ИП совмещает ЕСХН с другим режимом налогообложения.

ВАЖНО! На основании п. 1 ст. 346. 1 НК РФ применяющие ЕСХН налогоплательщики вправе совмещать данный спецрежим с иными (предусмотренными НК РФ) режимами налогообложения.

А совмещение режимов — это необходимость ведения раздельного учета, регламент которого в законодательстве не описан. Его необходимо разработать самостоятельно и отразить в УП.

ВАЖНО! Основное требование к применяемому коммерсантом способу раздельного учета — возможность однозначного отнесения тех или иных показателей к разным видам предпринимательской деятельности (письмо Минфина России от 30.11.2011 № 03-11-11/296).

Как организовать раздельный учет при совмещении режимов, см. в материале «Порядок раздельного учета при УСН и ЕНВД».

Учетная политика фирмы на ЕСХН

Фирмам на ЕСХН (в отличие от ИП) вести бухучет обязательно, поэтому все нюансы своего бухгалтерского и налогового учета им необходимо отразить в УП.

«Налоговую» УП они могут формировать с учетом рекомендаций, описанных в предыдущем разделе.

ВАЖНО! Правила формирования «бухгалтерской» учетной политики определены в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций», утвержденном приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н.

ПБУ 1/2008 предписывает фирмам закреплять в УП следующие аспекты:

  • рабочий план счетов;
  • формы первичных документов;
  • регламент и частоту проведения инвентаризаций;
  • график документооборота;
  • иные необходимые для организации бухучета решения.
Читать еще:  Что делать если батареи теплые а в квартире холодно

В «бухгалтерской» УП должны найти отражение разнообразные учетные моменты, касающиеся специфики деятельности фирмы.

К примеру, если ее работники выезжают в служебные поездки, в УП можно прописать:

  • организационный регламент «командировочной» процедуры;
  • размер суточных;
  • перечень отчетных документов по возвращении из служебной поездки;
  • иные «командировочные» нюансы.

В своей УП фирме необходимо не только отразить учетные нюансы, но и детализировать отчетные особенности. В частности, если фирма применяет упрощенные формы отчетности, что позволено субъектам малого предпринимательства, информацию о применяемых отчетных формах необходимо отразить в УП.

Какие особенности учета имущества коммерсанта на ЕСХН отразить в учетной политике?

Применение ЕСХН отличается строгой регламентацией доходов и расходов, учитываемых при расчете сельхозналога. В том числе это касается и учетных тонкостей в отношении используемого в сельхоздеятельности имущества.

Однако и в таких строгих условиях остаются отдельные вопросы, требующие самостоятельного решения (в том числе отражения в УП) со стороны применяющего ЕСХН коммерсанта.

Рассмотрим, например, нюансы отражения в УП алгоритма учета стоимости земельных участков. Действия коммерсанта при покупке земли регламентированы п. 4.1 ст. 346.5 НК РФ и предусматривают учет стоимости земли в расходах:

  • после фактической оплаты «земельных» прав;
  • при наличии документально подтвержденного факта подачи документов на госрегистрацию указанного права;
  • равномерно в течение определенного периода (не менее 7 лет).

Законодатель установил минимальную временную границу в 7 лет, и с ее учетом сельхозтоваропроизводитель в УП прописывает свой временной период. Он может быть равен как минимально разрешенному, так и любому временному отрезку, превышающему эту границу (8, 9, 10 и более лет).

Помимо земельных участков, в УП могут найти отражение особенности установления сроков полезного использования ОС и НМА сельхозкоммерсанта.

Это актуально для следующих сельхозтоваропроизводителей на ЕСХН:

  • перешедших на ЕСХН с иного налогового режима;
  • имеющих на момент перехода ОС и НМА с остаточной стоимостью.

Поскольку списание указанного имущества не может производиться единовременно, а зависит от сроков полезного использования ОС и НМА, в УП необходимо закрепить порядок его определения — если в общеприменяемой классификации (утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1) такая информация отсутствует.

Общий механизм оформления УП см. в материале «Как составить учетную политику организации (2020)?».

Фирмы и ИП на ЕСХН при составлении учетной политики должны исходить из основных требований НК РФ и ПБУ 1/2008.

Основное предназначение учетной политики для коммерсантов на ЕСХН — закрепить применяемые учетные способы, позволяющие достоверно сформировать налогооблагаемую базу по сельхозналогу и рассчитать его.

Учетная политика для целей налогообложения на ЕСХН

Что такое налоговая учетная политика

Общее определение налоговой учетной политики приведено в статье 11 НК РФ. Учетная политика для целей налогообложения – это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Налоговая учетная политика, как правило, содержит следующие разделы:

1) применяемые способы и методы исчисления налоговой базы (определения объекта налогообложения);

2) налоговый учет;

Элементы налогообложения по ЕСХН

Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) являются организации и индивидуальные предприниматели – сельскохозяйственные товаропроизводители, которые добровольно перешли на уплату ЕСХН (п. 1 ст. 346.2 НК РФ).

К сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся:

1) организации и индивидуальные предприниматели при условии, что

— они производят сельскохозяйственную продукцию, осуществляют ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализуют эту продукцию;

— (и) доля продукции, произведенной из собственного сельскохозяйственного сырья, составляет не менее 70% в общем доходе;

2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие) при условии, что доля доходов от реализации собственной сельхозпродукции составляет не менее 70%;

3) рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели (при выполнении условий, установленных п.2.1 ст. 346.2)

Объект налогообложения на ЕСХН определяется как «доходы, уменьшенные на величину расходов» (ст. 346.4 НК РФ). Порядок определения и признания доходов и расходов установлен в статье 346.5 Кодекса.

Налоговая база по ЕСХН исчисляется как денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов (ст. 346.6 НК РФ). Доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала года. При этом налоговая база может быть уменьшена на величину убытков, полученных в предыдущие годы.

Налоговый период по ЕСХН – календарный год, отчетный период – полугодие (ст. 346.7 НК РФ).

Налоговая ставка установлена в размере 6% (ст. 346.8 НК РФ).

Налоговый учет организаций – плательщиков ЕСХН

Согласно п. 8 ст. 346.5 НК РФ организации обязаны вести учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы единого сельскохозяйственного налога, на основании данных бухгалтерского учета с учетом положений главы 26.1 НК РФ.

В налоговой учетной политике организация должна привести перечень и образцы (или описание) налоговых регистров, в которых ведется учет доходов и расходов для целей исчисления ЕСХН. Если бухгалтерский и налоговый учет доходов и расходов совпадают, то в налоговой учетной политике следует привести перечень бухгалтерских регистров, на основании которых исчисляется налоговая база по ЕСХН. При этом в налоговой учетной политике следует сделать ссылку на бухгалтерскую учетную политику, в которой организация в соответствии с п. 4 ПБУ 1/2008 обязана утвердить формы бухгалтерских регистров.

Налоговый учет индивидуальных предпринимателей — плательщиков ЕСХН

Налоговый учет индивидуальными предпринимателями ведется в Книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных производителей (далее – Книга). Форма Книги и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина от 11.12.2006 № 169н.

Установлены следующие правила ведения книги:

1. Книга ведется в течение календарного года. На каждый год открывается новая книга.

2. Книга ведется на бумажных носителях или в электронном виде (по выбору индивидуального предпринимателя).

3. Книга, которая ведется в электронном виде, по окончании года должна быть распечатана.

4. Книга на бумаге, а также распечатанная электронная книга должна быть прошита, пронумерована и скреплена подписью и печатью (при наличии) индивидуального предпринимателя. На последнем листе книги указывают количество страниц в ней.

5. Книга должна быть заверена в налоговом органе:

а) на бумажных носителях – до начала ее ведения;

б) распечатанная электронная книга – не позднее 31 марта следующего года.

6. Книга ведется на русском языке.

7. Исправления в Книге допускаются. Рядом с исправленной записью надо поставить подпись индивидуального предпринимателя, печать (при наличии) и дату исправления.

Порядок регистрации хозяйственных операций в Книге:

1. В Книге регистрируют в хронологическом порядке хозяйственные операции, в результате которых:

а) возникают доходы, которые включаются в налоговую базу по ЕСХН, а именно (п.1 ст. 346.5 НК РФ):

— доходы от реализации (ст. 249);

— внереализационные доходы (ст. 250);

б) образуются расходы, перечисленные в п.2 ст. 346.16 НК РФ.

2. Регистрация хозяйственных операций производится только на основании первичных учетных документов.

3. В случаях, когда для признания доходов или расходов должны выполняться дополнительные условия, то записи в книге производятся на основании бухгалтерской справки, справки-расчета и т.п.

4. В разделе II книги производится расчет расходов, связанных с предпринимательской деятельностью на ЕСХН:

а) на приобретение (создание, изготовление сооружение) основных средств;

б) на достройку, дооборудование, техническое перевооружение, модернизацию, реконструкцию основных средств;

в) на приобретение (создание) нематериальных активов.

Указанные расходы отражаются в книге в последнюю дату отчетного (налогового) периода в размере фактически оплаченных сумм по каждому введенному в эксплуатацию объекту основных средств (принятому к учету объекту нематериальных активов) отдельно. В налоговую базу эти расходы включаются до конца налогового периода равными частями. Если права на объект должны быть зарегистрированы, то его стоимость отражается в разделе II книги при условии, что документы поданы на госрегистрацию.

Исходя из вышеизложенного, в налоговой учетной политике индивидуальный предприниматель должен установить:

— порядок ведения Книги – в электронном виде или на бумажных носителях;

— перечень первичных учетных документов, которыми оформляются хозяйственные операции, и на основании которых производятся записи в Книге;

— формы бухгалтерских справок, справок-расчетов и т.п., на основании которых производятся записи в Книге в случаях, когда для отражения доходов или расходов необходимы дополнительные расчеты или выполнение особых условий.

Лимит доли доходов для применения ЕСХН

Одним из условий, дающих право на применение ЕСХН, является соблюдение лимита доли доходов от реализации сельхозпродукции за налоговый период – не менее 70%.

К сельскохозяйственной продукции относится:

— продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства;

— продукция животноводства, в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов.

Постановлением Правительства РФ от 25.07.2006 № 458 утверждены:

— порядок отнесения продукции к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства;

— перечень видов продукции, относимой к сельскохозяйственной продукции (приложение № 1 к Постановлению);

— перечень продукции, относимой к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства (приложение № 2 к Постановлению).

К сельскохозяйственной продукции также относятся уловы водных биологических ресурсов, рыбная и иная продукция из водных биологических ресурсов, перечень которых приведен в пункте 3 ст. 346.2, пунктах 4 и 5 ст. 333.3 НК РФ.

Алгоритм расчета доли доходов заключается в следующем:

1. О пределить сумму дохода от реализации товаров, работ, услуг (Д). Для этого надо взять только доходы от реализации, признаваемые для целей налогообложения согласно статьям 248 и 249 НК РФ (без учета доходов, перечисленных в статьях 250 и 251 НК РФ). Плательщики ЕСХН выручку определяют по правилам, установленным для этого спецрежима. В расчет принимаются доходы от реализации по всем видам деятельности, в том числе и переведенным на ЕНВД;

Читать еще:  Устранение засора централизованной канализации за чей счет

2. Определить сумму дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства (ДСХ);

3. Определить долю дохода от реализации продукции первичной переработки в общем доходе от реализации продукции, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства ( d Д). Для этого следует сумму расходов на производство сельхозпродукции (РП) и первичную переработку сельхозпродукции (РПП) разделить на сумму расходов на производство всей продукции из произведенного сельскохозяйственного сырья (Р):

d Д = (РПП + РП) : Р;

4. Рассчитать доход от реализации сельхозпродукции первичной переработки (ДСХп) в общем доходе от реализации произведенной сельхозпродукции:

ДСХп = ДСХ х d Д ;

5. Рассчитать долю реализации сельхозпродукции, включая продукцию первичной переработки ( d Р), в общей сумме дохода от реализации:

d Р = ДСХп : Д;

6. Рассчитанную долю ( d Р) сравнить с предельным показателем 70%.

В налоговой учетной политике следует установить:

— перечень доходов от реализации сельхозпродукции;

— порядок раздельного учета доходов от реализации сельхозпродукции и иной реализации;

— порядок и периодичность расчета (ежемесячно или ежеквартально нарастающим итогом) доли доходов от реализации сельхозпродукции;

— форму налогового регистра для расчета доли доходов от реализации сельхозпродукции.

Учет расходов

Расходы для целей налогообложения ЕСХН учитываются после их оплаты. Закрытый перечень расходов приведен в статье 346.5 НК РФ. Для признания некоторых видов расходов установлены ограничения, поэтому для включения таких расходов в налоговую базу необходимо произвести предварительный расчет в бухгалтерской справке, справке-расчете или специальном налоговом регистре. Формы этих справок (регистров) утверждают в налоговой учетной политике.

К таким расходам относятся:

1. Проценты по кредитам и займам (пп.9 п. 2, п. 3 ст. 346.5, ст. 269). В налоговой учетной политике следует установить порядок определения предельного размера процентов, включаемых в расходы, в соответствии с п. 1 ст. 269 НК РФ. Предельный размер процентов можно определять:

а) по ставке рефинансирования ЦБ РФ, скорректированной на повышающие коэффициенты, установленные в п.1 и п. 1.1 ст. 269;

б) (или) по среднему уровню процентов по сопоставимым долговым обязательствам. При выборе указанного варианта в учетной политике для целей налогообложения определяют критерии сопоставимости займов и кредитов: объемы, сроки, обеспечения.

2. Расходы на командировки (пп.13 п. 2 , п. 3 ст. 346.5). Перечень указанных расходов, признаваемых для целей налогообложения, приведен в пп.12 п. 1 ст. 264. Если организация возмещает иные расходы на командировки, то для расчета «налоговых» расходов составляют налоговый регистр или бухгалтерскую справку.

3. Плата нотариусу за нотариальное оформление документов признается расходом для целей налогообложения в пределах установленных законодательством о нотариате тарифов (пп.14 п. 2, п. 3 ст. 346.5) и, соответственно, включается в расходы на основании специального расчета.

4. Расходы на рекламу (пп.20 п. 2, п. 3 ст. 346.5). Перечень указанных расходов приведен в п. 4 ст. 264. Из них расходы на рекламу через СМИ и информационно-телекоммуникационные сети, световую и иную наружную рекламу, участие в выставках и ярмарках, изготовление брошюр и каталогов не лимитируются (абз.2-4 п.4 ст. 264). Остальные расходы на рекламу признаются для целей налогообложения в размере не более 1% доходов от реализации. Эти расходы включаются в налоговую базу отчетного (налогового) периода по специальному расчету.

Раздельный учет при совмещении режимов

Налогоплательщики, совмещающие ЕСХН и ЕНВД, включают в налоговую учетную политику положения о раздельном учете.

Согласно п.10 ст. 346.6 НК РФ налогоплательщики, переведенные на уплату ЕНВД по отдельным видам деятельности:

а) ведут раздельный учет доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам;

б) распределяют «общие» расходы пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных на ЕСХН и ЕНВД.

В налоговой учетной политике необходимо утвердить:

— порядок раздельного учета доходов и расходов: на счетах бухгалтерского учета или в специальных налоговых регистрах;

— перечень «общих» расходов, подлежащих распределению;

— форму регистра (расчета) по распределению «общих» расходов.

Согласно п. 7 ст. 346.26 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению ЕНВД, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке.

Из вышеприведенной нормы следует, что налогоплательщик, совмещающий ЕСХН и ЕНВД, в налоговой учетной политике должен предусмотреть порядок раздельного учета:

Учетная политика ЕСХН в 2020 году

Субъекты предпринимательства, которые являются плательщиками ЕСХН, обязаны оформить учетную политику для утверждения выбранного налогового режима и описания правил ведения бухучета. Как ведется учетная политика ЕСХН, каким образом оформить и утвердить документ – ответы на эти и другие вопросы Вы найдете в нашей сегодняшней статье.

Общие положения учетной политики

Учетной политикой (УП) называют документ, оформляемый для утверждения выбранного режима налогообложения. Также в документе описывают порядок ведения бухучета в целях определения налоговой базы: метод начисления амортизации, перечень доходов и расходов, которые фирма вправе признать при расчете налога, способ отражения бухгалтерских операций и т.п. Читайте также статью: → “Особенности налогового и бухгалтерского учета на крупном предприятии».

Наряду с организациями, применяющими ОСНО и УСН, плательщикам ЕСХН также необходимо оформить учетную политику. Ниже мы подробно расскажем о процедуре составления и утверждения УП, а также о положениях, которые следует указать в документе.

Учетная политика при ЕСХН

Учетная политика является внутренним нормативным документом, подтверждающий статус фирмы как плательщика ЕСХН. При составлении УП учитывайте необходимость описания правил бухучета в целях налогообложения ЕСХН.

Какие положения необходимо включить в учетную политики

Текст документа следует оформить в виде отдельных разделов, каждый из которых должен раскрывать положения относительно режима налогообложения, расчета налога, учета доходов и расходов и т.д. Ниже в таблице приведена обобщенная информация об основных положениях, которые необходимо включить в документ.

  • Проводки в учете осуществляются в разрезе счетов и субсчетов в соответствие с характером операции;
  • Систематизация данных учета проводится на основании оборотно-сальдовой ведомости (операции с поставщиками и покупателями).

Таким образом, сумму доходов и расходов для целей налогообложения Вам следует определять исходя из показателя, отраженного в оборотно-сальдовой ведомости.

  • приобретение, содержание и обслуживание основных фондов. Также опишите в данном пункте выбранный метод амортизации и порядок ее начисления;
  • сырье и материалы, используемые при производстве и переработке с/х продукции;
  • НДС, уплаченный поставщикам;
  • убытки прошлых лет.

Также в составе учитываемых расходов Вы вправе описать затраты, связанные со спецификой с/х деятельности, такие как расходы на:

  • приобретение молодняка скота и мальков рыбы;
  • потери от падежа и вынужденного убоя скота;
  • питание с/х работников и работников рыболовецких судов (если в рамках ЕСХН Вы занимаетесь рыболовецким промыслом);
  • страхование урожая и с/х техники;
  • подготовку специалистов в сфере сельского хозяйства (курсы, тренинги, семинары).

Если специфика деятельности Вашей с/х фирмы предусматривает прочие расходы в рамках НК, то их также следует описать в данном пункте.

Укажите порядок расчета годовой суммы налога и авансовых платежей:

  1. на основании данных о доходах и расходах, полученных по итогам текущего полугодия, рассчитывается сумма авансового платежа;
  2. аванс за полугодие перечисляется в бюджет до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом (за 1 пол. 2017 – до 25.07.2017);
  3. в конце отчетного года производится расчет годовой суммы налога исходя из фактических показателей налогового периода;
  4. по факту подачи налоговой декларации остаток суммы налога перечисляется в бюджет (годовая сумма за минусом аванса). Срок оплаты – до 31 марта следующего года (за 2017 год – до 31.03.2020).

В данном пункте Вы также можете утвердить сроки подачи отчетности в органы ФНС (не позже, чем это предусмотрено действующим законодательством).

В случае, если для ведения с/х деятельности Вы приобретаете земельные участки, то срок признания расходов на их приобретение следует отразить в учетной политике. При этом учтите следующее: законодательство определяет срок признания расходов на землю не менее 7 лет.

Пример №1. ООО «Чистое поле» занимается выращиванием и реализацией пшеницы, является плательщиком ЕСХН. В феврале 2017 «Чистое поле» приобрело у АО «ГлавПром» земельный участок:

  • стоимость земли 10.402.300 руб.;
  • «Чистое поле» оплатило стоимость земли 04.02.17;
  • Акт на получение земли подписан 18.02.17;
  • 06.17 «Чистое поле» получило свидетельство права собственности на участок.

Согласно положений учетной политики ООО «Чистое поле», срок признания расходов на покупку земли составляет 8 лет. Таким образом, сумма ежемесячных расходов составит 108.357 руб. (10.402.300 руб. / 8 лет * 12 мес.). Отражать расходы на землю «Чистое поле» вправе с июня 2017 (с момента регистрации права собственности).

Если Вы совмещаете уплату ЕСХН и ЕНВД, то текст учетной политики Вам следует дополнить порядком организации раздельного учета и механизмом расчета налога в рамках каждого из применяемых налоговых режимов.

Как оформить и утвердить документ

Учетная политика плательщика ЕСХН оформляется в соответствии с общими требованиями. Читайте также статью: → “Условия применения ЕСХН + инфографика, плательщики, расчет». При составлении документа действуйте согласно нижеприведенному алгоритму:

  1. Подготовьте проект документа. Вы можете сделать это самостоятельно или поручить главному бухгалтеру.
  2. Внесите в проект необходимые корректировки, после чего утвердите документ как руководитель.
  3. После подписания УП руководителем и заверением печатью организации, зарегистрируйте документ (присвойте ему номер и укажите дату составления).
  4. Подготовьте приказ, согласно которому УП вступает в силу.

Отметим, что новая учетная политика вступает в силу только с начала отчетного года. Введение нового порядка учета в течение года возможно только в исключительных случаях (изменение законодательства, режима налогообложения, введение новых видов деятельности при совмещении ЕНВД и ЕСХН).

Образец учетной политике для с/х предприятия

Ниже приведен примерный образец учетной политике для с/х предприятия – плательщика ЕСХН.

Общество с ограниченной ответственностью «Хлебодар»

ПРИКАЗ № 143-18/4
об утверждении учетной политики для целей налогообложения

  1. Утвердить учетную политику для целей налогообложения.
  2. Контроль за исполнением приказа возложить на главного бухгалтера Хвостова Г.Н.
  3. Срок вступления в силу учетной политики – 01.01.2017.
Читать еще:  Статья в тк рф для матерей одиночек

Приложение к приказу – учетная политика для целей налогообложения.

Директор Шишкин Н.Д.

С приказом ознакомлен Хвостов Г.Н.

Учетная политика для целей налогообложения

1. Утвердить ООО «Хлебодар» в качестве плательщика единого сельхоз налога (ЕСХН).

2. Для расчета ЕСХН использовать объект налогообложения, определяемый как разницу между полученными доходами и понесенными расходами.

3. Налоговую базу для расчета ЕСХН определять на основании данных Книги учета доходов и расходов, которая ведется автоматизированно с помощью ПО «1С». Данные в Книгу вносить на основании первичных документов отдельно по каждой операции. Читайте также статью: → “Ведение книги доходов и расходов при ЕСХН».

Учет доходов и расходов

4. В целях налогообложения доходы и расходы учитывать кассовым методом (по факту их оплаты). Увеличение налоговой базы для расчета ЕСХН осуществляется за счет реализационных и внереализационных доходов (в том числе авансы). Уменьшение налоговой базы осуществляется за счет:

  • расходов на приобретение и обслуживание ОС;
  • затрат на покупку сырья, материалов, покупных товаров;
  • суммы НДС, уплаченной поставщикам;
  • расходов на питание работников, занятых на с/х работах;
  • затрат на информационно-консультационные услуги;
  • расходов на участие в тендерах и конкурсах с целью реализации продукции;
  • таможенных платежей при экспорте с/х продукции;
  • затрат на приобретение имущественных прав на земельные участки.

При расчете налога сумму расходов на приобретение земельных участков учитывать равными частями в течение 7 лет.

Расчет и уплата ЕСХН

5. В срок до 15 июля текущего года рассчитать сумму авансового платежа по ЕСХН за отчетный период. Расчет осуществлять по формуле:

А = (Дох – Расх) * 6%,

  • где А – сумма аванса к оплате;
  • Дох – показатель доходов за 1 полугодие текущего года по данным Книги учета доходов и расходов;
  • Расх – показатель расходов за 1 полугодие текущего года по данным Книги учета доходов и расходов.

Рассчитанную сумму аванса перечислить в бюджет до 20 июля текущего года.

6. В срок до 1 марта следующего года рассчитать сумму годового платежа по ЕСХН за предыдущий налоговый период. Расчет осуществлять по формуле:

Н = (ГодДох – ГодРасх) * 6%,

  • где Н – сумма годового платежа по ЕСХН;
  • ГодДох – годовой показатель доходов по данным Книги учета доходов и расходов;
  • ГодРасх – годовой показатель расходов по данным Книги учета доходов и расходов.

Рассчитанную сумму налога отразить в декларации. Срок подачи декларации в ФНС – до 15 марта следующего года.

7. В срок до 20 марта следующего года рассчитать и оплатить окончательную сумму по ЕСХН за предыдущий налоговый период. Сумму к оплате определить по формуле:

  • где П – окончательный платеж по ЕСХН;
  • Н – годовая сумма налога;
  • А – сумма аванса, оплаченного за 1 полугодие.

8. Ответственность за выполнение положений учетной политики возложить на главного бухгалтера Хвостова Г.Н.

Главный бухгалтер Хвостов Г.Н.

Директор Шишкин Н.Д.

Рубрика “Вопрос – ответ”

Вопрос №1. ООО «Фермер» – плательщик ЕСХН. В августе 2016 «Фермер» приобрел право собственности на землю, которая засеяна с/х культурами (картофелем и луком). Цена земли – 9.303.800 руб. Может ли «Фермер» учесть данные расходы при расчете налога? Учетной политикой ООО «Фермер» предусмотрено, что расходы на покупку земли признаются равными долями в течение 8,5 лет.

Законодательство не запрещает с/х производителям уменьшать налогооблагаемую базу на сумму расходов, связанных с покупкой засеянной земли. Поэтому, руководствуясь учетной политикой, «Фермер» вправе ежемесячно отражать расходы в сумме 91.213 руб. (9.303.800 руб. / 102 мес.).

Вопрос №2. В декабре 2016 ООО «ГлавХозТрест» утвердит учетную политику на 2017 год. Согласно тексту документа, расходы на покупные товары уменьшают налогооблагаемую базу по факту реализации таких товаров. Правильно ли оформлена учетная политика «ГлавХозТрест»?

Указанные порядок признания расходов противоречит положениям НК, поэтому «ГлавХозТрест» не вправе его применять. В данной ситуации «ГлавХозТрест» необходимо указать в документе следующий текст: «Расходы на покупные товары уменьшают налогооблагаемую базу по факту оплаты таких товаров поставщику». Именно этим положением «ГлавХозТрест» следует руководствоваться при признании расходов.

Вопрос №3. АО «ХозТорг» совмещает ЕНВД и ЕСХН. В учетной политике «ХозТорга» отсутствует информация об организации раздельного учета по каждому из налоговых режимов. Корректно ли оформлена учетная политика «ХозТорга»?

Учетная политика «ХозТорга» составлена неверно: документ должен содержать положения относительно организации раздельного учета и порядка распределения общих расходов, касающихся одновременно обоих налоговых режимов. В противном случае учет доходов и расходов «ХозТорга» ведется некорректно, как следствие – организация неверно рассчитывает сумму налогов к уплате.

ЕСХН: организация налогового учета

Применение спецрежима в виде уплаты единого сельхозналога часто вызывает у бухгалтеров вопросы. Наш материал даст ответы на многие из них, поможет наладить учет в организации и оптимизировать труд работников бухгалтерии.

Определяемся с порядком учета

Начнем с того, что организации, перешедшие на специальный налоговый режим в виде уплаты ЕСХН, должны вести полноценный бухгалтерский учет. Что касается учета показателей для исчисления налоговой базы и суммы ЕСХН, то его они обязаны вести на основании данных бухгалтерского учета.

Однако в отличие от бухучета, где все правила регламентированы, для налогового учета никаких специальных книг и жестких стандартов не установлено. Поэтому сельхозорганизации имеют право самостоятельно разрабатывать систему налогового учета.

Формируем систему учета

При формировании системы налогового учета (на основании бухгалтерского учета) необходимо разработать такую методологическую и организационную основу, которая позволит наиболее рационально, с наименьшими затратами времени и средств, вести оба вида учета.

Инструментом сближения учетов послужат учетная политика, рациональный документооборот, выбор регистров налогового учета, применение бухгалтерских счетов третьего порядка.

В этой работе целесообразно:
– определить объекты учета, по которым правила бухучета совпадают с налоговыми или отличаются незначительно;
– разработать порядок использования данных бухучета для целей налогового учета (ввести дополнительные субсчета);
– выделить те объекты учета, по которым правила учета различны, и разработать формы регистров налогового учета;
– разработать формы бухгалтерских справок, необходимые для расчета единого сельхозналога;
– организовать обособленный учет доходов и расходов, связанных с реализацией (выбытием) основных средств и НМА.

Группировку доходов и расходов в бухучете можно обеспечить с применением субсчетов и аналитических счетов. Их данные позволят исключить из расчета налоговой базы доходы и расходы, которые не признают при налогообложении.

Основным первичным документом налогового учета будет бухгалтерская справка, составленная на основании первичных бухгалтерских документов. В ней указывают реквизиты, позволяющие (при необходимости) обратиться к первоисточнику. Организацию учета расчетов по единому сельскохозяйственному налогу можно представить в виде схемы. Она приведена в приложении 1.

Составляем бухгалтерские справки

Данные бухгалтерских справок, оформляемых на каждом участке учета, могут быть использованы для составления практически любого налогового расчета. Рассмотрим на примере порядок учета доходов от реализации, принимаемых для расчета ЕСХН.

ПРИМЕР 1

Фирма ООО «Заря» перешла на уплату ЕСХН. Она выращивает крупный рогатый скот мясного направления. Допустим, 14 мая 2008 года по накладной № 23 был реализован бычок на сумму 10 000 руб. По договору покупатель обязан был внести эту сумму в течение десяти календарных дней после отгрузки. Однако на счет фирмы «Заря» поступила частичная оплата в сумме 8000 руб.

Для того чтобы было легче проконтролировать поступление доходов от реализации, а также сумму дебиторской задолженности за покупателем, бухгалтер заполнил справку о доходах от реализации сельхозпродукции, принимаемых для расчета ЕСХН (бухгалтерская справка № 1 приведена в приложении 2).

В справке бухгалтер указал реквизиты первичных бухгалтерских документов, на основании которых в бухучете начислена выручка от реализации продукции. Одновременно в ней зарегистрирована и фактическая оплата продукции покупателем. Это связано с тем, что при исчислении налоговой базы по ЕСХН применяется кассовый метод учета доходов и расходов.

В графе «Отклонение» определяется разница между бухучетом доходов и суммой, учитываемой для расчета ЕСХН.

Рассмотрим другую ситуацию.

ПРИМЕР 2

Фирма «Заря» по накладной № 33 от 23 мая 2008 года продала принадлежащий ей трактор за 100 000 руб., а 27 мая 2008 года по накладной № 25 были реализованы покупные товары на сумму 50 000 руб. По данным операциям покупатели расплатились в полном объеме.

На эти операции по учету доходов от реализации прочего имущества бухгалтер заполнил справку (бухгалтерская справка № 2 приведена в приложении 2).

По правилам пункта 4 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ при реализации основных средств до истечения трех лет с момента учета расходов на их приобретение налогоплательщик должен пересчитать налоговую базу, уплатить дополнительную сумму налога и пени. При реализации основного средства со сроком полезного использования свыше 15 лет пересчет делают, если прошло менее 10 лет. В примере данный пересчет не показан.

Формируем сводный налоговый регистр

На основании бухгалтерских справок, данных по счетам учета реализации (счета 90 и 91), а также счетов учета денежных средств, расчетов и т. п. формируется сводный налоговый регистр по учету доходов от реализации, принимаемых для расчета ЕСХН. Его форма показана в приложении 3.

В данном регистре выделяют доходы в соответствии со спецификой производства в разрезе выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, продукции первичной переработки и прочих доходов. Кроме того, в регистре налогового учета целесообразно показать доходы по источникам поступления.

Так, к внереализационным доходам могут относиться, например, доходы от долевого участия в других организациях, от безвозмездно полученного имущества, в виде списанной кредиторской задолженности.

По такому же принципу можно построить и учет расходов. К учетной политике необходимо приложить формы бухгалтерских справок-расчетов, которые будут применять в учете.

В заключение отметим, что предложенный вариант системы учета расчетов по ЕСХН носит рекомендательный характер. С его помощью можно анализировать данные, используемые в бухгалтерских записях, что повысит сопоставимость бухгалтерской и налоговой информации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector